Проектная деятельность как средство мотивации к военно-профессиональному самоопределению нахимовцев | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №34 (533) август 2024 г.

Дата публикации: 25.08.2024

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Макарова, О. С. Проектная деятельность как средство мотивации к военно-профессиональному самоопределению нахимовцев / О. С. Макарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 34 (533). — С. 141-143. — URL: https://moluch.ru/archive/533/117315/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассматривается формирование военно-профессионального самоопределения посредством апробации субъектно-деятельностного подхода, а именно через реализацию проектной деятельности. В материале описывается воспитательный потенциал проекта «История кораблестроения», как эффективный опыт формирования военно-профессионального самоопределения нахимовцев.

Ключевые слова: военно-профессиональное самоопределение, субъектно-деятельностный подход, нахимовцы, проектная деятельность.

Одной из фундаментальных задач довузовских общеобразовательных учреждений Министерства Обороны Российской Федерации в современных экономических, социальных и политических условиях является создание условий для мотивации воспитанников к поступлению в военные вузы, которые в дальнейшем станут военными специалистами, готовыми к успешному выполнению профессиональных и служебных задач. Выявление совокупности педагогических возможностей и организационных условий образовательной среды, дальнейшее изучение подходов к подготовке обучающихся будет способствовать совершенствованию процесса военно-профессионального самоопределения как будущего офицера военно-морского флота.

Потребность формирования военно-профессиональной идентичности как завершающего этапа военно-профессионального самоопределения обучающихся отражается в основополагающих документах, регулирующих образование в России.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России указана необходимость формирования способности сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов [1, с. 7].

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года от 29 мая 2015 года № 996-р3 определяет обновление содержания воспитания и обучения в системе образования, а именно необходимость учета воспитательного потенциала учебных дисциплин при составлении и реализации образовательных программах, в том числе гуманитарного, естественно-научного, социально-экономического профилей [4, c. 5].

Федеральный закон «Об Образовании в Российской Федерации» отмечает воспитание как деятельность, направленную на «развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации», что характеризует понятие гражданской идентичности [2, с. 24].

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования значимыми личностными результатами определены освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, участие в общественной жизни, патриотизм, уважение к Отечеству, чувство ответственности и долга перед Родиной [3, c. 8].

Военно-профессиональное самоопределение подразумевает выбор конкретной военной профессии, профессиональных перспектив в жизни, что предполагает проведение анализа научных подходов к проблеме самоопределения обучающегося довузовских образовательных учреждений МО РФ как субъекта деятельности и выработки на этой основе практических предложений по совершенствованию процесса профессионального самоопределения будущего военнослужащего.

Приоритетной задачей военно-профессионального самоопределения следует считать постепенное формирование у личности внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного, личностного). Главная задача развития профессионального самоопределения заключается в целенаправленной помощи воспитанникам в утверждении своего военно-профессионального выбора.

В филиале Нахимовского военно-морского училища (г. Владивосток) педагогическим сообществом не только реализуются разные подходы формирования военно-профессионального самоопределения нахимовцев: системно-деятельностный, аксиологический, ситуационный, смешанный, но и апробируется субъектно-деятельностный подход посредством реализации проектной деятельности.

Субъектно-деятельностный подход подразумевает признание человека активным катализатором многообразных форм произвольной активности. Данный подход позволяет рассмотреть психическую регуляцию (К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский, В. В. Знаков, Т. Л. Крюкова, С. Л. Рубинштейн) в формате жизнедеятельности субъекта (обучающегося), в ходе его постепенного развития на разных этапах жизни. Так как субъектно-деятельностный подход рассматривается в рамках основного общего образования, то следует придерживаться рамок периода пубертата.

Воспитательный потенциал данного подхода обладает мощнейшим импульсом для обучающегося в формировании его личностной позиции и военно-профессионального самоопределения. етодами реализации субъектно-деятельностного подхода, реализуемыми в филиале НВМУ (ВПКУ), следует считать: анализ, синтез, практическое моделирование, классификация и обобщение информации, полученной в ходе выполнения проектных заданий.

В 2023–2024 учебном году на 7-м учебном курсе был реализован военно-профориентационный проект «История кораблестроения», целью которого стало изучение развития кораблестроения с эпохи Петра Первого и до современности. Помимо образовательной цели проект способствует развитию у нахимовцев способностей анализировать, обобщать и систематизировать информацию, содержащуюся в различных источниках, применять полученные знания и умения в самостоятельной работе. Воспитательный потенциал заключается в формировании патриотических и нравственных убеждений, через участие в проектно-исследовательской деятельности.

Изучение исторических этапов кораблестроения, знаменательных и трагических событий в истории Российского Флота, географических открытий способствуют развитию у нахимовцев патриотизма, любви к Родине, появлению чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества.

В работе над проектом можно выделить аспекты творческой деятельности: исследовательская деятельность (как творческий вид познания); творческая деятельность, направленная на создание творческого продукта. Проект рассчитан как на групповое, так и на индивидуальное выполнение творческих и научно-исследовательских задач.

В ходе работы над проектом нахимовцам необходимо научиться визуализировать, обрабатывать изучаемый материал, систематизировать его, знакомить с результатами своей работы других воспитанников филиала НВМУ, транслируя его через призму своего мировоззрения, что возможно благодаря реализации субъектно-деятельностного подхода.

Проектная деятельность нахимовцев посредством апробации субъектно-деятельностного подхода позволяет не только детально исследовать историческую ретроспективу кораблестроения и кораблей ВМФ России, но и вызывает огромный интерес к профессии военного моряка, мотивирует воспитанников на осознанный выбор профессии.

Литература:

  1. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. 29 с.
  2. Об образовании в Российской Федерации: [федер.закон: принят Гос.Думой 21 декабря 2012 г.] [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://fgosvo.ru, https://минобрнауки.рф/документы/4918),
  3. Приказ Минпросвещения РФ от 27.12.2023 N 1028. — Текст: электронный // КонтурНорматив: [сайт]. — URL: https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=464815 (дата обращения: 23.08.2024).
  4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. — Текст: электронный // RG.RU: [сайт]. — URL: https://rg.ru/documents/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 23.08.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): военно-профессиональное самоопределение, воспитательный потенциал, подход, проектная деятельность, военно-профессиональное самоопределение нахимовцев, основное общее образование, Российская Федерация, совершенствование процесса, творческая деятельность, чувство ответственности.


Ключевые слова

проектная деятельность, нахимовцы, субъектно-деятельностный подход, военно-профессиональное самоопределение

Похожие статьи

Об использования метода проектов в обучении и патриотическом воспитании студентов среднего профессионального образования

В статье в практической плоскости рассматривается возможность использования проектного метода как средства реализации ФГОС по специальностям среднего профессионального образования с точки зрения формирования общих и профессиональных компетенций, орга...

Реализация иноязычной коммуникативной компетенции на основе языкового материала профессиональной направленности (из опыта работы со студентами направления «Издательское дело»)

В данной статье обосновывается важность изучения иностранных языков студентами университета - будущими конкурентно-способными специалистами. Автор описывает эффективные методические способы формирования языковой и межкультурной компетенций студентов ...

Самоопределение как механизм формирования профессионально-ценностных ориентаций в юношеский период

В статье представлен авторский подход, согласно которому самоопределение может выступать механизмом формирования профессионально-ценностных ориентаций в период юношеского возраста. Взаимосвязь личностного и профессионального самоопределения в период ...

Использование метода проектов в рамках предмета «Окружающий мир» как средство формирования у младших школьников ценностного отношения к природе

В статье раскрыта сущность понятий «проект», «ценностное отношение к природе». Показана возможность использования разных типов проектов во внеурочной деятельности, сопряженной с предметом «окружающий мир». Описана технология использования данного мет...

Фольклор нижегородского края как средство формирования поликультурной компетентности личности младших школьников

В статье рассматривается педагогический потенциал фольклора как средства формирования поликультурной компетентности личности младших школьников. Предложены различные жанры фольклора Нижегородского края, которые может использовать педагог при формиров...

Профессиональная социализация будущих специалистов социальной сферы в вузе

В статье рассматривается проблема профессиональной социализации будущих специалистов социальной сферы в вузе. Автор подчёркивает важность формирования профессиональной культуры в процессе реализации институционального механизма социализации и приобще...

Методическая работа как условие профессионального саморазвития воспитателей

В статье раскрывается значимость методической работы в дошкольных образовательных организациях, которая способствует к профессиональному саморазвитию, за счет мотивов, самоорганизации, интересов, самооценки, рефлексии и т. д. Рассмотрена теоретическа...

Методическое сопровождение формирования профессиональной мобильности будущих инженеров в вузах посредством иноязычного профессионального самообразования

В статье рассматривается методическое сопровождение формирования профессиональной мобильности будущих инженеров в вузах посредством иноязычного профессионального самообразования. Автор характеризует компоненты данного учебно-методического обеспечения...

Коллективно-групповая жизнедеятельность студентов — основа формирования их профессиональной мотивации

В статье анализируется коллективно-групповая жизнедеятельность студентов как основа формирования их профессиональной мотивации. Рассматриваются задачи администрации и преподавателей, а также права и обязанности студентов в аспекте решения обозначенно...

Психолого-педагогические основы взаимодействия как условие формирования педагогической компетентности родитетлей в центре раннего развития детей

Статья посвящена описанию психолого-педагогического взаимодействия субъектов образовательной практики, даны основные принципы организации личностно-развивающего педагогического взаимодействия, рассмотрены варианты взаимодействия субъектов образовател...

Похожие статьи

Об использования метода проектов в обучении и патриотическом воспитании студентов среднего профессионального образования

В статье в практической плоскости рассматривается возможность использования проектного метода как средства реализации ФГОС по специальностям среднего профессионального образования с точки зрения формирования общих и профессиональных компетенций, орга...

Реализация иноязычной коммуникативной компетенции на основе языкового материала профессиональной направленности (из опыта работы со студентами направления «Издательское дело»)

В данной статье обосновывается важность изучения иностранных языков студентами университета - будущими конкурентно-способными специалистами. Автор описывает эффективные методические способы формирования языковой и межкультурной компетенций студентов ...

Самоопределение как механизм формирования профессионально-ценностных ориентаций в юношеский период

В статье представлен авторский подход, согласно которому самоопределение может выступать механизмом формирования профессионально-ценностных ориентаций в период юношеского возраста. Взаимосвязь личностного и профессионального самоопределения в период ...

Использование метода проектов в рамках предмета «Окружающий мир» как средство формирования у младших школьников ценностного отношения к природе

В статье раскрыта сущность понятий «проект», «ценностное отношение к природе». Показана возможность использования разных типов проектов во внеурочной деятельности, сопряженной с предметом «окружающий мир». Описана технология использования данного мет...

Фольклор нижегородского края как средство формирования поликультурной компетентности личности младших школьников

В статье рассматривается педагогический потенциал фольклора как средства формирования поликультурной компетентности личности младших школьников. Предложены различные жанры фольклора Нижегородского края, которые может использовать педагог при формиров...

Профессиональная социализация будущих специалистов социальной сферы в вузе

В статье рассматривается проблема профессиональной социализации будущих специалистов социальной сферы в вузе. Автор подчёркивает важность формирования профессиональной культуры в процессе реализации институционального механизма социализации и приобще...

Методическая работа как условие профессионального саморазвития воспитателей

В статье раскрывается значимость методической работы в дошкольных образовательных организациях, которая способствует к профессиональному саморазвитию, за счет мотивов, самоорганизации, интересов, самооценки, рефлексии и т. д. Рассмотрена теоретическа...

Методическое сопровождение формирования профессиональной мобильности будущих инженеров в вузах посредством иноязычного профессионального самообразования

В статье рассматривается методическое сопровождение формирования профессиональной мобильности будущих инженеров в вузах посредством иноязычного профессионального самообразования. Автор характеризует компоненты данного учебно-методического обеспечения...

Коллективно-групповая жизнедеятельность студентов — основа формирования их профессиональной мотивации

В статье анализируется коллективно-групповая жизнедеятельность студентов как основа формирования их профессиональной мотивации. Рассматриваются задачи администрации и преподавателей, а также права и обязанности студентов в аспекте решения обозначенно...

Психолого-педагогические основы взаимодействия как условие формирования педагогической компетентности родитетлей в центре раннего развития детей

Статья посвящена описанию психолого-педагогического взаимодействия субъектов образовательной практики, даны основные принципы организации личностно-развивающего педагогического взаимодействия, рассмотрены варианты взаимодействия субъектов образовател...

Задать вопрос