В статье рассмотрен вопрос соотношения различных видов ответственности за правонарушения в сфере налогового законодательства в контексте схожести различных видов ответственности в части квалификации нарушения законодательства, а также санкции за совершенное деяние.
Ключевые слова: правонарушение, санкция, законодательство, наказание, штраф.
The article considers the issue of correlating different types of liability for offenses in the field of tax legislation in the context of the similarity of different types of liability in terms of qualification of violations of the law, as well as sanctions for the committed act.
Keywords: the offence, the sanction, legislation, punishment, fain.
Российское законодательство предусматривает четыре вида ответственности: дисциплинарная, административная, уголовная и налоговая. Различные виды ответственности являются самостоятельными и применяются независимо друг от друга. Однако находятся те правоведы, которые утверждают обратное.
Например, В. В. Шекшин предлагает включить такой вид ответственности как налоговая по своей природе является административной и должен быть включен в гл. 15 КоАП РФ [1]. Далее, П. П. Серков утверждает следующее: «административная ответственность имеет межотраслевой характер, которая защищает общественные отношения иных отраслей права, в том числе финансового, налогового, и что выделение в качестве самостоятельного вида финансовой, бюджетной, налоговой, экологической и других видов ответственности не основано ни на объективных критериях, ни на каких-либо характерных особенностях правонарушений в этих сферах» [2].
На основании указанных выше мнений мы считаем необходимым объединение трех видов правонарушений — налоговых правонарушений, административных правонарушений в области налогового права, налоговых преступлений. Для этого имеются предпосылки, так наказания в административном и уголовном кодексах сформулированы максимально схожим образом. Например, мы можем сравнить формулировки статей 3.1 КоАП РФ [3] и 43 УК РФ [4]. Также сравним задачи административного и уголовного кодексов, указанные в ст. 3.1. КоАП РФ и ч. ст. 2 УК РФ, которые, как мы можем увидеть, сформулированы практически одинаково, что позволяет говорить единообразии задач данных отраслей права. Также близки понятия административного правонарушения и преступления, где отличия кроются в степени общественной опасности, однако, в случае налоговых правонарушений мы можем считать данную степень единой [5].
На сегодняшний день мы можем оперировать понятием «налоговое правонарушение», данное ст. 106 НК РФ, под которым понимается: «виновно совершенное противоправное (нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность» [6]. Заметим сходства с аналогичным определением из КоАП РФ. При том что, нарушено законодательство о налогах и сборах мы наблюдаем ситуацию, при которой нормы, предусматривающие ответственность за подобные правонарушения предусмотрены и КоАП РФ и УК РФ.
В то же время А. Ю. Головин утверждает, что: «налоговые правонарушения не являются разновидностью административных правонарушений, поскольку имеют иной состав, чем административные правонарушения, и они — это следствие неисполнения участниками общественных отношений своих обязанностей в сфере налого обложения» [7].
Мы заявляем, что уклонение от исполнения обязательств так или иначе влечет за собой один из четырех указанных выше видов ответственности. Следовательно, мы должны исходить из того, что вид ответственности определяется исходя из санкции органа, уполномоченного на рассмотрение случая нарушения законодательства.
Тем не менее отличительной чертой налогового законодательства от административного либо уголовного является характер санкции. В ст. 114 НК РФ отсутствует термин наказание. Употребляется же термин «налоговая санкция». Встает вопрос их содержательного и функционального различия так как наказание есть иное наименовании санкции.
Таким образом мы склонны утверждать, что уголовная, административная ответственность, а также ответственность за совершение налоговых правонарушений сходны так как следуют цели охраны общественных, публичных интересов. Содержание данных правонарушений посягает на единые общественные отношения и находит отклик в мерах государственного принуждения, которые также малоотличимы по своему содержанию, а размер санкции не имеет градации в соответствии с направлением меры принуждения, поскольку административный штраф, может превышать таковой, вынесенный в рамках уголовного судопроизводства.
Отсутствие в налоговом законодательстве термина «налоговая ответственность», замененное на «ответственность за налоговое правонарушение» не является определяющим маркером, обуславливающим различия направленности санкций в соответствии с видом ответственности. Мы полагаем что это, если не искусственное отграничение санкции налоговой от уголовной и административной, то скорее терминологическая неполноценность и предлагаем унификацию определения санкции в различных кодифицированных актах.
В целях оптимизации терминологии предлагаем использовать определение налогового правонарушения, которое звучит следующим образом — это виновно совершенное деяние в сфере налогов и сборов, за которое законом установлена ответственность. Соответственно таковые правонарушения могут быть тяжкими, а также небольшой и средней тяжести.
Таковые могут пониматься как административные правонарушения, уголовные преступления в соответствии со степенью тяжести совершенного деяния чему способствует введение термина «уголовный проступок» в УК РФ где наказание не связано с лишением свободы.
Литература:
- Шекшин В. В. Административная ответственность за правонарушения в области налогов и сборов: автореф. дис. … канд. юр. наук. М., 2006. С. 5–6.
- Серков П. П. Административная ответственность как вид юридической ответственности: проблемы и пути совершенствования: автореф. дис.... д-ра юрид. наук. М., 2013. С. 13.
- «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 08.07.2024, с изм. От 18.07.2024) // «Собрание законодательства РФ». 07.01.2002. № 1 (ч. 1). ст. 1.
- «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 12.06.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.07.2024) // «Российская газета». № 113, 18.06.1996, № 114, 19.06.1996, № 115, 20.06.1996, № 118, 25.06.199.
- Старостин С. А. О налоговых административных правонарушениях // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2019. № 6. С. 65–72.
- «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. От 12.07.2024) // «Собрание законодательства РФ». № 31. 03.08.1998. Ст. 3824.
- Сладкова А. В. Административные правонарушения в области рынка ценных бумаг: дис.... канд. юрид. наук. М., 2012. С. 5–9.