В статье рассматривается феномен франчайзинга, его особенности, преимущества и перспективы развития на российском рынке. Автор анализируют динамику рынка франчайзинга в России за последние пять лет, приводят статистические данные и выделяют ключевые факторы, способствующие росту данного сегмента экономики. Наряду с этим, в статье обсуждаются основные проблемы и вызовы, с которыми сталкиваются участники рынка. В заключении авторы делают вывод о значимости франчайзинга для развития малого и среднего предпринимательства в России и его большом потенциале для привлечения инвестиций.
Ключевые слова: франчайзинг, предпринимательская деятельность, исключительные права, гражданско-правовой договор.
Франчайзинговый бизнес имеет важное социальное и экономическое значение, что предполагает ответственность участников деловых отношений за свою деятельность в интересах общества и экономики, с соблюдением принципов честности, этики и справедливости. Под ним понимается «система (метод) продвижения товаров и/или услуг на определенной территории, которая включает распоряжение правами на объекты интеллектуальной собственности и которая основана на тесном, продолжительном, гражданско-правовом сотрудничестве между независимыми юридическими субъектами (сторонами) — франчайзором (правообладателем) и франчайзи (пользователем)» [3]. Можно также отметить, что франчайзинг представляет собой особую форму дистрибуции товаров и услуг, основанную на договоре.
Считается, что франчайзинг как метод ведения бизнеса и форма соглашения возник в США во 2-й половине 19 века, когда крупные пивоварни начали передавать права на использование своих брендов небольшим питейным заведениям. В обмен на это, заведения обязывались закупать пиво исключительно у соответствующей пивоварни и предлагать его своим посетителям. На мировой уровень франчайзинг был выведен известным изобретателем и предпринимателем И. Зингером [2, с. 143].
Обращаясь к российскому опыту, следует сказать о том, что в настоящее время Россия стала привлекать к себе повышенный интерес, поскольку расценивается в качестве огромного и постоянного увеличивающегося потребительского рынка.
Так, в период с 2019 по 2023 год оборот рынка франчайзинга в России вырос на 12 %, с 2,6 трлн рублей до 2,9 трлн рублей. Привлекательность и потенциал франчайзинговых моделей привлекали крупных инвесторов и малый и средний бизнес, стимулируя рост рынка. До 2022 года, все больше зарубежных франчайзинговых брендов начали проявлять интерес к российскому рынку. Международные корпорации видели в России огромный потенциал и были готовы инвестировать в франчайзинговые проекты для расширения своего присутствия в стране. Подобное сотрудничество способствовало развитию отечественных франчайзинговых компаний, повышало качество и увеличивало количество предлагаемых проектов.
Государство сыграло значительную роль в развитии рынка франчайзинга в России, продолжая внедрять меры по поддержке предпринимательства, в том числе франчайзинговых проектов. Благодаря улучшению правового регулирования, снижению административных барьеров и упрощению процедуры оформления франчайзинговых соглашений, данная сфера стала более привлекательной для предпринимателей
За последние пять лет самый значительный прирост оборота на рынке франчайзинга в России наблюдался в 2020–2021 годах. В это время активно развивались сегменты пунктов выдачи онлайн-заказов и сервисов доставки, в том числе и доставки готовой еды из кафе и ресторанов. Это было связано с увеличением спроса на такие услуги из-за пандемии. В 2022 и 2023 годах рост оборота на рынке франчайзинга замедлился до 1.4 % в год. Исчезновение ряда крупных сетевых брендов, таких как McDonald’s, Starbucks и др., и экономическая рецессия замедлили развитие рынка [1].
Однако снижения доходов не произошло, поскольку активы иностранных компаний были выкуплены российскими предпринимателями, и впоследствии точки смогли возобновить свою работу под новыми брендами. Кроме того, российские компании также начинают использовать эту модель для расширения своего бизнеса, например, компания «Додо Пицца» предлагает свою франшизу для открытия новых пиццерий в разных городах России [6].
Среди преимуществ данной модели ведения предпринимательской деятельности можно выделить:
— предоставляет начинающим предпринимателям возможность использовать уже проверенную и успешную бизнес-модель, что снижает риски и затраты на запуск нового предприятия;
— франчайзеры обычно предоставляют своим партнерам обучение, поддержку и консультации по вопросам ведения бизнеса, что помогает им быстрее освоиться и достичь успеха;
— франчайзи получают право использовать известный бренд и репутацию франчайзера, что может привлечь клиентов и увеличить продажи;
— работая по франшизе, предприниматели ограничены определенными правилами и стандартами, что снижает конкуренцию и позволяет им сосредоточиться на развитии своего бизнеса;
— используя франчайзинговую модель, предприятия могут получать стабильную прибыль и быть менее уязвимыми к экономическим колебаниям и изменениям рынка.
В свою очередь среди недостатков можно отметить:
— высокая стоимость франшизы;
— ограничения со стороны франчайзера в плане ведения бизнеса, например, в выборе поставщиков или в ассортименте товаров и услуг;
— риск неплатежей со стороны франчайзи;
— проблемы с качеством товаров и услуг, предоставляемых франчайзи, что может навредить деловой репутации франчайзера и всей франшизы в целом;
— сложность выхода из франшизы.
В России отношения в сфере франчайзинга регулируются с учетом определенных особенностей. Договор заключается в соответствии с правилами для коммерческой концессии, так как в российском законодательстве понятие «франчайзинг» отсутствует. Между тем, данный договор также содержит в себе определенные параметры и условия, в том числе существенные. Прежде всего, это предмет договора, который включает комплекс исключительных прав, предоставляемых франчайзи для использования, в который могут входит в том числе права на:
— «различные объекты авторского и смежных прав;
— объекты патентного права (изобретения, полезные модели и промышленные образцы);
— программы для ЭВМ и базы данных, а также секреты производства (ноу-хау)» [5, с. 623–625].
Важно отметить, что одним из ключевых элементов комплекса исключительных прав должно быть право на товарный знак. Без предоставления права на использование товарного знака в рамках коммерческой концессии в России такие отношения не возникают. В связи с этим всем потенциальным франчайзи стоит быть внимательными при заключении договора с франчайзером, у которого есть созданный для его франшизы логотип (обозначение), которое он начал использовать, но еще не зарегистрировал в качестве товарного знака.
Такой договор, а именно — непредоставление права на использование товарного знака, может не быть зарегистрирован Роспатентом, и, следовательно, не обеспечит полноценной правовой защиты для франчайзи, включая защиту от регистрации и использования товарного знака или схожего фирменного стиля другими лицами, которые не приобретали франшизу. Кроме того, при возникновении любых споров по договору, заключенному с франчайзером, не имевшим исключительного права на товарный знак, такой договор с большой долей вероятности будет признан незаключенным [4].
Таким образом, франчайзинг является одной из наиболее эффективных и распространенных форм организации бизнеса, позволяющей использовать уже проверенные и успешные бизнес-модели. В России перспективы развития франчайзинга выглядят весьма благоприятными на фоне общего роста экономики, а также повышения уровня жизни и покупательской способности населения:
— в последние годы наблюдается увеличение интереса иностранных компаний к российскому рынку, что способствует развитию франчайзинговых предложений;
— франчайзинг позволяет компаниям быстро расширять свою деятельность на региональные рынки, минимизируя риски и сокращая затраты на создание новых точек продаж;
— франчайзинговые компании заинтересованы в поддержании высокого качества своих товаров и услуг, поскольку это напрямую влияет на репутацию всей франшизы;
— государства активно поддерживает развитие франчайзинга, предоставляя налоговые льготы и другие преференции для компаний, использующих эту форму ведения бизнеса;
— c развитием интернет-технологий и появлением множества онлайн-платформ для продажи товаров и услуг, франчайзеры получили возможность расширить свою географию и предложить свои франшизы большему числу потенциальных партнеров.
Литература:
- Анализ рынка франчайзинга в России в 2019–2023 гг., прогноз на 2024–2028 гг. // Businesstat.ru. URL: https://businesstat.ru/images/demo/franchising_russia_demo_businesstat.pdf?ysclid=luekwry069530063466 (дата обращения: 25.03.2024).
- Богуцкий Д. В. Международно-правовые аспекты регулирования договоров франчайзинга // Современное право. 2019. № 1. С. 141–148.
- Кодекс этики Российской Ассоциации Франчайзинга // Официальный сайт РАФ. URL: https://rusfranch.ru/chlenstvo/kodeks_etiki/?ysclid=luelqx33nt873703167 (дата обращения: 25.03.2024).
- Постановление Суда по интеллектуальным правам от 11 октября 2021 г. № А65–3616/2020 // КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=SIP&n=83874&ysclid=lueosog45u749236860#bGN2Y8UUGgrrufp (дата обращения: 25.03.2024).
- Российское гражданское право: учебник: В 2-х томах. Том II. Обязательственное право / Отв. ред. Е. А. Суханов. М.: Статут, 2011. 1208 с.
- Франшиза «Додо Пицца»: сильный продукт, передовые технологии и честные условия // Додо Пицца. URL: https://dodofranchise.ru/?ysclid=luemvzbj6w256264013 (дата обращения: 25.03.2024).