В статье рассматривается формирование военно-профессионального самоопределения посредством апробации субъектно-деятельностного подхода, а именно через реализацию проектной деятельности. В материале описывается воспитательный потенциал проекта «История кораблестроения», как эффективный опыт формирования военно-профессионального самоопределения нахимовцев.
Ключевые слова: военно-профессиональное самоопределение, субъектно-деятельностный подход, нахимовцы, проектная деятельность.
Одной из фундаментальных задач довузовских общеобразовательных учреждений Министерства Обороны Российской Федерации в современных экономических, социальных и политических условиях является создание условий для мотивации воспитанников к поступлению в военные вузы, которые в дальнейшем станут военными специалистами, готовыми к успешному выполнению профессиональных и служебных задач. Выявление совокупности педагогических возможностей и организационных условий образовательной среды, дальнейшее изучение подходов к подготовке обучающихся будет способствовать совершенствованию процесса военно-профессионального самоопределения как будущего офицера военно-морского флота.
Потребность формирования военно-профессиональной идентичности как завершающего этапа военно-профессионального самоопределения обучающихся отражается в основополагающих документах, регулирующих образование в России.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России указана необходимость формирования способности сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов [1, с. 7].
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года от 29 мая 2015 года № 996-р3 определяет обновление содержания воспитания и обучения в системе образования, а именно необходимость учета воспитательного потенциала учебных дисциплин при составлении и реализации образовательных программах, в том числе гуманитарного, естественно-научного, социально-экономического профилей [4, c. 5].
Федеральный закон «Об Образовании в Российской Федерации» отмечает воспитание как деятельность, направленную на «развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации», что характеризует понятие гражданской идентичности [2, с. 24].
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования значимыми личностными результатами определены освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, участие в общественной жизни, патриотизм, уважение к Отечеству, чувство ответственности и долга перед Родиной [3, c. 8].
Военно-профессиональное самоопределение подразумевает выбор конкретной военной профессии, профессиональных перспектив в жизни, что предполагает проведение анализа научных подходов к проблеме самоопределения обучающегося довузовских образовательных учреждений МО РФ как субъекта деятельности и выработки на этой основе практических предложений по совершенствованию процесса профессионального самоопределения будущего военнослужащего.
Приоритетной задачей военно-профессионального самоопределения следует считать постепенное формирование у личности внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного, личностного). Главная задача развития профессионального самоопределения заключается в целенаправленной помощи воспитанникам в утверждении своего военно-профессионального выбора.
В филиале Нахимовского военно-морского училища (г. Владивосток) педагогическим сообществом не только реализуются разные подходы формирования военно-профессионального самоопределения нахимовцев: системно-деятельностный, аксиологический, ситуационный, смешанный, но и апробируется субъектно-деятельностный подход посредством реализации проектной деятельности.
Субъектно-деятельностный подход подразумевает признание человека активным катализатором многообразных форм произвольной активности. Данный подход позволяет рассмотреть психическую регуляцию (К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский, В. В. Знаков, Т. Л. Крюкова, С. Л. Рубинштейн) в формате жизнедеятельности субъекта (обучающегося), в ходе его постепенного развития на разных этапах жизни. Так как субъектно-деятельностный подход рассматривается в рамках основного общего образования, то следует придерживаться рамок периода пубертата.
Воспитательный потенциал данного подхода обладает мощнейшим импульсом для обучающегося в формировании его личностной позиции и военно-профессионального самоопределения. етодами реализации субъектно-деятельностного подхода, реализуемыми в филиале НВМУ (ВПКУ), следует считать: анализ, синтез, практическое моделирование, классификация и обобщение информации, полученной в ходе выполнения проектных заданий.
В 2023–2024 учебном году на 7-м учебном курсе был реализован военно-профориентационный проект «История кораблестроения», целью которого стало изучение развития кораблестроения с эпохи Петра Первого и до современности. Помимо образовательной цели проект способствует развитию у нахимовцев способностей анализировать, обобщать и систематизировать информацию, содержащуюся в различных источниках, применять полученные знания и умения в самостоятельной работе. Воспитательный потенциал заключается в формировании патриотических и нравственных убеждений, через участие в проектно-исследовательской деятельности.
Изучение исторических этапов кораблестроения, знаменательных и трагических событий в истории Российского Флота, географических открытий способствуют развитию у нахимовцев патриотизма, любви к Родине, появлению чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества.
В работе над проектом можно выделить аспекты творческой деятельности: исследовательская деятельность (как творческий вид познания); творческая деятельность, направленная на создание творческого продукта. Проект рассчитан как на групповое, так и на индивидуальное выполнение творческих и научно-исследовательских задач.
В ходе работы над проектом нахимовцам необходимо научиться визуализировать, обрабатывать изучаемый материал, систематизировать его, знакомить с результатами своей работы других воспитанников филиала НВМУ, транслируя его через призму своего мировоззрения, что возможно благодаря реализации субъектно-деятельностного подхода.
Проектная деятельность нахимовцев посредством апробации субъектно-деятельностного подхода позволяет не только детально исследовать историческую ретроспективу кораблестроения и кораблей ВМФ России, но и вызывает огромный интерес к профессии военного моряка, мотивирует воспитанников на осознанный выбор профессии.
Литература:
- Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. 29 с.
- Об образовании в Российской Федерации: [федер.закон: принят Гос.Думой 21 декабря 2012 г.] [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://fgosvo.ru, https://минобрнауки.рф/документы/4918),
- Приказ Минпросвещения РФ от 27.12.2023 N 1028. — Текст: электронный // КонтурНорматив: [сайт]. — URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=464815 (дата обращения: 23.08.2024).
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. — Текст: электронный // RG.RU: [сайт]. — URL: https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 23.08.2024).