Компетентностный подход к здоровьесберегающей деятельности в дошкольной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №34 (533) август 2024 г.

Дата публикации: 24.08.2024

Статья просмотрена: 5 раз

Библиографическое описание:

Подскочая, О. А. Компетентностный подход к здоровьесберегающей деятельности в дошкольной организации / О. А. Подскочая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 34 (533). — С. 144-146. — URL: https://moluch.ru/archive/533/117266/ (дата обращения: 18.12.2024).



На современном этапе развития остаётся актуальной проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Автор статьи кратко знакомит с педагогическими технологиями, обеспечивающими компетентностный подход к формированию у детей привычки к здоровому образу жизни.

Ключевые слова: здоровье, компетентностный подход, здоровый образ жизни, педагогические технологии, дошкольники, члены семьи.

Самая главная задача дошкольного образования, заключающаяся в охране и укреплении здоровья воспитанников, на современном этапе развития всей системы образования переходит на новый этап. На сегодняшний день следует считать ребенка субъектом собственного развития, образования и воспитания в соответствии с возрастными возможностями, и поэтому компетентностный подход является наиболее востребованным.

Компетентностный подход заключается в развитии у детей способности познавать окружающий мир, применять полученные знания в жизни, в меняющихся условиях, общается со сверстниками и взрослыми по поводу преобразований в окружающем мире, участвовать в этом процессе. Компетентностный подход в здоровьесберегающей деятельности состоит в осознанном отношении к своему образу жизни, понимание своих действий и формирование ответственности за свои привычки для здоровья. Иными словами, ребенок выполняет упражнения разминки не потому, что этого требует педагог, а потому что понимает важность двигательной активности, может самостоятельно организовать физминутку, знает упражнения на определенные группы мышц. Данный подход касается всех сфер здоровьесберегающей деятельности от режима дня и до формирования полезных привычек. К набору компетентностей относятся умения поддерживать собственное здоровье, добиваться поставленной цели, координировать действия в группе. Эти компетентности развиваются в значительной степени в образовательной и самостоятельной исследовательской, валеологической и двигательной деятельностях, в общении со значимыми взрослыми.

Дошкольный возраст является наиболее подходящим для развития здоровьесберегающих компетентностей, поскольку именно в этом возрасте происходит становление личности, закладывается базовые ценности. В младшем школьном и подростковом возрасте дети подвержены большему влиянию других взрослых и товарищей, проявляется негативизм, который толкает детей сделать не так как принято в семье. Для того чтобы снизить негативное влияние из вне и нужна эта база здоровых, полезных привычек, которая закладывается в дошкольном возрасте. Имея привычку к здоровому образу жизни, привитую в семье, поддерживаемую в дошкольной организации ребенок не осознает её ценности для будущего своего здоровья. В этом возрасте здоровье кажется неотъемлемым качеством жизни, тем что никогда не кончится и будет всегда. Для формирования осознанности к ведению здорового образа жизни приходят на помощь педагогические технологии.

Проектный метод, развивает у ребенка инициативу, любознательность, умение формулировать выводы, доводить начатое дело до конца, презентовать плоды своих исследований. При условии, если взрослые поддерживают детскую инициативу, помогают в добывании знаний, а не сами выполняют за ребенка его работу, если тема и цели соответствуют его возрасту и личным пристрастиям. Обычно детям бывает интересно отчего они растут, как не болеть, что происходит внутри организма с пищей, которую они съели, зачем заниматься спортом, почему не разрешают есть много конфет и т. д.

Технология «Гость группы» позволяет пригласить в группу специалиста в различных областях (чаще всего это бывают родители или члены семей): инструктора по фитнесу или ЛФК, тренера или спортсмена, (хорошо если это бывшие выпускники детского сада), специалиста по правильному питанию, доктора (офтальмолога, отоларинголога, стоматолога и т. п.), которые расскажут о бережном отношении к своему организму. Люди, которые являются специалистами в своей области, могут рассказать ярко, интересно и побудить в ребенке желание правильно питаться, заниматься спортом или активно двигаться, беречь свое здоровье, не допуская перегрузок, чтобы быть здоровым и красивым. Если члены семьи заняты каким-то общим спортом, это тоже можно показать увлекательно. Детей надо знакомить с положительными примерами семейного отдыха, туризма, увлечения. А также побуждать молодые семьи формировать собственные традиции семейного отдыха, популяризируя двигательную активность, прогулки на свежем воздухе и т. п.

Кейс-технология на основе показа жизненной ситуации, отрывка мультипликационного фильма или литературного произведения показывает вред некоторых продуктов, человеческих привычек, отношения к себе для здоровья. Анализирую ту или иную ситуацию, рассматривая фотографии, иллюстрации, участвуя в ее постановке, дети приходят к выводам, которые высказывают, слушают ответы товарищей, педагога, убеждаются в правильности своих выводов, и, мы надеемся, это становиться той базовой ценностью, которую ребёнок пронесет в свою взрослую жизнь.

Участие в здоровьесберегающих акциях позволяет примерить ту или иную полезную привычку на себя, свою семью и в дальнейшем считать ее часть своего образа жизни. Например, «Ни дня без овоща!», «Выходи играть во двор!», «Мой веселый, звонкий мяч!», «Моя скакалка!» «Полезные подарки», «Наш субботний завтрак или ужин». Обычно такие акции проходят в ярком информационном поле: снимают видео, делают фото, выкладывают на страницы в социальных сетях, проходит голосование, просят друзей и знакомых посмотреть, поучаствовать в голосовании, призы, упоминание в поздравлении, положительные, подбадривающие комментарии — все это создаёт ситуацию успеха, победы, побуждает поддерживать полезную привычку, чтобы всегда быть на высоте положения.

Конечно же, нельзя обойтись и без взаимодействия с семьями воспитанников. Все вышеперечисленные технологии нельзя представить себе без участия членов семей детей. Кроме того, современные информационные технологии позволяют транслировать положительный семейный опыт в формировании полезных привычек к приобщению детей к здоровому образу жизни. «Тур выходного дня» одна из наиболее интересных таких форм сотрудничества, когда семья разрабатывает и проходит маршрут, показывает интересные места семейного отдыха, развлечения, эмоции детей и взрослых, побуждая других также пуститься в увлекательное семейное путешествие.

Таким образом, видим, что использование современных педагогических технологий способно формировать здоровьесберегающие компетентности у детей дошкольного возраста, создавая базовые ценности здоровья, формируя ответственное отношение к приобретению полезных привычек здорового образа жизни от выполнения режима для и до негативного отношения к вредным привычкам.

Литература:

  1. Мельник В. В. Компетентностный подход в использовании здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры. — URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/130206-kompetentnostnyj-podhod-v-ispolzovanii-zdorov (дата обращения: 20.08.2024).
  2. Штольц Ю. М., Клименко И. В. Компетентностный подход в контексте здоровьесбережения детей старшего дошкольного возраста. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy-podhod-v-kontekste-zdoroviesberezheniya-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta/viewer (дата обращения: 20.08.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, ребенок, дошкольный возраст, привычка, семейный отдых, двигательная активность, образ жизни, полезная привычка, современный этап развития, член семьи.


Похожие статьи

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС

В статье затрагивается вопрос о важности формирования культуры здоровья в современном мире в период дошкольного возраста. Рассматривается вопрос осуществления формирования навыков здорового образа жизни в условиях ФГОС.

Здоровый образ жизни как модель первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического вуза

В статье приведены данные о необходимости и возможности формирования здорового образа жизни для первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического вуза. При этом важная роль отводится педагогам, которые непосредственно решают задачи форми...

Формирование представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Цель статьи — раскрыть основы формирования представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста, представить опыт работы дошкольного учреждения по использованию оздоровительной технологии «Здоровье — в наших руках».

Формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста

Статья посвящена основным концептам процесса формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в ходе их взаимодействия в образовательной среде.

Организация психологического тренинга для родителей по формированию здорового образа жизни у дошкольников

В статье раскрыты понятия психологического тренинга как эффективной формы взаимодействия с родителями воспитанников. Определены компоненты формирования здорового образа жизни: обеспечение психологического, социального и эмоционального благополучия ре...

Важность формирования знаний и навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Статья посвящена вопросам формирования знаний и навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста. В условиях современного мира, характеризующегося быстрым развитием технологий и урбанизацией, безопасность становится ключевым аспектом воспит...

Влияние семьи и школы на формирование отношения подростков к здоровому образу жизни

В статье представлены результаты практического исследования, направленного на изучение роли семьи и школы в процессе формирования системы ценностей здорового образа жизни у подростков.

Использование в работе с детьми дошкольного возраста проектной деятельности по здоровьесбережению

Использование в работе с детьми проектной деятельности по здоровьесбережению помогает детям узнавать и учиться понимать значимость здоровья для жизни человека.

Управление здоровьесбережением в современной дошкольной образовательной организации

В данной статье затронута проблема организации управления процессом здоровьесберегающей деятельности в дошкольной образовательной организации, отмечена роль методической работы по повышению компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения.

Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Похожие статьи

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС

В статье затрагивается вопрос о важности формирования культуры здоровья в современном мире в период дошкольного возраста. Рассматривается вопрос осуществления формирования навыков здорового образа жизни в условиях ФГОС.

Здоровый образ жизни как модель первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического вуза

В статье приведены данные о необходимости и возможности формирования здорового образа жизни для первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического вуза. При этом важная роль отводится педагогам, которые непосредственно решают задачи форми...

Формирование представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Цель статьи — раскрыть основы формирования представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста, представить опыт работы дошкольного учреждения по использованию оздоровительной технологии «Здоровье — в наших руках».

Формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста

Статья посвящена основным концептам процесса формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в ходе их взаимодействия в образовательной среде.

Организация психологического тренинга для родителей по формированию здорового образа жизни у дошкольников

В статье раскрыты понятия психологического тренинга как эффективной формы взаимодействия с родителями воспитанников. Определены компоненты формирования здорового образа жизни: обеспечение психологического, социального и эмоционального благополучия ре...

Важность формирования знаний и навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Статья посвящена вопросам формирования знаний и навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста. В условиях современного мира, характеризующегося быстрым развитием технологий и урбанизацией, безопасность становится ключевым аспектом воспит...

Влияние семьи и школы на формирование отношения подростков к здоровому образу жизни

В статье представлены результаты практического исследования, направленного на изучение роли семьи и школы в процессе формирования системы ценностей здорового образа жизни у подростков.

Использование в работе с детьми дошкольного возраста проектной деятельности по здоровьесбережению

Использование в работе с детьми проектной деятельности по здоровьесбережению помогает детям узнавать и учиться понимать значимость здоровья для жизни человека.

Управление здоровьесбережением в современной дошкольной образовательной организации

В данной статье затронута проблема организации управления процессом здоровьесберегающей деятельности в дошкольной образовательной организации, отмечена роль методической работы по повышению компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения.

Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Задать вопрос