Данная статья посвящена рассмотрению закономерностям развития детской речи на разных этапах жизни девочки дошкольного возраста. В статье приведены дневниковые записи о фактах речи ребенка в период с 2005 по 2012 год, проанализированы фонетические процессы, характер и причины некоторых «детских инноваций».
Ключевые слова: онтолингвистика, детская речь, фонетические процессы, словотворчество, языковая игра
Лингвистика детской речи, онтолингвистика, существует с XIX века, первоначально представляя собой исследования речи собственных детей их отцами. Нам известны дневники Ипполита Тэна и Вильяма Прейера, фиксировавших в своих дневниках особенности детской речи. Важным вкладом в развитие науки о развитии речи стали книги Клары и Вильгельма Штернов, Вернера Леопольда и работы И. А. Бодуэна де Куртене.
В России значительный интерес к исследованию детской речи возник в 20-х годах XX века благодаря Н. А. Рыбникову и А. Н. Гвоздеву. На смену дневниковым записям пришли «кросс-секционные» и «лонгитюдные» исследования, что позволило интегрировать статистические методы. С 60-х годов начали применяться документальные записи с фиксированными интервалами. Современные технологии и теоретическая база, разработанная Л. С. Выготским и другими отечественными учеными, способствует глубокому изучению детской речи.
Особое значение для популяризации интереса к детской речи имела деятельность советского писателя, поэта и литературного критика Корнея Чуковского. Он активно пропагандировал идеи о важности и ценности детского языка, заложив фундамент для новых подходов в сфере педагогики, онтолингвистики и психолингвистики, а также вдохновил многих русскоговорящих людей, далеких от науки о языке и педагогики, на документирование сведений о речи своих детей. Одним из таких людей представляется наш информант, мать двоих детей, проживающая в городе Самара, собиравшая на письменном носителе данные о языковом развитии своей дочери на протяжении практически семи лет.
Так, в данном исследовании были подробно изучены дневниковые записи, сделанные в период с 2005 по 2012 год (с первого года жизни ребенка до возраста 6 лет). Были проанализированы фонетические процессы, происходившие как на доморфологическом, так и морфологическом этапе развития речи.
В ходе анализа фонетических ошибок, зафиксированных в отдельных словах, было подмечено, что подавляющее большинство отклонений от нормы происходило именно с согласными. Это объясняется тем, что гласные создают «ритмические структуры», играющие более важную роль для развития коммуникативных навыков на ранних этапах [1].
Ниже приведены записи, сделанные в возрасте 10 месяцев. Действительно, на начальном этапе ребенок в первую очередь старается повторять супрасегментные составляющие речи, в первую очередь, ударения.
гаё |
Игорёк |
нёхка |
ложка |
нох |
нож |
чику |
чайку |
пама |
памперс |
О закономерностях в порядке появления согласных в речи ребенка, с другой стороны, существуют несколько точек зрения. Некоторые исследователи считают, что «последовательность появления согласных звуков определяется функциональной значимостью звуков для фонематической системы языка». То есть сначала развивается способность к произнесению наиболее необходимых для коммуникации звуков [4].
Другие представители научного сообщества придерживаются точки зрения, что причина состоит в «артикуляторной сложности». Соответственно, в процессе речевого развития ребенок постепенно начинает использовать звуки, произношение которых вызывает затруднение, вместо «простых», которые на начальных этапах их заменяют.
Ниже представлены некоторые примеры фонетических процессов, характерных для детской речи. Записи сделаны в возрасте от 1,5 до 4,5 лет.
- Метатеза — капетик (пакетик), чепенье (печенье), рагуда (радуга), варела (Валера), понтриха (портниха)
- Субституция — удап (удав), булон (кулон), гивнастика (гимнастика), гивнастка (гимнастка)
- Ассимиляция — вышушить (высушить), гамаська, мамаська (колбаска)
- Диссимиляция — комплетит (конфетти)
- Протеза — ильвица (львица), ильвенок (львенок), капеченька (печенька)
- Эпентеза — рубзик (рузик — кукурузные палочки)
Помимо артикуляторного аспекта были рассмотрены явления, связанные с освоением грамматической и лексической системы языка.
Принято считать, что независимо от различий между детьми и их речевой средой, процесс освоения языковых правил един для всех. Так, Дэн Слобин утверждает, что общее знание языка формируется раньше, чем частное. Э. Косериу также подчеркивает важность различия между знанием системы языка и знанием нормы, так как система усваивается до норм и предполагает более низкий уровень культурной осведомленности. Дети часто генерируют «системные» формы, которые противоречат норме, что связано с тем, что они ориентируются на возможности языка, а не на традиционные реализации [2].
С ростом лингвистической компетенции ребенок начинает «достраивать» недостающие ввиду когнитивного или языкового дефицита единицы языка. Так происходит формирование «детских инноваций». Это делает анализ детских языковых инноваций важным для понимания отношений между системой и нормой в языке, а также выявляет абсолютные и относительные лакуны в языковой норме.
На объекте исследования рассмотрим некоторые причины возникновения детских неологизмов и оговорок:
«Как на чебурашкины именины испекли мы короля!»
Из-за частой для детей раннего возраста ослышки и недостаточности языковой компетенции слово «каравай» заменяется на созвучное знакомое слово «короля».
Подобное объяснение применимо к следующим ситуациям, зафиксированным в дневнике:
Лезет к бабушке на ручки
— Пока, паровозик! Пока, качели!
Бабушка: — Иди, пока берут.
— Пока, берут!
— Ну и флаг тебе в руки!
— У меня лак в руки, мне мама накрасила красным нокоточки!
Далее представлены наглядные случаи применения представления о системе языка к ранее неизведанным единицам языка:
«Не дри!» (Не отдирай корку раны)
«Черепаха ползит»
«Одином» («один» в Т. п., имеется в виду «единицей»)
Ненормативные формы императива глаголов, устранение двувидовости, постепенное освоение спряжения и флексии включены в закономерные процессы освоения морфологических категорий языка.
В возрасте 2 лет также становятся частыми случаи функционирования компенсационных номинативных механизмов:
«Какой красивый холодильник!» — восхищение лифтом
«… курит карандашик» — образная аналогия с сигаретой
«бородка» — использовалось вместо лексемы подбородок
Эти примеры, наряду с другими случаями словотворчества дочери информанта ( скользянка, красотонечка ), представляют собой уникальное явление модификации звуковой оболочки существующих в языке слов [3]. Явление «детской этимологии» закономерно и мотивировано механизмами систематизации речи, как было упомянуто выше. Выявление закономерностей и попытки с их помощью заполнить лакуны в языке значительно облегчает его усвоение для ребенка и служит бесценным источником для науки о языке.
Литература:
- Богомазов Г. М. Современный русский литературный язык: Фонетика: Учеб. пособие для студ. учеб. заведений. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.
- Гридина Т. А. Онтолингвистика. Язык в зеркале детской речи. Учебн. пособие. 2-е изд. — М.: Флинта, 2013.
- Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
- Магерамова Ю. Ю. Современная онтолингвистика: мир детской речи: учеб.пособ. — Магадан: Издательство СВГУ, 2010.
- Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. — М: Издательство «Советская энциклопедия», 1966.
- Ильина, А. Г. Фонетические особенности детской речи (на примере речи одного ребенка) / А. Г. Ильина. — Текст: непосредственный // Непрерывное профессиональное образование: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. — Красноярск:, 2019. — С. 94–98.
- Выготский Л. С. Мышление и речь — М.: Издательство «Лабринт»,1999.