В статье рассматриваются методы формирования функциональной грамотности на уроках в школе. Выделены компоненты функциональной грамотности. Отмечено, что функциональная грамотность представляет собой совокупность приобретенных знаний, навыков, направленных на решение проблемных задач личностного, социального, финансового, глобального, творческого характера, которые постепенно приводят к развитию необходимых компетенций. Определены основные методы формирования функциональной грамотности на уроках в школе.
Ключевые слова : функциональная грамотность, обучение, умения, поведение, задача, проблема
В современном мире функциональная грамотность играет важную роль в образовательном процессе.
Государственная программа РФ «Развитие образования» до 2025 года регламентирует направленность на повышение качества математического и естественно-научного образования, в частности, формирования функциональной грамотности школьников.
Ряд авторов рассматривает влияние функциональной грамотности на развитие личности, отдельных умений и навыков (Г. Д. Закирзянова, А. С. Гусева, Л. Р. Фатхуллина) [4].
Оценка уровня развития функциональной грамотности представлена в работах И. К. Биткиной [2].
Анализ исследований авторов позволяет говорить о том, что сформированная функциональная грамотность характеризуется успешностью адаптации в обществе, самостоятельностью, коммуникабельностью, конкурентоспособностью, стремлением к самообразованию и рефлексии. При этом отличительными характеристиками функциональной грамотности являются адаптивность, актуальность, направленность на решение бытовых, учебных, тематических, профессиональных задач.
В системе общего образования определены математическая, естественно-научная, читательская, креативная, финансовая.
Определения функциональной грамотности охватывают разный спектр задач жизненных ситуаций (общение, социальное взаимодействие, работа с текстом, информацией и др.) [5].
По мнению А. Э. Юцис, функциональная грамотность представляет собой комплекс знаний и навыков, который обеспечивает эффективное развитие личности в рамках социальных отношений в конкретном обществе [6]. Это подтверждает позицию И. А. Дудковской, что функционально грамотная личность успешно взаимодействует с культурной и социальной средой за счет определенного уровня развития способности решать стандартные и нестандартные задачи, рефлексивных умений [3].
Такое содержание определений обуславливает стремление исследований изучать специфику компонентов функциональной грамотности, рассматривая каждый компонент и методы его формирования.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены следующие (рис.1.).
Рис. 1. Составляющие функциональной грамотности
Анализ научно-методической литературы показывает, что функциональная грамотность базируется на практическом навыке чтения (читательская грамотность), который позволяет понимать, осмысливать текст и правильно его интерпретировать [1].
Математическая грамотность предусматривает, что обучающийся способен рассуждать и решать проблему на языке математики, например, работать с разными видами информации, работать с нужными данными с учетом условий задачи, моделировать ситуацию, использовать личный опыт и накопленные знания для поиска оптимального варианта решения задачи [2].
Финансовая грамотность отражает поведение личности в финансовой сфере, в частности, фокус внимания направлен на такие планирование, прогнозирование и управление финансами, покупку товаров и услуг [3]. Соответственно, основными методами ее развития могут служить сюжетные повседневные задачи, героями которых могут выступать непосредственно сам обучающийся, ровесники, друзья, одноклассники и родители, выполняющие определенные социальные роли. При этом решение задачи осуществляется с опорой на математические и справочные сведения, основаны на необходимости выполнять рассуждения, применять математические методы, математическую аргументацию, делать выводы и искать альтернативные решения.
Естественно-научная грамотность обеспечивает способность личности обсуждать, описывать естественно-научные наблюдения, быть готовым решать тематическую проблемную задачу на личностном, национальном, региональном и глобальном уровне. Методы и приемы формирования естественно-научной грамотности направлены на объяснение явлений, интерпретацию данных, использование научных фактов и доказательств, например, групповая работа по поиску ответа на поставленный вопрос, дерево решений по глобальной проблеме загрязнения воды.
Исходя из этого, функциональная грамотность представляет собой совокупность приобретенных знаний, навыков, направленных на решение проблемных задач личностного, социального, финансового, глобального, творческого характера, которые постепенно приводят к развитию необходимых компетенций. Разнообразие видов деятельности позволяет сформировать комплексный подход к развитию функциональной грамотности у школьников. При этом практикоориентированный характер задач способствует формированию умений разрешать разные проблемные ситуации, понимание и осмысление которых основано на умении работать с текстом, в частности, осуществлять поиск информации, интерпретировать ее, находить причинно-следственные связи, актуализировать уже имеющиеся знаний и применять их в конкретной ситуации.
Основными критериями выбора методов формирования функциональной грамотности и заданий считаются следующие (Рис.2.).
Рис. 2. Критерии выбора методов формирования функциональной грамотности и заданий
Как видно, хотя в целом формирование функциональной грамотности подразумевает применения как традиционных, так и интерактивных методов, каждый ее компонент имеет свою специфику и приоритетное значение практикоориентированных методов. Кроме того, хотя методология формирования функциональной грамотности предусматривает групповую работу (ролевые и деловые игры, интерактивные задания, мозговой штурм) тем не менее важным является индивидуализация обучения, поскольку в приоритете находятся потребности, навыки и личный опыт каждого обучающегося.
На основании вышеизложенного целесообразно отметить, что основными методами формирования функциональной грамотности на уроках в школе являются практикоориентированные задачи, направленные на анализ условий задачи, поиск возможных способов ее решения, понимание полученных результатов, а также перенесение этих знаний и умений в личный опыт, решение которых осуществляется в рамках индивидуальной и групповой работы.
Литература:
- Басик Н. Ю., Купалов Г. С. Педагогические возможности формирования читательской грамотности в школьном курсе обществознания // Педагогическое образование и наука. 2024. № 1. С. 41–46.
- Биткина И. К. Оценка влияния методов обучения на уровень функциональной грамотности // Вестник Самарского Государственного Технического Университета. Серия «Психолого-педагогические науки». 2022. Т. 19. № 1. С. 35–48.
- Дудковская И. А. Некоторые аспекты развития функциональной грамотности обучающихся на уроках информатики // Развитие образования. 2024. Т. 7, № 3.
- Закирзянова Г. Д. Функциональная грамотность учителя как средство повышения качества образования в современных условиях / Г. Д. Закирзянова, А. С. Гусева, Л. Р. Фатхуллина // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. 2022. № 2. С. 49–57.
- Твердохлебова И. П. Функциональная грамотность как фактор успешной деятельности выпускника школы в меняющемся мире / И. П. Твердохлебова // Иностранные языки в школе. 2023. № 1. С. 2–5.
- Юцис А. Э. Методы и подходы к формированию функциональной грамотности школьников // Вестник науки. 2023. № 11 (68). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-i-podhody-k-formirovaniyu-funktsionalnoy-gramotnosti-shkolnikov (дата обращения: 10.08.2024).