Самопомощь и самоподдержка педагога при профессиональном выгорании | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №33 (532) август 2024 г.

Дата публикации: 18.08.2024

Статья просмотрена: 10 раз

Библиографическое описание:

Спильная, Е. В. Самопомощь и самоподдержка педагога при профессиональном выгорании / Е. В. Спильная. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 33 (532). — С. 74-77. — URL: https://moluch.ru/archive/532/117203/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье автор исследует профессиональное выгорание педагогов и ищет пути профилактики и исцеления от данного недуга.

Ключевые слова : профессиональное выгорание педагогов, истощение, диагноз, ответственность, колесо жизненного баланса, арт-терапия, воображение, напряжение- расслабление.

Актуальность вопроса очевидна. Постоянно встречаешься с педагогами, которые задают вопрос: «Как «гореть» своим делом и «не сгорать?»

Исторический факт: «В 2019 году Всемирная организация здравоохранения внесла профессиональное выгорание в Международный классификатор болезней». Профессиональное выгорание — это диагноз, и у педагогов данный диагноз не редкость.

Причин для возникновения профессионального выгорания у педагогов предостаточно. Общечеловеческие причины: «…Условия жизни в России достаточно тяжелы, не только в экономическом и бытовом плане, но и в связи с суровым климатом и недостатком солнечного света. Человек подвергается постоянному стрессу — в связи с перепадами погоды, в транспорте, на работе, из-за бытовых или финансовых проблем». Всегда есть причины частного характера для внутреннего коллапса у любого учителя из школы: очень быстрый ритм жизни; неоправданные ожидания; психологические и интеллектуальные нагрузки; специфика работы с детьми; инклюзия; тревожные родители; большая работа с документами; недостаточное количество времени на восстановление сил.

С постоянного стресса начинается эмоциональное, а потом и профессиональное выгорание. С геометрической прогрессией уровень проблемы увеличивается и начинает превышать способность организма к восстановлению, начинает стресс аккумулироваться. «…Следствием накапливающегося стресса становится ухудшение самочувствия, повышенная раздражительность, головные боли, падение работоспособности, состояние хронической усталости, нервные срывы. Сопротивляемость организма внешним воздействиям постепенно снижается, ослабляется иммунная система, что приводит к возникновению целого букета заболеваний».

И при этом жизнь продолжается, и нужно каждый день вести интересные уроки, чтобы у учеников быстрее, легче запоминались и закреплялись знания, умения и навыки. Нужно вдохновлять своего ученика, воодушевлять на достаточно непростой труд — учебу. Как, если сам учитель истощен психологически, морально, физически? Что делать?

Учителю просто необходимо научиться быстро реанимировать себя: чувствуешь утомлен — отдыхай; не ждать переутомления, а при первых ощущениях усталости — давать телу, мозгу, нервной системе отдых. Усталость — это уже не только истощение всего организма, это уже насилие и начало разрушения организма, которое может привести к болезни. Наш организм — очень мощная и мудрая система, которая может исцелять сама себя, но это до поры до времени. Поэтому по возможности относимся к организму, как очень дорогому, высокотехнологичному устройству для жизни, с которым нужно бережно обращаться, постоянно изучая инструкцию по использованию (инструкции в книгах о здоровье, как минимум). Да и сам человек приблизительно знает, в чем сейчас нуждается его тело: витамины, еда, воздух, отдых, музыка, хобби, физическая нагрузка.

Когда же переработали и перегрузили себя, истощение неизбежно, и тогда уже восстановление будет дорогое и длительное, и не всегда до стопроцентного состояния, то есть будут потери. Не стоит доводить себя до края! Если же в процессе всего учебного года учитель следит за своим физическим и психологическим здоровьем, вовремя оказывает сам себе помощь, дает необходимое для тела и души, то процесс восстановления происходит быстро и почти незаметно для самого педагога и окружающих его людей.

Интересный факт, что вопрос педагогического выгорания начинает решаться уже при первых шагах к исцелению: «Если человек берет на себя ответственность за принятие решения, то появляются силы, способные защитить его (сказка Г.-Х. Андерсена «Ангел»)».

А также очень воодушевляют слова преподобного Серафима Саровского: «Спасай себя — и вокруг тебя спасутся тысячи», — работа над собой обязательно благотворно отразится на окружающих людях, особенно на учениках.

Спасти себя — это целое искусство познания и принятия себя. Это путь жизни не простой и не быстрый, но со смирением и терпением, трепетным уважением, нежной заботой и любовью к себе, только таким образом, учитель сможет полноценно, целостно служить своим ученикам, детям- маленьким людям.

Сохранять и поддерживать психологическое здоровье — это умение человека держать баланс и сохранять внутреннее равновесие, ибо в состоянии гармонии и стабильности внутри нашего сознания мы чувствуем себя готовыми к принятию жизненных вызовов.

Известный российский психолог и сказкотерапевт Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. пишет: «Для современного человека, в сознание и подсознание которого загружается огромное количество входящей информации, крайне важно не потерять контакт с самим собой, с собственным Сакральным Я. Но как это делать, как, не заразиться чужим и услышать СВОЕ? Все просто: нужно чаще с собой разговаривать ».

Первое, что страдает при профессиональном выгорании педагога — это самооценка человека. Профессионалы в своей деятельности считают себя уже не очень хорошими специалистами, плохими людьми. Данные суждения в корне не верны! Поэтому, одним из первых шагов, для установления первичного внутреннего равновесия в себе и самим с собой важно себе напоминать время от времени, что я хороший человек, несмотря ни на что. Человек хороший, сам по себе, по определению!

«Я хороший!» — базовое самоощущение человека.

«Я хороший!» — на этом утверждении строится вся система самооценки.

«Я хороший»!» — это одна из главных внутренних опор для личности человека.

Итак, вспоминая то, что я хороший человек, начинается перенастройка всего нашего мышления: с негативного на позитивного. Время о времени следует с верой говорить себе и ученикам: «Все получиться!» Обязательно верить в победу добра! И с этим настроем можно преодолеть буквально все испытания судьбы!

Настроение — это настрой! Как себя настроишь с утра, так и проведешь день! Настрой самого себя, а значит ответственность. Учителю особенно это очевидно, так как в классе, на уроке, в едином пространстве со своими учениками, учитель отвечает за все, что происходит на уроке: как подается учебный материал, как закрепляется, и, конечно, учитель отвечает за атмосферу и погоду в классе.

Несмотря на то, что в жизни вечно случается что-то внезапное и неожиданное, мы все равно являемся хозяевами своей жизни, и поэтому очень важно, чтобы человек осознанно брал за себя и за свою жизнь ответственность. А ответственность упорядочивает и организует всю жизнь педагога. Когда сознание человека находится в состоянии «здесь и сейчас», то очень легко контролировать свои мысли и свое настроение. Очень хорошо помогают здесь аффирмации и визуализации.

Очень полезно составлять один раз в месяц для себя колесо баланса. Оно четко выявляет, в каких сферах жизни необходимы изменения или улучшения, чтобы обрести внутреннее равновесие и гармонию. Это очень просто: нарисуйте круг, разделите круг на 6–16 секторов (количество частей зависит от количества значимых сфер для человека. Например: семья, здоровье, друзья, саморазвитие, работа, хобби). Подпишите каждый сектор. Каждый сектор разделите на 10 делений, где 1 — это минимальное удовлетворение, а 10 — максимальное удовлетворение. Оцените каждый сектор, как вы ощущаете ее сейчас относительно идеала, раскрасьте разными цветами каждый сектор. «Звезда» вашего внутреннего баланса перед вашими глазами, уделите время и внимание тем сторонам жизни, где цифры удовлетворения оказались малы. Исцеление начнется с решения что-то делать!

Как помочь человеку в том, чтобы расслабиться, отключиться от реальных проблем и найти ответы на волнующие вопросы? Тело напряжено — значит его надо расслабить с помощью физической нагрузки: танцы, плавание, фитнесс, бег, борьба, даже бокс.

А психике поможет арт-терапия. Арт-терапия «дает возможность человеку пережить удивительную гамму чувств: от экзистенциального одиночества до осознания собственной великой созидательной силы». Цель арт-терапии состоит в гармонизации психического состояния через развитие способности самовыражения и самопознания. Методика арт-терапии базируется на убеждении, что содержание внутреннего «Я» человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он рисует, пишет картины, сочиняет музыку, придумывает сказки и прочее, в ходе чего происходит гармонизация состояния психики. Существует много видов арт-терапии: сказкотерапия, игротерапия, библиотерапия, изотерапия, музыкотерапия. Человек сам выбирает, что больше нравится. Через это действие и будет исцеление. Важно найти в своем плотном графике время для восстановления себя. Лучше перед началом учебного года в свой рабочий график запланировать свои занятия для психического и физического здоровья, так как во время уже работы, очень трудно найти даже свободную минуту.

Техника «Я волшебник (фея)!»

Бывает такое, что в одно время все неприятности свалились на бедную голову учителя. Все плохо! Человек видит все в черном цвете! Что делать? Остановиться и использовать данную замечательную технику, так как с точки зрения психоанализа, основным механизмом арт-терапии является сублимация, то есть замещать одно чем-то другим.

Сначала нарисуйте картину упадка на бумаге (если много набралось проблем, то возьмите большой лист ватмана): все ваши проблемы нарисуйте какими-то мини-картинками, символами, значками, пиктограммами. Когда закончите, внимательно рассмотрите свой «холст». Спросите себя: «Я все нарисовал? Ничего не забыл?». Вы уже на данном этапе почувствуете внутреннее удовлетворение, так как когда «выкладываешь» все «наружу», становится легче. Ну а теперь переходим к чуду. Вы, как волшебник, исправляете все плохое на хорошее: к каждому негативному изображению вы рисуете позитивную картинку. Например, на изображение: «Мальчик тонет» накладывается, а лучше приклеивается, картинку: «Мальчик спасен!» Ваш «холст» постепенно будет преображаться. Когда закончите, поблагодарите себя за прекрасную работу.

После прохождения данной практики вам станет намного спокойнее и радостнее, и мир вокруг вас будет казаться более радужным. И это будут настоящие чувства! Нейрофизиологи и ученые доказали, что мозг не фиксирует, где происходят события: в реальной жизни или в нашем воображении, мозг запоминает все!

Следующая техника, которая направлена на будущее, но работает здесь и сейчас.

Представьте себя через 10 лет в будущем. Представьте, что исполнились все ваши мечты: вы счастливы, благополучны, здоровы! Спросите себя: «Как мне стать таким? Что мне делать сейчас, чтобы стать таким?» Запишите 10 пунктов: все мечты, желания планы. Пусть у вас будет 10 пунктов счастья. Все предложения должны носить позитивный характер. Не должно быть в предложениях частицы «Не».

Мечта — это якорь в будущее! У человека должна быть в жизни мечта! Великий психолог прошлого века Виктор Франкл в концлагере, наблюдая за своими товарищами, подметил, что «человек без цели, плана, желаний, без крючка в будущее — это человеческое существо, с потухшим взглядом и шаркающими ногами, не жилец, так как через дня 2–3 умирал!» Мы ответственны за свою жизнь! И чтобы не произошло, мы обязаны бороться, но для этого у нас должен быть смысл жизни!

Жизнь — это путь, озаренный осознанием! Пусть будет каждая мысль всегда позитивна и полна смысла! Воображение и юмор — верные наши помощники!

Любому человеку, в том числе и педагогу, возможно пройти свой путь достойно без всяких эмоциональных и профессиональных выгораний, главное помнить, что мы победители!

Литература:

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Игра с песком. Практикум по песочной терапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. СПб., М.: Речь, 2019.
  2. Медведев А., Медведева И. Золотой секрет Штирлица. Техника саморегуляции, используемая спецслужбами / Александр Медведев, Ирина Медведев. — м.: Амрита-Русь, 2023.
  3. Микляева Н. В., Толстикова С. Н., Целикина Н. П. Сказкотерапия в ДОУ и семье. — М.: ТЦ Сфера, 2010.
  4. Франкл В. Сказать жизни «да»: Психолог в концлагере /Виктор Франкл; Пер. с нем. — 9-е изд. — М.: Альпина нонфикшн, 2022.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное выгорание, время, жизнь, внутреннее равновесие, ответственность, профессиональное выгорание педагогов, психологическое здоровье, работа, физическая нагрузка, хороший человек.


Ключевые слова

ответственность, арт-терапия, воображение, диагноз, истощение, профессиональное выгорание педагогов, колесо жизненного баланса, напряжение- расслабление

Похожие статьи

Проблема эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений

В статье авторы раскрывают проблему эмоционального выгорания у педагогических работников в среде дошкольного образовательного учреждения, описывают используемые методы диагностики и профилактическую работу в данном направлении.

Хобби как профилактика эмоционального выгорания

Актуальность проблемы профессионального выгорания в среде педагогов в последние годы приобрела масштабы бедствия. Педагог, как представитель профессии, классифицируемой, как «человек-человек» наиболее подвержен неврологическим и психологическим расст...

Здоровье как фактор безопасности в профессиональной деятельности педагога

В статье рассмотрена проблема профессионального здоровья педагогов, предложены способы её решения и поддержания высокой работоспособности учителей.

Профессиональный стресс и синдром профессионального выгорания в педагогической деятельности

Взаимосвязь социального интеллекта и профессионального выгорания молодых сотрудников органов внутренних дел

В статье представлено исследование о наличии взаимосвязи социального интеллекта и уровня профессионального выгорания молодых сотрудников органов внутренних дел.

Эмоциональное выгорание у сотрудников коммерческих и государственных организаций

В статье автор исследует проблему эмоционального выгорания сотрудников коммерческих и государственных организаций, проводит сравнительный и статистический анализ полученных данных.

Профессиональная деформация личности педагога и пути ее преодоления

Развитие психологической устойчивости личности у сотрудников силовых структур в системе профилактики профессионального выгорания

В данной статье рассматривается вопрос развития психологической устойчивости и ее связь с профессиональным выгоранием.

Профилактика профессиональной деформации педагогов с помощью арт-терапевтических технологий

В данной статье авторы рассматривают вопрос необходимости профилактики профессиональной деформации педагогов, описывают виды профессиональной деформации. Также в статье исследуется и апробируется модель методической системы по профилактике профессион...

Влияние уровня эмпатии на формирование синдрома эмоционального выгорания у педагогов

В статье проводится теоретический и эмпирический анализ проблемы влияния уровня эмпатии на формирование синдрома эмоционального выгорания среди педагогов. Изучены типы и уровни эмпатии, приводящие к формированию синдрома эмоционального выгорания у пе...

Похожие статьи

Проблема эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений

В статье авторы раскрывают проблему эмоционального выгорания у педагогических работников в среде дошкольного образовательного учреждения, описывают используемые методы диагностики и профилактическую работу в данном направлении.

Хобби как профилактика эмоционального выгорания

Актуальность проблемы профессионального выгорания в среде педагогов в последние годы приобрела масштабы бедствия. Педагог, как представитель профессии, классифицируемой, как «человек-человек» наиболее подвержен неврологическим и психологическим расст...

Здоровье как фактор безопасности в профессиональной деятельности педагога

В статье рассмотрена проблема профессионального здоровья педагогов, предложены способы её решения и поддержания высокой работоспособности учителей.

Профессиональный стресс и синдром профессионального выгорания в педагогической деятельности

Взаимосвязь социального интеллекта и профессионального выгорания молодых сотрудников органов внутренних дел

В статье представлено исследование о наличии взаимосвязи социального интеллекта и уровня профессионального выгорания молодых сотрудников органов внутренних дел.

Эмоциональное выгорание у сотрудников коммерческих и государственных организаций

В статье автор исследует проблему эмоционального выгорания сотрудников коммерческих и государственных организаций, проводит сравнительный и статистический анализ полученных данных.

Профессиональная деформация личности педагога и пути ее преодоления

Развитие психологической устойчивости личности у сотрудников силовых структур в системе профилактики профессионального выгорания

В данной статье рассматривается вопрос развития психологической устойчивости и ее связь с профессиональным выгоранием.

Профилактика профессиональной деформации педагогов с помощью арт-терапевтических технологий

В данной статье авторы рассматривают вопрос необходимости профилактики профессиональной деформации педагогов, описывают виды профессиональной деформации. Также в статье исследуется и апробируется модель методической системы по профилактике профессион...

Влияние уровня эмпатии на формирование синдрома эмоционального выгорания у педагогов

В статье проводится теоретический и эмпирический анализ проблемы влияния уровня эмпатии на формирование синдрома эмоционального выгорания среди педагогов. Изучены типы и уровни эмпатии, приводящие к формированию синдрома эмоционального выгорания у пе...

Задать вопрос