Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста в рамках проекта «Страна мастеров» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №33 (532) август 2024 г.

Дата публикации: 17.08.2024

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Шатова, М. С. Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста в рамках проекта «Страна мастеров» / М. С. Шатова, Н. В. Леонидова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 33 (532). — С. 123-125. — URL: https://moluch.ru/archive/532/117201/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье автор раскрыты особенности профориентации детей старшего дошкольного возраста, обозначена актуальность темы исследования. В рамках реализации проекта приведены примеры занятий с целью ознакомления детей с разными профессиями.

Ключевые слова: профориентационная работа, дошкольный возраст.

В дошкольных образовательных учреждениях часто наблюдается проблема, связанная с формированием представлений у детей о мире труда и разнообразии профессий. Это обусловлено тем, что в столь раннем возрасте дети еще не задумываются о будущей профессии. Несмотря на это, профессиональное самоопределение напрямую связано с развитием личности на всех этапах жизни, в том числе в дошкольном возрасте. Он является подготовительным этапом для выбора будущей профессии.

Как правило, те представления о профессиях, которые дети имеют, ограничены. Из-за их небольшого опыта они могут знать о профессиях родителей, воспитателя, врача — тех специалистов, с которыми непосредственно взаимодействуют. В то же время существует огромное разнообразие профессий в современном мире, а знакомство детей с ними представляет собой одну из важных частей социальной адаптации [1].

Перед педагогами стоит непростая задача — взять на себя процесс организации формирования представлений у детей о труде и профессиях [2]. В этом им помогают различные методы и подходы, выбранные на основе возрастных и психофизиологических особенностей воспитанников.

Для расширения представлений у старших дошкольников о профессии врача разработан проект под названием «Страна мастеров» на базе МБ ДОУ д/с № 47 в группе детей компенсирующей направленности с ТНР.

В рамках данного проекта на начальном этапе работы необходимо создать специальную среду, в которой процесс развития личности детей, а также их изучение профессий будет наиболее комфортным и эффективным.

На втором этапе педагоги, используя технологии проектной деятельности и метод сюжетно-ролевых игр, активно взаимодействуют с детьми. Кроме того, может быть внедрено интегрированное обучение, информационно-коммуникационные технологии и другие методы, направленные на формирование широко представления детей о мире труда и профессий.

Стоит отметить, что как традиционные, так и инновационные методы позволяют сделать обучение увлекательным и эффективным.

В рамках работы с детьми из группы компенсирующей направленности с ТНР были проведены разнообразные занятия, которые вызвали у них интерес. Например, был создан альбом «Профессии наших родителей», в котором дети представили фотографии своих родителей на работе и поделились информацией об их профессиях. Помимо детального изучения особенностей профессий, дети смогли улучшить свою речь и расширить словарный запас.

Кроме того, было проведено занятие в форме дидактической игры «Изучаем профессии», в процессе которой дети имели возможность изучить инструменты и атрибуты, характерные для различных профессий. Для закрепления знаний детям было предложено отгадать на карточках, на которых изображены инструменты и атрибуты, к каким профессиям они относятся.

Одной из увлекательных игр, предложенных воспитанникам, стала «Кому какой костюм?». Данная игра направлена на изучение различных видов одежды и головных уборов, используемых представителями разных профессий. Данная игра эффективна тем, что позволяет детям улучшить свои аналитические навыки, а также погрузиться в мир образов. Например, изучая, какой костюм должен быть у пожарного, а какой у врача, воспитанники начинают задумываться о том, почему это именно так.

Не менее важно, что игра «Кому какой костюм?» позволяет детям почувствовать себя настоящими дизайнерами одежды. Используя определенные шаблоны, они могут самостоятельно создать свой вариант костюма, добавив к нему любой элемент: карманы, пуговицы, нашивки и пр.

Стоит отметить, что данная игра имеет несколько вариаций:

  1. «Найди ошибку» — необходимо определить несоответствие между одеждой и профессией.
  2. «Путаница» — перепутанные костюмы необходимо вернуть на свое место.
  3. «Подбери к костюму головной убор».

Все эти игры направлены в том числе на развитие логического мышления и внимания к деталям.

Помимо проведения игр, воспитатели организуют живые встречи детей с представителями разных профессий. Так, в нашей группе была организована встреча с детским врачом, которая рассказала об особенностях своей работы, важности профилактики болезней, а также научила оказывать первую медицинскую помощь. По итогу этой встречи дети научили обрабатывать раны, узнали о том, как нужно действовать при переломах и солнечных ударах. Кроме того, врач провела подробную экскурсию по своему кабинету, показала инструменты, с которыми работает, и ответила на вопросы детей.

В ходе занятия «Гость группы» был приглашен врач-педиатр, который обучал детей оказанию первой медицинской помощи при повреждениях, травмах, переломах костей и солнечных ударах. Он также провел для воспитанников экскурсию по своему кабинету, рассказал о сложностях своей работы и показал инструменты, которые используются.

По итогу данного занятия дети смогли понять, что врач — это не только специалист, но и добрый человек, основная задача которого заключается в заботе о других людях и незамедлительной помощи им.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что чем больше профессий смогут изучить дети в своем возрасте, тем больше знаний они получат и тем легче им будет определиться со своей профессией в будущем. В связи с этим, особенно важно создать для детей увлекательную и познавательную среду, в которой они будут замотивированы на получение новых знаний и развитие своих навыков.

Литература:

  1. Бурмистова, Н. Н. Путешествие в мир профессий // Воспитатель ДОУ. 2013. — № 9.
  2. Раскатова, К. В. Роль ранней профориентации в воспитании детей дошкольного возраста / К. В. Раскатова, Н. П. Эверт. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 32 (479). — С. 179–181.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, профессия, какой костюм, будущая профессия, дошкольный возраст, игра, компенсирующая направленность, медицинская помощь, мир труда, разнообразие профессий.


Похожие статьи

Опыт работы с младшими школьниками по профориентации

В статье представлен опыт использования активных инновационных форм ранней профориентации младших школьников, которые помогают детям активно включаться в познавательную и творческую деятельность.

Реализация образовательного проекта «Русский валенок» с детьми дошкольного возраста в рамках «Клубного часа»

В статье особое внимание уделяется проблеме формирования социально-коммуникативной компетенции дошкольников. Описан опыт работы дошкольного учреждения по внедрению инновационной педагогической технологии «Клубный час» в рамках реализации проектной де...

Инновационные средства работы с обучающимися средней школы, проявляющими способности и таланты

В статье изложен опыт работы, который реализуется для развития талантов и способностей учащихся средних школ города Калуги. Анализируются плюсы и минусы летнего обучения школьников в Школе одаренных детей.

Управление процессом ранней профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста

В данной статье анализируется понятие ранней профориентации с точки зрения различных авторов, выделяются ее направления, рассматриваются проблемы ранней профориентации. Выдвигается цель и задачи для более успешного осуществления процесса ранней профо...

Проблемы профориентации молодежи

В работе рассматриваются актуальные проблемы профориентации молодежи. При проведении исследования был определен масштаб проводимых профориентационных мероприятий среди школьников; выявлены факторы, влияющие на выбор будущей профессии; выявлены основн...

Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ

Данный материал будет интересен воспитателям старшего дошкольного возраста детских садов, музыкальным работникам, организаторам детского досуга.

Профилактика нарушений адаптации в 5 классе

В статье рассмотрен вопрос о значимости превентивных мер в работе по профилактике нарушений адаптации, представлен опыт работы автора. Предложены формы сотрудничества участников образовательной деятельности позволяющие создать условия для успешной ад...

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через овладение основами бумагопластики

В данной методической разработке представлен опыт работы по развитию у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей через использование нетрадиционных техник работы с бумагой. Данный материал может быть полезен в работе педагогам дошко...

Проектная деятельность с детьми с нарушениями интеллекта. Проект «В мире профессий»

В данной статье раскрыты особенности проектно-исследовательской деятельности младших школьников с нарушениями интеллекта, представлен практический пример проекта, который можно организовать в условиях специальных учреждениях для образования детей мла...

Профориентационная работа с младшими школьниками

Статья обобщает опыт использования активных инновационных форм ранней профориентации младших школьников, путем вовлечения детей в активную познавательную творческую деятельность, а также родителей в жизнедеятельность класса.

Похожие статьи

Опыт работы с младшими школьниками по профориентации

В статье представлен опыт использования активных инновационных форм ранней профориентации младших школьников, которые помогают детям активно включаться в познавательную и творческую деятельность.

Реализация образовательного проекта «Русский валенок» с детьми дошкольного возраста в рамках «Клубного часа»

В статье особое внимание уделяется проблеме формирования социально-коммуникативной компетенции дошкольников. Описан опыт работы дошкольного учреждения по внедрению инновационной педагогической технологии «Клубный час» в рамках реализации проектной де...

Инновационные средства работы с обучающимися средней школы, проявляющими способности и таланты

В статье изложен опыт работы, который реализуется для развития талантов и способностей учащихся средних школ города Калуги. Анализируются плюсы и минусы летнего обучения школьников в Школе одаренных детей.

Управление процессом ранней профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста

В данной статье анализируется понятие ранней профориентации с точки зрения различных авторов, выделяются ее направления, рассматриваются проблемы ранней профориентации. Выдвигается цель и задачи для более успешного осуществления процесса ранней профо...

Проблемы профориентации молодежи

В работе рассматриваются актуальные проблемы профориентации молодежи. При проведении исследования был определен масштаб проводимых профориентационных мероприятий среди школьников; выявлены факторы, влияющие на выбор будущей профессии; выявлены основн...

Ранняя профориентация дошкольников в ДОУ

Данный материал будет интересен воспитателям старшего дошкольного возраста детских садов, музыкальным работникам, организаторам детского досуга.

Профилактика нарушений адаптации в 5 классе

В статье рассмотрен вопрос о значимости превентивных мер в работе по профилактике нарушений адаптации, представлен опыт работы автора. Предложены формы сотрудничества участников образовательной деятельности позволяющие создать условия для успешной ад...

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через овладение основами бумагопластики

В данной методической разработке представлен опыт работы по развитию у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей через использование нетрадиционных техник работы с бумагой. Данный материал может быть полезен в работе педагогам дошко...

Проектная деятельность с детьми с нарушениями интеллекта. Проект «В мире профессий»

В данной статье раскрыты особенности проектно-исследовательской деятельности младших школьников с нарушениями интеллекта, представлен практический пример проекта, который можно организовать в условиях специальных учреждениях для образования детей мла...

Профориентационная работа с младшими школьниками

Статья обобщает опыт использования активных инновационных форм ранней профориентации младших школьников, путем вовлечения детей в активную познавательную творческую деятельность, а также родителей в жизнедеятельность класса.

Задать вопрос