В представленной работе рассмотрена выраженность тех или иных фенотипических характеристик (цвет волос, глаз, кожи, группы крови) у обучающихся ТИУ (выборка). По результатам исследования выполнена классификация фенотипических характеристик их по доминантным и рецессивным признакам.
Ключевые слова: фенотипические характеристики, студенты, цвет волос, глаз, кожа, группа крови, родители, опрос, статистический анализ, генотип, генетика, биология, адаптация, условия среды, резус-фактор, антигены, переливание крови, антитела, раса, этнические группы, смешанные расовые типы, генетическое разнообразие.
В современной генетике и биологии фенотип не рассматривается как статичное отражение генотипа. Фенотип — это динамическое образование, которое постоянно адаптируется к окружающей среде и изменяется под воздействием различных факторов. Один и тот же генотип может привести к формированию разных фенотипов в зависимости от условий развития организма, его возраста, пола, гормонального статуса и других внешних и внутренних факторов.
Кроме того, фенотип может быть более или менее выражен в зависимости от степени экспрессии генов, что также влияет на его внешние проявления.
Именно выраженность тех или иных фенотипических характеристик (цвет волос, глаз, кожи, группы крови), показалась наиболее интересным для изучения, объектом которого являлись обучающихся ТИУ (выборка).
Цель: собрать информацию о фенотипах обучающихся, классифицировать их по доминантным и рецессивным признакам, проанализировать полученные данные. Во-первых, в ходе проведения исследования будет собрана выборка студентов и их родителей (около 100 чел.), во-вторых, проведен анкетированный опрос с визуальной оценкой каждого фенотипа интервьюером. Для более точных результатов исследования учтены также данные обоих родителей.
Опрос показал, что большинство (52 %) участников имеют карий цвет глаз, за которыми следуют зеленый (24 %), серый (4 %) и голубой (20 %). Означает, что среди обучающихся рецессивным является светлый цвет глаз, а доминирующим темный.
По результатам опроса видно, что у большинства отцов (25 %) цвет глаз голубой. Меньше всего (8 %) тех, чей цвет глаз серый. Примерно столько же (18 %) имеют зелёный цвет глаз. И ещё меньше (17 %) имеют карий цвет глаз.
У матерей же наиболее распространен цвет глаз карий (49 %). Меньше всего (7 %) тех, чей цвет глаз серый, такой же, как у матери. Примерно столько же (25 %) имеют зелёный цвет глаз, такой же, как мать. И ещё меньше (15 %) имеют голубой цвет глаз, такой же, как у матери (рисунок 1).
Рис. 1. Распределение фенотипической характеристики — цвет глаз среди участников исследования
Наиболее распространенным натуральным цветом волос является русый (23 %), за которым следуют темно-русый (14 %), шатен (31 %) и брюнет (18 %). Остальные варианты — рыжий (1 %), светло-русый (9 %) и блондин (4 %) встречаются значительно реже.
Самым распространенным натуральным цветом волос среди отцов стал чёрный (43 %). Наименьшее количество (1 %) имеют светлые волосы.
У матерей натуральный цвет волос чаще всего — это чёрный (43 %). Меньше всего (2 %) — светлый (рисунок 2).
По результатам опроса о цвете кожи участников, можно сделать следующие выводы:
— около 35 % участников имеют немного смуглый оттенок кожи;
— 43 % участников имеют светлый цвет кожи;
— около 9 % участников имеют очень светлый оттенок кожи.
По результатам опроса о цвете кожи отцов участников можно выделить следующее:
— около 37 % отцов имеют немного смуглый оттенок кожи;
— 32 % отцов имеют светлый цвет кожи;
— около 8 % отцов имеют очень светлый оттенок кожи.
По результатам опроса о цвете кожи матерей участников были получены следующие данные:
— около 25 % матерей имеют немного смуглый оттенок кожи;
— 43 % матерей имеют светлый цвет кожи;
— около 7 % матерей имеют очень светлый оттенок кожи.
Рис. 2. Распределение фенотипической характеристики — цвет волос среди участников исследования
Таким образом, результаты опроса свидетельствуют о разнообразии цветов кожи среди участников, что подчеркивает многообразие генетических наследственных особенностей в обществе.
По результатам опроса, только 18 % опрошенных имеют веснушки, в то время как 82 % не имеют. Когда же речь идет о наличии веснушек у отца, лишь 7 % ответили утвердительно, в то время как 93 % отметили их отсутствие. С стороны матерей ситуация немного лучше: 17 % матерей имеют веснушки, в то время как 83 % — нет. Выводы из проведенного опроса указывают на то, что наличие веснушек не является распространенным феноменом среди опрошенных.
По результатам опроса группа крови O(I) Rh+ является самой распространенной среди опрошенных, составляя 21 %. Меньшинство опрошенных имеют группу крови O(I) Rh — (6 %), а также AB (IV) Rh — (2 %). Наибольшее количество опрошенных имеют группу крови A(II) Rh+, составляющую 36 %.
Что касается группы крови отцов, самая распространенная оказалась A(II) Rh+ (29 %), а менее распространенная — AB (IV) Rh — (2 %).
Группа крови матерей показала похожие результаты с группой отцов: A(II) Rh+ (27 %) является наиболее часто встречающейся, в то время как AB (IV) Rh– (4 %) — наименее распространенная.
Таким образом, результаты опроса показывают, что группа крови A(II) Rh+ является наиболее распространенной среди опрошенных, как у отцов, так и у матерей. Однако, в целом можно отметить разнообразие распределения групп крови среди опрошенных, что подчеркивает генетическое разнообразие населения (рисунок 3).
Рис. 3. Распределение фенотипической характеристики — группа крови среди участников исследования
Из результатов исследования можно сделать следующий вывод:
среди обучающихся ТИУ преобладают признаки европеоидного типа: волосы прямые или волнистые, достаточно крупные глаза, выступающий нос с хорошо выраженной переносицей, не очень толстые губы, хорошо растут борода и усы, у большинства мужчин имеется обильный волосяной покров на теле, цвет кожи от очень светлого до темного, смуглого.
Наименее распространена монголоидная раса. К признакам монголоидной расы причисляют: чёрные жёсткие прямые, реже волнистые волосы, маленькие ресницы, тёмные глаза, слабое развитие третичного волосяного покрова, сильное выступание скул, уплощённое лицо, часто низкое переносье, лопатовидные резцы зубов, эпикантус и сильно развитая складка верхнего века, узкий или среднеширокий нос, светлый или смуглый цвет кожи, брахиморфное телосложение, средний или низкий рост, слизистая губ несколько толще, чем у европеоидов и др.
Также было установлено, что среди обучающихся и их родителей преобладает вторая положительная группа крови. Ее обладатели имеют следующие особенности характера: спокойность, упорство, мягкость, стойкость. Так как в наборе генов запрограммированы определенные последовательности.
В целом, исследование подтвердило, что фенотип влияет на ключевые признаки фенотипической изменчивости, таких как рост, вес, цвет волос, глаз, кожи и группа крови. Однако они также демонстрируют, что окружающая среда и другие факторы могут вносить вклад в некоторые вариации этих характеристик.
Литература:
1. Астаева А. Д., Чукаева Н. В. Фенотипическая диагностика сельской местности // Успехи современного естествознания. — 2021. — № 8 — С. 18–19.
2. Биоиндикации загрязнения наземных экосистем / Под. Ред Р. Шуберта. — М.: Мир, 2019.
3. Нахаева, В. И. Общая генетика. Практический курс: учебное пособие для вузов / В. И. Нахаева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 276 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5–534–06631–9. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/540514 (дата обращения: 13.08.2024).
4. Генетика: учебник для вузов / П. С. Катмаков, В. П. Гавриленко, А. В. Бушов, Е. И. Анисимова; под общей редакцией П. С. Катмакова. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 278 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5–534–14484–0. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/543509 (дата обращения: 13.08.2024).
5. Алферова, Г. А. Генетика: учебник для вузов / Г. А. Алферова, Г. П. Подгорнова, Т. И. Кондаурова; под редакцией Г. А. Алферовой. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 200 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5–534–07420–8. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/537581 (дата обращения: 13.08.2024).
6. Костерин, О. Э. Генетика: учебник для среднего профессионального образования / О. Э. Костерин, В. К. Шумный; ответственный редактор В. К. Шумный. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 683 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978–5–534–19057–1. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/555877 (дата обращения: 13.08.2024).
7. Осипова, Л. А. Генетика: учебник для среднего профессионального образования / Л. А. Осипова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 528 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978–5–534–19778–5. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/557097 (дата обращения: 13.08.2024).
8. Нахаева, В. И. Биология: генетика. Практический курс: учебное пособие для среднего профессионального образования / В. И. Нахаева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 276 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978–5–534–07034–7. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/540625 (дата обращения: 13.08.2024).