В статье автором описываются имеющиеся проблемы по списанию имущества муниципалитета при ликвидации или банкротстве предприятий и учреждений. Акцентируется внимание на особенности ликвидации МУПов.
Происходит повсеместная ликвидация МУПов до 2025 года на территории всей страны. Разница в списании ликвидации собственности при ликвидации и банкротстве муниципальных предприятий в несовершенстве законодательства.
Общие проблемы при банкротстве и ликвидации предприятий и учреждений на муниципальном уровне идентичны. В особенности, учитываются ситуации при недопоступлении денежных средств в местный бюджет. Управление собственностью любого муниципалитета связано не только с расходной частью бюджета, но и с его доходной частью.
Ликвидация муниципального учреждения может носить отрицательный как экономический, так и социальный характер. К основным требованиям при ликвидации или банкротстве остаются сроки исполнения. Общие механизмы и процедуры ликвидации и банкротства предприятий и учреждений прописываются и утверждаются заранее.
Ключевые слова: собственность, имущество, муниципалитет, банкротство, ликвидация .
In the article, the author describes the existing problems in writing off municipal property during the liquidation or bankruptcy of enterprises and institutions. Attention is focused on the features of the liquidation of municipal unitary enterprises.
There is a widespread liquidation of municipal unitary enterprises until 2025 throughout the country. The difference in the write-off of liquidation of property during the liquidation and bankruptcy of municipal enterprises is due to the imperfection of the legislation.
The general problems in bankruptcy and liquidation of enterprises and institutions at the municipal level are identical. In particular, situations where there is a shortage of funds in the local budget are taken into account. Property management of any municipality is associated not only with the expenditure side of the budget, but also with its revenue side.
The liquidation of a municipal institution can be negative, both economically and socially. The main requirements for liquidation or bankruptcy remain within the deadlines for fulfillment. General mechanisms and procedures for liquidation and bankruptcy of enterprises and institutions are prescribed and approved in advance.
Keywords: property, property, municipality, bankruptcy, liquidation .
Введение.
Всестороннее изучение такого вида распоряжения, как списание, невозможно при изменении условий и принципов деятельности учреждений, модернизации управленческих механизмов, повышения ответственности руководства и сотрудников учреждений за результаты работы, которое диктуется современными подходами к управлению [4].
Объектом исследования является имущественный комплекс города Перми.
Предметом исследования являются сделки по списанию муниципального имущества в городе Перми.
Цель исследования — выявить имеющиеся недостатки при ликвидации (банкротстве) муниципальных предприятий.
Научная новизна статьи заключается в том, что при постоянно изменяющемся федеральном законодательстве, и не смотря на жёсткие требования к его исполнению, происходящие процессы в рамках списания собственности на уровне муниципалитета не идеальны, требуют моментальной реакции власти и принятия путей решения имеющихся проблем.
Вопросы, связанные с изучением процессов по банкротству и ликвидации изучались: Бурнышевой М. И., Бусс П. Э., Мотовой Н. Н., Смирновой Е. Е. и другими учёными.
Можно сказать, что наличие муниципального имущества является одним из признаков муниципального образования [7]. По мнению Казакова М. В., состояние муниципальной собственности на практике не обеспечивает реализации её как экономической основы местного самоуправления с имеющимися недостатками, такими как: убыточность муниципальных предприятий, учреждения обеспечивающие население социальными услугами, значительно ниже имеющихся стандартов [9].
Основные средства в учреждениях эксплуатируются в течении определённого времени, по истечению которого становятся непригодными и нуждаются в списании с баланса [5].
Понятие «банкротство» возникло давно, но постоянно подвергается дополнениям и изменениям. Уровень банкротства организации принято разделять на три стадии: допустимое, критическое и катастрофическое банкротство [6].
Если в результате санирования были ликвидированы основания для признания предприятия банкротом, то Комитет по управлению имуществом принимает решение о прекращении состояния банкротства. Предприниматель (трудовой коллектив), осуществивший санацию предприятия-банкрота, становится собственником предприятия.
Порядок списания основного средства с баланса организации различается исходя из промежутка времени между моментом принятия решения о ликвидации объекта основного средства и моментом его фактического выбытия [12].
Кроме того, необходимо отметить и изменения федерального законодательства, регламентирующего сокращение МУПов. Среди целей отказа от МУПов выделяются следующие: превращение предприятий в полноценные субъекты рыночного оборота; повышение эффективности управления муниципальным имуществом [8].
Также, следует обращать внимание на объекты недвижимого имущества и незавершенного строительства, выработавшие свои амортизационные сроки и являются не востребованными [2].
Например, здание заброшенной поликлиники в Мотовилихинском районе (собственность Министерства здравоохранения Пермского края) [13].
Вообще, в нашей стране, отсутствует единый государственный орган, который мог осуществлять государственную политику и координацию всех органов в сфере банкротства, что приводит к частичному дублированию их функций [1].
Информация о количестве муниципальных предприятий и учреждений, учитываемых в реестре муниципального имущества города Перми представлены в табл. 1.
Таблица 1
Муниципальные предприятия и учреждения города Перми (2020–2023 г.г.)*
№ п / п |
Наименование |
Год |
|||
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
||
1 |
Муниципальные предприятия |
7 |
7 |
7 |
Нет данных |
2 |
Муниципальные учреждения, всего: |
412 |
375 |
337 |
328 |
Автономные |
321 |
286 |
253 |
246 |
|
Бюджетные |
31 |
29 |
24 |
23 |
|
Казённые |
60 |
60 |
60 |
59 |
|
*Источник — составлено по: [11].
В таблице 1 представлены данные Департамента имущественных отношений администрации города Перми по предприятиям и учреждениям в 2020, 2021 и 2022 годах. Количество учреждений ежегодно снижается. В 2021 году на 37 меньше, чем в 2020 году. В 2022 году на 38 меньше, чем в 2022 году. Автономных учреждений в 2023 году — 246 шт., это на 23 % меньше, чем в 2020 году, а количество казённых предприятий в Перми примерно на одном уровне, в 2023 году — 59 шт., с 2020 по 2022 годы — 60 шт.
В нормативных актах приводится перечень объектов, включаемых в состав муниципальной собственности. Под муниципальной собственностью понимают: предприятия, принадлежащие государству или всё материальное и нематериальное имущество, находящееся в распоряжении государства.
Таким образом, под муниципальной собственностью следует понимать отношения по поводу присвоения результатов функционирования (оформленные как определённые права) объектов собственности государством [14].
Муниципальная собственность (имущество) — это имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям и является одной из самых демократичных форм собственности.
Списание основных средств в бюджетных учреждениях — хозяйственная операция, имеющая некоторые тонкости, проведение которой требует от бюджетного учреждения соблюдения всех законодательно установленных правил [10].
В составе основных средств учитываются: здания, сооружения, передаточные устройства, измерительные приборы, рабочие и силовые машины, вычислительная и оргтехника, транспортные средства, инструмент, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и т. д. [3].
Вывод
На сегодняшний день имеется достаточно много не решённых вопросов по списанию имущества принадлежащее муниципальному образованию при ликвидации или банкротстве предприятий и учреждений, находящихся в собственности муниципалитета. Эти вопросы связанны не только с экономикой, но и с социальной политикой, т. е. социальной ответственностью руководства муниципалитета при выполнении своих функций. А ликвидация МУПов до конца текущего года — это ещё и юридические нюансы.
Литература:
- Азизов М. М. Государственный надзор в сфере экономики как способ борьбы с преднамеренным банкротством // Научный Татарстан. 2014. № 1. С. 133–137.
- Алексеев Я. В., Агибалова О. Ю. Об актуальности совершенствования механизма принятия решения по согласованию и оптимизации списания федерального имущества (на примере Министерства сельского хозяйства Российской Федерации) // Государство и общество в современной политике. 10-я Международная научно-практическая конференция. РАНХиГС. Воронеж. 02 декабря 2022 года. С. 27–31.
- Бексултанов А. А. Списание основных средств в бюджетных организациях // Известия вузов. 2011. № 2. С. 127–128.
- Бурнышева М. И., Бусс П. Э. Списание имущества в учреждениях // Актуальные вопросы устойчивого развития России в исследованиях студентов: управленческий, правовой и социально-экономический аспекты. XVII Всероссийская студенческая научно-практическая конференция. В 2-х частях. Том. Часть 1. РАНХиГС. Челябинск. 25–26 апреля 2019 года. С. 115–118.
- Васильева Т. А., Львова М. В. Причины выбытия основных средств в бюджетных учреждениях и порядок их списания // Бухгалтерский учёт, анализ, налогообложение и аудит: методология, познания, перспективы развития и цифровая образовательная среда. II Всероссийская научно-практическая конференция. ЧГУ. Чебоксары. 18–19 июня 2020 года. С. 99–104.
- Денисова Д. Ю., Панькин П. В. Основные признаки и процедуры несостоятельности (банкротства) предприятий // Наукосфера. 2020. № 11(2). С. 276–281.
- Зверева С. А., Лукашенок Т. Р. Социально-ориентированное моделирование процесса использования муниципального имущества // Экономические отношения. 2019. Т. 9. № 3. С. 2079–2092.
- Кабанова И. Е. Быть или не быть: муниципальные унитарные предприятия в коммунальной сфере // Муниципальная академия. 2019. № 1. С. 100–105.
- Казакова М. В. Повышение эффективности использования муниципального имущества образований Омской области // II Всероссийская научно-практическая конференция «Национальные тенденции в современном образовании». ОГУ. Омск. 25 декабря 2019 года. С. 21–25.
- Львова М. В., Васильева Т. А. Особенности списания основных средств в бюджетных учреждениях // Бухгалтерский учёт, анализ, налогообложение и аудит: методология, познания, перспективы развития и цифровая образовательная среда. II Всероссийская научно-практическая конференция. ЧГУ. Чебоксары. 18–19 июня 2020 года. С. 225–230.
- Пермьстат, статотчётность 2023 г. / Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю [Электронный ресурс]. — http: / w.w.w. permstat.gks.ru (дата обращения: 07.06.2024).
- Полонская О. П., Буркот Е. Н., Самутина М. Д. Особенности отражения в учёте операций по списанию объектов основных средств // Естественно-гуманитарные исследования. 2023. № 45(1). С. 182–186.
- Рожков Е. В. Бесхозная собственность в виде проблемы для муниципалитета // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. 2022. Т. 1. № 4(39). С. 74–79.
- Рожков Е. В. «Долгострои» для Перми как одна из основных проблем крупного города // Академическая публицистика. 2022. № 12–1. С. 84–88.