В статье автор раскрыты особенности профориентации детей старшего дошкольного возраста, обозначена актуальность темы исследования. В рамках реализации проекта приведены примеры занятий с целью ознакомления детей с разными профессиями.
Ключевые слова: профориентационная работа, дошкольный возраст.
В дошкольных образовательных учреждениях часто наблюдается проблема, связанная с формированием представлений у детей о мире труда и разнообразии профессий. Это обусловлено тем, что в столь раннем возрасте дети еще не задумываются о будущей профессии. Несмотря на это, профессиональное самоопределение напрямую связано с развитием личности на всех этапах жизни, в том числе в дошкольном возрасте. Он является подготовительным этапом для выбора будущей профессии.
Как правило, те представления о профессиях, которые дети имеют, ограничены. Из-за их небольшого опыта они могут знать о профессиях родителей, воспитателя, врача — тех специалистов, с которыми непосредственно взаимодействуют. В то же время существует огромное разнообразие профессий в современном мире, а знакомство детей с ними представляет собой одну из важных частей социальной адаптации [1].
Перед педагогами стоит непростая задача — взять на себя процесс организации формирования представлений у детей о труде и профессиях [2]. В этом им помогают различные методы и подходы, выбранные на основе возрастных и психофизиологических особенностей воспитанников.
Для расширения представлений у старших дошкольников о профессии врача разработан проект под названием «Страна мастеров» на базе МБ ДОУ д/с № 47 в группе детей компенсирующей направленности с ТНР.
В рамках данного проекта на начальном этапе работы необходимо создать специальную среду, в которой процесс развития личности детей, а также их изучение профессий будет наиболее комфортным и эффективным.
На втором этапе педагоги, используя технологии проектной деятельности и метод сюжетно-ролевых игр, активно взаимодействуют с детьми. Кроме того, может быть внедрено интегрированное обучение, информационно-коммуникационные технологии и другие методы, направленные на формирование широко представления детей о мире труда и профессий.
Стоит отметить, что как традиционные, так и инновационные методы позволяют сделать обучение увлекательным и эффективным.
В рамках работы с детьми из группы компенсирующей направленности с ТНР были проведены разнообразные занятия, которые вызвали у них интерес. Например, был создан альбом «Профессии наших родителей», в котором дети представили фотографии своих родителей на работе и поделились информацией об их профессиях. Помимо детального изучения особенностей профессий, дети смогли улучшить свою речь и расширить словарный запас.
Кроме того, было проведено занятие в форме дидактической игры «Изучаем профессии», в процессе которой дети имели возможность изучить инструменты и атрибуты, характерные для различных профессий. Для закрепления знаний детям было предложено отгадать на карточках, на которых изображены инструменты и атрибуты, к каким профессиям они относятся.
Одной из увлекательных игр, предложенных воспитанникам, стала «Кому какой костюм?». Данная игра направлена на изучение различных видов одежды и головных уборов, используемых представителями разных профессий. Данная игра эффективна тем, что позволяет детям улучшить свои аналитические навыки, а также погрузиться в мир образов. Например, изучая, какой костюм должен быть у пожарного, а какой у врача, воспитанники начинают задумываться о том, почему это именно так.
Не менее важно, что игра «Кому какой костюм?» позволяет детям почувствовать себя настоящими дизайнерами одежды. Используя определенные шаблоны, они могут самостоятельно создать свой вариант костюма, добавив к нему любой элемент: карманы, пуговицы, нашивки и пр.
Стоит отметить, что данная игра имеет несколько вариаций:
- «Найди ошибку» — необходимо определить несоответствие между одеждой и профессией.
- «Путаница» — перепутанные костюмы необходимо вернуть на свое место.
- «Подбери к костюму головной убор».
Все эти игры направлены в том числе на развитие логического мышления и внимания к деталям.
Помимо проведения игр, воспитатели организуют живые встречи детей с представителями разных профессий. Так, в нашей группе была организована встреча с детским врачом, которая рассказала об особенностях своей работы, важности профилактики болезней, а также научила оказывать первую медицинскую помощь. По итогу этой встречи дети научили обрабатывать раны, узнали о том, как нужно действовать при переломах и солнечных ударах. Кроме того, врач провела подробную экскурсию по своему кабинету, показала инструменты, с которыми работает, и ответила на вопросы детей.
В ходе занятия «Гость группы» был приглашен врач-педиатр, который обучал детей оказанию первой медицинской помощи при повреждениях, травмах, переломах костей и солнечных ударах. Он также провел для воспитанников экскурсию по своему кабинету, рассказал о сложностях своей работы и показал инструменты, которые используются.
По итогу данного занятия дети смогли понять, что врач — это не только специалист, но и добрый человек, основная задача которого заключается в заботе о других людях и незамедлительной помощи им.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что чем больше профессий смогут изучить дети в своем возрасте, тем больше знаний они получат и тем легче им будет определиться со своей профессией в будущем. В связи с этим, особенно важно создать для детей увлекательную и познавательную среду, в которой они будут замотивированы на получение новых знаний и развитие своих навыков.
Литература:
- Бурмистова, Н. Н. Путешествие в мир профессий // Воспитатель ДОУ. 2013. — № 9.
- Раскатова, К. В. Роль ранней профориентации в воспитании детей дошкольного возраста / К. В. Раскатова, Н. П. Эверт. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 32 (479). — С. 179–181.