В работе воспитателя одной из задач является задача заинтересованности родителей, предлагая, все новые и разнообразные формы взаимодействия.
Формы взаимодействия педагога с родителями — это способ организации их совместной деятельности и общения [2].
Существуют традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя с родителями воспитанников, суть которых — обогатить педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на:
— коллективные,
— индивидуальные,
— наглядно-информационные.
Традиционные формы работы помогают воспитателям организовать целенаправленную и содержательную работу с родителями воспитанников. Но применение данных форм работы не всегда приводит к возникновению интереса у родителей к вопросам психологии и педагогики детей.
В данное время практически все работники ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества ДОО с родителями, тем самым желая усовершенствовать и разнообразить эту деятельность.
В ряде работ педагогов и психологов (Е. Л. Арнаутова, В. П. Дуброва, В. М. Иванова, Т. А. Маркова и др.) рассматривается проблема оказания педагогической помощи семье, проявляющаяся в применении разнообразных форм педагогического взаимодействия между воспитателем детского сада и родителями воспитанника. Но, как показывают исследования (В. П. Дубровой, О. Л. Зверевой), существующие формы работы не удовлетворяют многих родителей [1].
В настоящее время особой популярностью, как у воспитателей ДОО, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы взаимодействия с родителями.
Смысл нетрадиционной работы воспитателей с родителями — не только в установлении сотрудничества, но и в том, что благодаря созданной таким образом благоприятной эмоциональной почве родители лучше воспринимают советы воспитателей, становятся более открытыми, откровенными для восприятия помощи.
Под нетрадиционными формами подразумевается применение элементов развлечений, игрового моделирования, совместных с родителями практикумов, проектной деятельности и других форм, связанных основной целью — установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к дошкольному образовательному учреждению, повышение педагогического просвещения.
Назначение нетрадиционных форм в том, что у родителей появляется возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, заинтересовать родителей проблемами воспитания своего ребенка, способствовать пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания, сформировать у них уважительное отношение к труду педагогов ДОО, приобщить к жизни детского сада.
Принимая активное участие в совместных мероприятиях, родители меняют свое отношение к дошкольному образовательному учреждению. Они стараются помочь в организации мероприятий, создается доверительная домашняя обстановка, и, что не менее важно, родители сближаются со своим малышом, начинают лучше его понимать.
Для того чтобы родители заинтересовались жизнью детского сада, стали активными участниками образовательно процесса, целесообразно использовать одну из уникальных и эффективных форм взаимодействия ДОУ с семьей — проектную деятельность. Это уникальное средство обеспечивает не только сотворчество детей и взрослых, но и обеспечивает сотрудничество и взаимопомощь педагогов и родителей. Является средством интеграции ДОУ и семьи.
Метод проектов — это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей — исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть «метода проектов” в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).
В детском саду проекты могут быть только детско-взрослыми. В таких проектах принимают участие дети, родители, воспитатели, и специалисты ДОУ. Данная форма интересна тем, что совместный сбор и изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческий потенциал детей, привлекают к участию родителей.
В процессе осуществления проекта между родителями и детьми происходит взаимодействие, творческое сотрудничество.
В педагогической литературе выделяется три основных вида проектной деятельности: творческую, исследовательскую и нормативную, каждый из них обладает своими особенностями, структурой и характерными этапами реализации. В практике работы ДОУ чаще планируются и организуются исследовательские и творческие проекты.
Проектная деятельность направленна не только на развитие личности ребенка, но и на развитие его творческих и познавательных способностей, умение планировать и ориентироваться в информационном пространстве, работать в коллективе, осуществлять процесс познания необходимой информации, который должен подкрепиться реальным результатом работы.
Еще одна особенность данного метода заключается в том, что она носит адресный характер, как в процессе взаимодействия, так и в итоговом результате. Проектную деятельность можно представить как способ организации процесса обучения, основанного на взаимодействие педагога, воспитанника и его родителей, в поэтапной практически значимой деятельности. Ребенок получает знания и умения в процессе тщательного планирования и выполнения, постепенно усложняющихся практических упражнений (проектов) и достигает поставленной цели совместно с педагогом и родителями.
В процессе проектной деятельности решаются различные задачи: образовательные, творческие, психологические, воспитательные, поскольку могут иметь разную тематику и содержание. Расширяются знания детей об окружающем мире. Кроме, того развиваются общие способности детей — познавательные, коммуникативные и регулярные. Также развивается разнообразие игровой деятельности, формируется и укрепляется дружеская взаимосвязь детей, они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственным мнением, но и установленными нормами. Таким образом, ребенок приобретает качества социально-компетентного человека.
Развиваются и совершенствуются детско-родительские отношения, с помощью совместного выполнения замысла. У родителей вырабатывается аналитический взгляд на практику воспитания и обучения детей. Позиция родителей и воспитателей станет более гибкой. Дети становятся интересными для родителей как партнеры по совместной деятельности. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники разных мероприятий. Родители ощущают себя более компетентными в воспитании детей. Это связанно выполнением исследовательских и творческих проектов. Привлечение родителей к совместной проектной деятельности дает им возможность приобрести новый опыт моделирования собственного родительского поведения, обогатить педагогический опыт, открыть неизведанные стороны личности собственного ребенка.
Проектная деятельность также оказывает огромное влияние на воспитателя. Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что меняет мировоззрение и исключает применение стандартных действий, требует личностного и творческого роста. В сложившейся ситуации педагог становится привлекательным партнером по общению. Воспитатель проектирует, планирует систему воздействий на ребенка, прогнозирует результат. Заинтересованность родителей в достижении поставленных целей служит реальной помощью педагогу. Взаимодействие и сотрудничество воспитывающих взрослых положительно сказывается на всестороннем развитии ребенка.
С помощью проектной деятельности можно выйти на новый уровень взаимодействия с семьей воспитанников, изменить отношения в системе «дети — родители — педагог». Родители начнут видеть в воспитателях своих помощников по воспитанию и обучению, а детский сад станет для них партнером. Благодаря этому создается атмосфера взаимоуважения, понимание друг друга.
Литература:
- Дуброва, В. П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи. — Минск, 2021–234 с.
- Тонкова, Ю. М., Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи / Ю М. Тонкова, Н. Н. Веретенникова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. — Пермь: Меркурий, 2021 — С. 71–74.