В статье авторы определяют основные принципы ведения воинского учета и пытаются систематизировать типы правонарушений при его ведении.
Ключевые слова: воинский учет, правонарушение. административная ответственность.
В научной литературе существует множество относительно малоисследованных тем. Одной из них является тема ведения воинского учета и ответственности за правонарушения при его ведении, хотя в настоящее время эта тема как никогда актуальна и значима и с практической, и с научной точки зрения.
Несмотря на то, что данная область достаточно урегулирована нормативно-правовыми актами, организации до сих пор допускают схожие ошибки, а проверки находят подобные друг другу нарушения. Поэтому проведение более подробного исследования позволит выявить проблемные моменты и определить рекомендации по устранению недочетов. В данной статье будет дано понятие воинского учета, определены основные виды правонарушений и проанализирована административная ответственность за правонарушения в области воинского учета.
Воинский учет предусматривается воинской обязанностью граждан и обеспечивается государственной системой регистрации призывных и мобилизационных людских ресурсов. В рамках ведения учета осуществляется комплекс мероприятий по сбору, обобщению и анализу сведений о количественном и качественном составе людских ресурсов. Кроме того, организация воинского учета на предприятии независимо от его организационно-правовой формы входит в содержание мобилизационной подготовки и мобилизации.
Основной целью воинского учета является обеспечение полного и качественного укомплектования людскими ресурсами Вооруженных Сил Российской Федерации в мирное время. В периоды мобилизации, военного положения и в военное время основной целью воинского учета является:
- обеспечение потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований;
- обеспечение потребностей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в трудовых ресурсах путем бронирования за ними необходимого специалистов из числа пребывающих в запасе граждан.
Основным предъявляемым к системе воинского учета требованием является постоянное обеспечение полноты и достоверности данных о количественном и качественном составе людских ресурсов. Это требование достигается выполнением следующих задач:
— обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установленной законодательством;
— документальное оформление сведений воинского учета о состоящих на учете гражданах;
— анализ состава и состояния людских ресурсов для их дальнейшего наиболее эффективного и качественного использования в целях обеспечения обороны и безопасности;
— проведение работы по подготовке и обучению необходимого количества пребывающих в запасе граждан для обеспечения мероприятий по переводу Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов с мирного времени на военное, а в период мобилизации поддержание их на требуемом уровне.
Воинский учет по месту жительства граждан осуществляется военными комиссариатами. Учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях подлежат:
- граждане мужского пола призывного возраста;
- граждане, пребывающие в запасе.
Не подлежат воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях граждане:
— освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»;
— проходящие военную службу;
— отбывающие наказание в местах лишения свободы;
— женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;
— постоянно проживающие за пределами Российской Федерации;
— имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе.
Организацию воинского учета на предприятии регулируют следующие нормативно-правовые акты:
- Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
- Положение о воинском учете, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 № 719;
- Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях, утвержденные Генштабом Вооруженных Сил Российской Федерации от 11.07.2017;
- Инструкция об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета, утвержденная Приказом Министра обороны Российской Федерации от 22.11.2021 № 700.
В Федеральном законе от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» закреплена обязанность организаций вести воинский учет. Исключений не предусмотрено. Работодатель обязан при трудоустройстве сотрудника, подлежащего воинскому учету, проверить его документы по воинскому учету, заполнить на него форму № 10, заполнить раздел о воинском учете в личной карточке работника № Т-2. При приеме и увольнении сотрудника в двухнедельный срок следует предоставлять в военкомат сведения по форме, приведенной в Приложении № 9 к Методическим рекомендациям.
На предприятии должен быть сформирован пакет документов по организации воинского учета. К ним относят приказ об организации воинского учета, которым назначается работник, ответственный за ведение воинского учета. Отдельно следует заметить, что указанный приказ необходимо переиздавать ежегодно перед началом календарного года, а его проект подлежит согласованию с военкоматом. План работы по ведению воинского учета на календарный год и журнал проверок ведения воинского учета и бронирования граждан также входят в перечень необходимой организационно-распорядительной документации.
При проведении проверки и обнаружении нарушений ответственное за воинский учет должностное лицо и руководитель организации могут быть привлечены к административной ответственности.
Так, за непредставление или несвоевременное представление в военкомат необходимых для ведения воинского учета сведений установлен штраф для должностных лиц в размере от 40 000 до 50 000 рублей. До 1 октября 2023 года штраф составлял от 1 000 до 5 000 рублей.
За непредставление в срок сведений о гражданах для первоначальной постановки на воинский учет грозит штраф для должностных лиц в размере от 40 000 до 50 0000 рублей и для юридических лиц от 350 000 до 400 000 рублей. До 1 октября 2023 года штраф за подобное нарушение составлял от 1 000 до 3 000 рублей.
Статьей 19.38 КоАП РФ с 1 октября 2023 года предусмотрена ответственность за неоказание содействия военным комиссариатам при объявлении мобилизации в мобилизационной работе. Так за неисполнение обязанности по обеспечению своевременного оповещения и явки работников, либо неоказание содействия в организации оповещения и явки установлен штраф на должностных лиц в размере от 60 000 до 80 000 рублей и на юридических лиц от 400 000 до 500 000 рублей. А за неисполнение обязанности по организации поставки техники на сборные пункты или в воинские части в соответствии с планами мобилизации установлен штраф для должностных лиц в размере от 60 000 до 80 000 рублей и для юридических лиц от 400 000 до 500 000 рублей.
Также с 1 октября 2023 года за неоповещение сотрудника о вызове в военкомат на руководителей и других должностных лиц, ответственных за военно-учетную работу, может быть наложен штраф в размере от 40 000 до 50 0000 рублей, а на юридическое лицо от 350 000 до 400 000 рублей.
Отдельный гражданин тоже может быть оштрафован за неисполнение обязанностей по воинскому учету:
— за умышленную порчу или уничтожение военного билета (временного удостоверения, справки, выданной взамен военного билета, персональной электронной карты) или удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу, а также небрежное хранение, повлекшее их утрату, предусмотрено предупреждение или штраф в размере от 3 000 до 5 000 рублей;
— за неявку без уважительной причины в указанные в повестке время и место установлен штраф в размере от 10 000 до 30 000;
— за уклонение от медицинского обследования предусмотрено предупреждение или штраф в размере от 15 000 до 25 000 рублей;
— за несообщение об изменении семейного положения, образования, места работы (учебы) или должности, сведений о переезде на новое место пребывания, не подтвержденное регистрацией, установлен штраф в размере от 1 000 до 5 000 рублей;
— за несообщение сведений о выезде заграницу на срок более 6 месяцев (или въезде) либо неявку в военный комиссариат в установленный законом срок в случае наступления указанных событий установлен штраф в размере от 5 000 до 15 000 рублей;
— за несообщение о выезде в период проведения призыва на срок более 3 месяцев из места жительства или пребывания установлен штраф в размере от 10 000 до 20 000 рублей.
До 1 октября 2023 года за перечисленные нарушения сохранялась ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере от 500 до 3 000 рублей.
Помимо прочего для обеспечения Вооруженных Сил, воинских и специальных формирований транспортными средствами в период мобилизации и в военное время установлена военно-транспортная обязанность. Она распространяется на организации независимо от формы собственности, если те являются собственниками транспортных средств, владеют транспортными средствами на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо по другому основанию, предусмотренному законом или договором, или обеспечивают работу транспортных средств. За неисполнение военно-транспортных обязанностей предусмотрено предупреждение или штраф:
— для граждан в размере от 15 000 до 25 000 рублей;
— для должностных лиц от 40 000 до 50 000 рублей;
— для юридических лиц от 350 000 до 400 000 рублей.
До 1 октября 2023 года размер штрафа за данное нарушение составлял:
— для граждан от 300 до 500 рублей;
— для должностных лиц от 500 до 1 000 рублей;
— для юридических лиц от 10 000 до 20 000 рублей.
Таким образом, воинский учет является важным элементом военной деятельности государства и регулируется законодательством. В Российской Федерации данная область регулируется Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», который устанавливает основные принципы и правила воинского учета. В соответствии с ним граждане обязаны являться на учет в военных органах по месту жительства, проходить медицинские осмотры и участвовать во всех мероприятиях, связанных с воинским учетом. Нарушение правил воинского учета может повлечь за собой административную ответственность в том числе в виде наложения штрафа. Уклонение от призыва, подделка документов, а также другие нарушения в области воинского учета могут квалифицироваться как административные правонарушения и привести к негативным последствиям для нарушителей.
Литература:
- Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ (последняя редакция. [Электронный ресурc]. ‒ Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18260/
- Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 (ред. от 23.11.2023) «Об утверждении Положения о воинском учете». [Электронный ресурc]. ‒ Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64215/
- Административная ответственность за правонарушения в области воинского учета. [Электронный ресурc]. ‒ Режим доступа: https://epp.genproc.gov.ru/ru/web/proc_44/activity/legal-education/explain?item=51724891
- Административные правонарушения в области воинского учета. [Электронный ресурc]. ‒ Режим доступа: https://altairegion22.ru/gov/federal_auth/War/administrativnye-pravonarusheniya-v-oblasti-voinskogo-ucheta.php