В статье автор отмечает актуальность темы исследования и выделяет эффективные методы для экологического развития детей среднего дошкольного возраста. Приведены примеры интегрированных занятий по экологии в средней группе.
Ключевые слова: экологическое развитие, средний дошкольный возраст, интегрированное занятие.
Одним из важных этапов в развитии экологической культуры человека является именно дошкольный возраст. В процессе него у человека формируется ядро личности, а также начинает проявляться положительное отношение к окружающему миру.
Экологическое воспитание осуществляется не только в семье, но и в детском саду, в ходе педагогического процесса. В возрасте 4–5 лет у ребенка закладываются основы мироощущения, в связи с чем необходимо указать на важность реализации экологического воспитания в дошкольном образовательном учреждении, а также построения этого процесса.
Экологическое воспитание дошкольников с учетом ФГОС может быть реализуется через такие виды деятельности, как наблюдение, опыты, исследование, игры, труд, художественно-эстетическая практика, чтение художественной литературы, занятия физкультурой и спортом.
Стоит отметить, что экологическое воспитание должно осуществляться не только в непрерывном процессе образовательной деятельности, но и в повседневной жизни.
В психолого-педагогических исследованиях М. Д. Маханевой отмечено, что игра представляет собой определенную форму отношения ребёнка к тому содержанию, которое в ней воплощается. Именно благодаря игре, ребенок имеет возможность усвоить полученные знания и использовать их на практике. Кроме того, игра оказывает положительные эмоции на детей, стимулируя их умственную активность [2].
Как отмечает О. А. Соломенникова и Е. В. Киселева, экологические игры предоставляют детям возможность оперировать заключёнными в их содержании знаниями [1, 3].
Не менее важно внедрять экологические игры в образовательный процесс потому, что они позволяют детям увидеть неповторимость и целостность экосистемы, осознать невозможность нарушения её целостности и понять, что неразумное и грубое вмешательство в природу может глобально навредить окружающему миру.
Необходимо отметить, что воспитатель является носителем экологической культуры, так как знакомит дошкольников со способами общения с природой, формирует у них умение наблюдать за окружающим миром, а также обучает определять элементарные связи и зависимости, испытывать радость от осознанного взаимодействия с природой, мотивирует на реализацию себя через процесс творчества.
Среди эффективных способов экологического образования детей важно отметить, игры, опытно-исследовательскую деятельность, моделирование, наблюдение, экскурсии, прогулки, конкурсы, выставки, праздники и др.
В результате теоретического анализа вышеуказанной проблемы мы смогли определить, что сочетание различных методов способствует эффективному формирования экологической культуры у дошкольников.
В образовательной деятельности МБОУ детского сада комбинированного вида № 47 города Белгорода мы изменили занятия, внедрив в процесс интегрированные занятия экологической направленности: опытно-исследовательскую деятельность с экскурсией, игры с выставкой, прогулки с играми и конкурсами.
В процессе определения причин природных явлений, отношений и связей между предметами и явлениями активно используется поисково-исследовательская деятельность. Так, за счет различных экспериментов и опытов дети детально изучают природу, а также качества и свойства объектов неживой природы, например, воды, снега и пр.
Не менее важно, что дети изучают взаимосвязь порядка и чистоты природы со здоровьем каждого человека, а также узнают о природных материалах, которые используются в различных сферах: хозяйстве, строительстве и пр.
В свою очередь, ухаживая за комнатными растениями, дети получают практический опыт приобщения к природной среде, так как учатся определять потребности растений и условий, которые необходимы для их содержания.
Особенно важно воспитателям как можно чаще водить детей в ботанический сад для того, чтобы можно было наблюдать за растениями, уметь их отличать по определенным признакам, а также знать, какие растения являются редкими и занесены в Красную книгу.
После нескольких занятий по уходу за растением ребенок сможет рассказать о своем растении воспитателю, сверстникам или родителям, а также о том, какие изменения за это время с растением произошли, чем оно отличается от других и как необходимо заботиться о нем.
Стоит указать, что такая работа эффективна и формирует заботливое и бережное отношение детей к природе.
Если говорить о коллаборации прогулок, игр и конкурсов, можно предложить детям следующую игру, которая их очень увлекает. Организовываем прогулки в парк, огород (теплицу), сад, поле, что наиболее доступно с сопровождением рассказа и показа как отличаются растения и плоды в зависимости от места их выращивания. Затем создаем несколько искусственных полянок, где «перемешалось» все: овощи, фрукты, плоды, ягоды и т. д. Делим детей на команды по количеству полянок и даем корзинки, в каждую из которых дети собирают плоды, выращенные в одном месте (отдельно корзины выращенных садовых плодов, отдельно — в лесу и т. д.). По итогу команда победителей может выбрать место следующей экологической прогулки.
Интересной для детей будет такое сочетание как игры с выставкой. Где изначально дети «составляют цветочные картины»: детям необходимо найти выбрать картинку из заранее приготовленных материалов (лепестки, стебли) найти по форме и цвету лепестки и стебли для «своего цветка». Из получившихся «картин» (каждая собрана на столе на картоне) делают выставку для соседней группы детей, рассказывая им о цветочной картине.
Все занятия подбираются по экологической тематике, каждое занятие интегрировано, что не дает ребенку устать от одного вида деятельности.
По итогу проведенного экологического образования было отмечено, что дети стали более внимательными. Так, они стали с интересом слушать рассказы о животных и растениях, задавать много дополнительных интересующих их вопросов воспитателям.
Таким образом, внедрение коллаборации различных видов занятий в воспитательно-образовательный процесс детского сада повышает уровень сформированности экологических знаний у детей среднего дошкольного возраста.
Литература:
- Киселева, Е. В. Особенности формирования экологической культуры дошкольников среднего возраста в условиях реализации ФГОС ДО / Е. В. Киселева, Т. М. Советова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 560–562.
- Маханева, М. Д. Экология в детском саду и начальной школе / М. Д. Маханева. — Москва: ТЦ Сфера, 2014. — 171 c. — Текст: непосредственный.
- Соломенникова, О. А. Диагностика экологических знаний дошкольников / О. А. Соломенникова. — Текст: непосредственный // Дошкольное воспитание. — 2004. — № 7. — С. 21–27.