В статье автор рассматривает особенности детского быта в Древней Греции.
Ключевые слова: Древняя Греция, детский быт, игры и игрушки
Сведения, касающиеся детского быта в Древней Греции, весьма скудны и носят фрагментарный характер. Особенно сложно представить, как выглядели первые детские комнаты и мебель, что объяснятся фактическим отсутствием остатков частных греческих жилищ и по причине отрывочности, запутанности и неполноты сохранившихся письменных свидетельств.
Известно, что комнаты, отводимые в Древней Греции для хозяйки и детей, находились за пастадом — небольшим залом, открытым в сторону внутреннего двора, обращенным обычно на юг [1; c.141]. Совокупность этих комнат образовывала женскую половину дома или гинекей. Внутреннее убранство домов было достаточно простым, а главное требование, предъявляемое к мебели — удобство. Типы мебели немногочисленны: табуреты, стулья, столы, ложи, лари [6; c.239]. Есть сведения о наличии в Древней Греции колыбелей, которые обильно увешивались амулетами, чтобы защитить малыша от злых духов. Мебель для сидения, столы и кровати делались в основном из дерева, и наши представления о них ограничены изображениями на вазах, росписями и рельефами.
Детская одежда в Древней Греции отличалась от одежды взрослых только своей длинной. Сам греческий костюм складывался в тесной связи с условиями жизни и под влиянием эстетических представлений эллинов. Благоприятные климатические условия, с одной стороны, и эстетическое отношение к человеческому телу, с другой, предопределили легкость и гармоничность форм античного греческого костюма. Детали греческого костюма можно восстановить по описаниям, статуям и керамическим рисункам. Он мало изменился со времен Гомера до позднейших времён. Основным типом греческой одежды была одежда драпированная. Благодаря внешней простоте и изяществу параллельно спадающих складок античный костюм напоминал стройные колонны античных храмов. Одежду для взрослых и детей делали из шерстяных, льняных или смешанных (лен с шерстью) тканей, изготовленных на вертикальном станке. Из таких тканей можно было создавать любые драпировки, в этом искусстве греки не имели себе равных.
Мальчик в Древней Греции был одет в короткую хламиду, которая представляла собой кусок ткани, застегивавшейся у правого плеча или на груди пряжкой или пуговицей, ее носили до того возраста, пока юноша не достигал положения эфеба (около шестнадцати лет) [5; c.165]. Одеждой для мальчиков более младшего возраста был короткий хитон, являющийся видом тонкой рубахи. Простоту одежды и собственно нравы, царившие в области воспитания подрастающего поколения, восхваляет Аристофан: Вот вам первое: плача и визга детей было в городе вовсе не слышно.Нет! Учтивою кучкой по улице шли ребятишки села к кифаристуВсамых легких одеждах, хотя бы мукой с неба падали снежные хлопья (Arist. Nub, 964).
Ликург, заботясь о воспитании физически выносливой молодежи, не обошёл стороной вопрос закаливания. Мальчики в Спарте были вынуждены весь год носить одно и то же ветхое одеяние, до двенадцати лет — хитон, а позже — трибон, короткую накидку из грубой ткани.
Большую часть дня мальчики в Древней Греции проводили абсолютно голыми, находясь в банях и на палестрах, гимнасиях и школах борьбы. Это абсолютно гармонично вписывалось в эстетические представления жителей Эллады, где правильное физическое воспитание породило культ обнаженного человеческого тела [10; c.68].
Основной одеждой девочек был хитон, который надевали на голое тело. Фасон хитона был одинаков на территории всей Древней Греции, кроме Спарты, где хитон был короче. Он доходил до колен и сбоку имел высокий разрез, так что при ходьбе было видно бедро. В гимнасиях и при исполнении упражнений спартанские девушки скидывали с себя и эту единственную одежду и оставались обнаженными [2; c.213].Обувь греки начинали носить, как только достигали совершеннолетия. Мальчики и девочки ходили босиком, а взрослые, выходя из дома, надевали сапоги.
Теперь следует остановиться на причёске маленьких жителей Эллады. До персидских войн греческие мужчины носили длинные волосы, что придавало представителям знати сходство с египетскими и ассирийскими сановниками. После указанных событий прическа мужчин стала значительно короче и уже не была похожа на женскую. В Афинах мужчины стали носить длинные волосы только в детстве и до вступления в возраст эфебов [4; c.110].
К игрушкам древние греки относились очень серьёзно. Платон рекомендует ребенку заниматься исключительно играми до шести лет, руководя его забавами и приучая его с детства, играя, делать то, чем он будет впоследствии заниматься всерьёз. Так будущий архитектор приучится строить, земледелец привыкнет к полевым работам и т. д. Аристотель советует изобретать для детей разнообразные игрушки, чтобы маленький грек не ломал в доме дельные вещи [8; c.37].
Представления о детских игрушках дают нам находки в детских погребениях — это мячи, погремушки, кубики, обручи, кукольные коляски и кукольная посуда. Сохранились также письменные свидетельства, в которых содержится информация о некоторых детских игрушках. Например, Аристотель сравнивает движение животных с движениями марионеток или с ходом детской коляски, при которой меньшее по размеру колесо является ведущим (Aristot. De motu animalium, VII, 701b).
Жизнь девочки, как и сегодня, было сложно представить без кукол. Для маленькой девочки кукла — «ребенок», она ее убаюкивает, бранит или нежно с ней разговаривает, точь-в-точь как ее собственная мать с ней самой. Материалом, из которого чаще всего делали кукол, была терракота. Более дорогие игрушки изготовлялись из слоновой кости. Многие куклы могли даже двигать ручками и ножками. Существовала и миниатюрная кукольная мебель, колясочки. Так, в храме Геры в Олимпии была найдена кроватка для куклы, украшенная слоновой костью.
Разнообразные детские игры изображены на греческих вазах или упоминаются в письменных источниках. Детские игры по своему содержанию очень напоминали современные. Как и сегодня, в своих играх дети подражали взрослым, усваивая некоторые социальные роли. Евангелия упоминают младенцев, которые имитировали в своих играх свадьбу или обряд погребения. Как и сейчас, дети перетягивали канат, играли в прятки, носили друг друга на спине, строили песочные дворцы, играли в жмурки (эта игра называлась у греков «бронзовая муха») [3; c.128].
Не заменимой во все времена оставалась игра в мяч. Навсикая играла с ним на берегу, когда увидела потерпевшего крушение Одиссея (Hom. Od. VI, 100). В источниках описывается игра с мячом «басилинда», где дети присваивали выигравшему титул царя — «басилевс», проигравший же получал прозвище «осел» [9;c.46]. Среди детей знати были распространены игры с животными, например, собак и коз запрягали в коляски. Данный сюжет неоднократно встречается в сценах, изображенных на вазовой живописи.
Товарищи для игр выбирались с осторожностью. Среди них есть и маленькие рабы, но Плутарх говорил о том, что они должны быть, прежде всего, добронравными, затем — весёлыми и должны очень ясно выражаться. Античный философ опасался общения маленьких греков с иноземными детьми, т. к. эллины могли перенять их дурные привычки (Plut. De puerorum educatione libellus, 7). Но относились данные предписания к детям знати, что касается мальчишек бедняков, те преисправно играли на улицах, и никто не выбирал им друзей.
Таким образом, мы не обладаем сведениями для составления полной картины быта ребёнка в Древней Греции. Наиболее изученный и отраженный в источниках вопрос, касающейся быта в Древней Греции — игры и игрушки.
Литература:
- Античная цивилизация / В. Д. Блаватский [и др.]; отв. ред. В. Д. Блаватский; АН СССР. Ин-т археологии. — М.: Наука, 1973. — 270 с.
- Бюттен, А.-М. Классическая Греция / А.-М. Бюттен. — М.: Вече, 2006. — 384 с.
- Вардиман, Е. Женщина в древнем мире / Е. Варидман. — М.: Наука, 1990. — 354 с.
- Гиро, П. Быт и нравы древних римлян / П. Гиро. — Смоленск: Русич, 2000. — 572 с.
- Киреева, Е. В. История костюма. Европейские костюмы от античности до XX века / Е. В. Киреева. — М.: Просвещение, 1970. — 165 с.
- Кобылина, М. М. История и культура античного мира / М. М. Кобылина. — М.: Наука, 1977. — 239 с.
- Лихт, Г. Сексуальная жизнь в Древней Греции / Г. Лихт. — М.: Крон-пресс, 1995. — 430 с.
- Марру, А.-И. История воспитания в античности (Греция) / А.-И. Марру / Пер. с франц. А. И. Любжина. — М., 1998. — 413 с.
- Петров, В. Всякий, даровитый или бездарный, должен учиться: как воспитывали детей в Древней Греции / В. Петров. — М.: Ломоносовъ, 2011. — 240 с.
- Harlow, M., Laurence, R. A Cultural History of Childhood and the Family Volume 1: Antiquity / M. Harlow, R. A. Laurence. — Oxford: Berg, 2010. — 249 p.
- Моргунова, М. С. Дети в Античной цивилизации: особенности воспитания и повседневной жизни / Моргунова. — Текст: электронный // Научный Корреспондент: [https://nauchkor.ru/]. — URL: https://nauchkor.ru/uploads/documents/5c1a64067966e104f6f857b5.pdf???history=6&pfid=1&sample=0&ref=0 (дата обращения: 21.08.2024).