В статье автор исследует теоретические основы противодействия коррупции в системе государственной и муниципальной службы. Выявляет проблемные аспекты в данной сфере и предлагает пути решения, на основании анализа основных положений и концепций о коррупции.
Ключевые слова: коррупция, государственная и муниципальная служба, противодействие, мера.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
Государственная и муниципальная служба — это специфический социально-правовой институт, реализующийся в аппаратной деятельности работников государственных и муниципальных органов, без которого невозможно не только нормальное функционирование, но и само существование государства [2, с. 198].
Таким образом, коррупция в системе государственной и муниципальной службы в России — это злоупотребление должностными полномочиями, ведущее к личной выгоде или обогащению лица, занимающего должность в государственных или муниципальных органах. Коррупция в данной системе может проявляться различными способами, такими как взяточничество, мошенничество, злоупотребление властью, присвоение государственного имущества и др.
Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:
— признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
— законность;
— публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
— неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
— комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;
— приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;
— сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами [1, с. 137].
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); о минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Основными мерами противодействия коррупции в РФ являются превентивные и репрессивные, это выражается комплексной работой с государственными и муниципальными служащими в психологической и экономической сфере, а также в соответствующей правовой сфере. Нельзя не отметить роль гражданского общества в данном вопросе. Активное участие граждан в контроле за деятельностью государственных органов, формирование общественного мнения о нетерпимости к коррупции, роль СМИ в информировании общественности о коррупционных нарушениях, привлечении внимания к проблеме и активное участие общественных организаций в борьбе с коррупцией.
Однако, несмотря на активные меры противодействия коррупции и существующее законодательство можно отметить следующие проблемные аспекты в рассматриваемой сфере:
— отсутствие единого антикоррупционного кодекса: отсутствие кодификации антикоррупционного законодательства приводит к размытости норм, двойному толкованию и несогласованности в применении законов;
— неполное правовое регулирование: не все виды коррупционных правонарушений достаточно детально описаны в законодательстве, что затрудняет их квалификацию и применение мер ответственности;
— несовершенство механизмов привлечения к ответственности: существующие механизмы привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения не всегда эффективны и могут быть подвержены влиянию со стороны коррумпированных чиновников;
— влияние коррупции на правоохранительные органы: влияние коррупции на правоохранительные органы может приводить к закрытию дел, укрытию преступников и безнаказанности коррупционеров.
Представим следующие пути решения проблемных аспектов противодействия коррупции в системе государственной и муниципальной службы:
— разработка единого антикоррупционного кодекса: создание единого кодекса позволит устранить пробелы в законодательстве, унифицировать нормы и сделать их более понятными и доступными;
— расширение объема правового регулирования: необходимо расширить объем правового регулирования коррупционных правонарушений, включая новые виды преступлений и правонарушений, а также механизмы их пресечения;
— усиление ответственности за коррупционные правонарушения: необходимо усилить ответственность за коррупционные правонарушения, включая увеличение сроков наказания, конфискацию имущества, лишение права занимать государственные должности;
— усиление независимости правоохранительных органов: необходимо усилить независимость правоохранительных органов от политического и экономического влияния, что позволит им эффективно расследовать коррупционные преступления без страха за репрессии.
Резюмируя выше сказанное можно сделать вывод о том, что борьба с коррупцией в системе государственной и муниципальной службы РФ — это сложный и многогранный процесс, требующий комплексного подхода и усилий всех заинтересованных сторон. Решение юридических проблем в этой сфере является ключевым фактором успеха в борьбе с коррупцией и создании прозрачного и эффективного государственного управления.
Литература:
1. Сидоркина, О.А. К вопросу о причинах коррупции в системе государственной гражданской службы // Молодой ученый. — 2019. — № 40 (278). — С. 137–139.
2. Шурыгин, Ф.Ф. Проблема толкования термина «коррупция»: особенности отечественных и зарубежных подходов // Молодой ученый. — 2020. — № 26 (316). — С. 198–201.