В статье рассмотрены теоретические основы планирования физической нагрузки тренером. В частности, в статье рассмотрено понятие планирования, виды планирования, периоды, которые принято выделять в годичном цикле; информация предоставлена с учетом специфики вида спорта (мини-футбол). В статье также рассматриваются микроциклы, мезоциклы и макроциклы, их трактовки, соотношение между собой; важно отметить, что в статье представлены классификации микроциклов.
Ключевые слова: мини-футбол, планирование физической нагрузки, годичный цикл, микроциклы.
Планирование физической нагрузки является необходимым условием достижения целей занимающимся в любом виде спорта. Данная статья ставит перед собой цель рассмотреть именно основы планирования физической нагрузки при учете специфики такого вида спорта, как мини-футбол.
Рациональным видится дать определение термину «планирование». С точки зрения В. П. Губы, планирование это, в первую очередь, различные установки, благодаря которым преподаватель/тренер может поставить конкретные задачи, определить конкретные средства, которые будут применены в процессе занятий, а также подобрать соответствующие методы и формы занятий. Планирование, в соответствии с воззрениями В. П. Губы, это структурообразующий процесс [2, С. 38]. А. А. Стеблев, Г. Е. Никитин в своих изысканиях близки к предыдущей трактовке, они рассматривают планирование как процесс поиска эффективных средств подготовки, их распределение в рамках конкретного этапа/цикла, что позволяет достичь желаемых результатов [5, С. 155]. В подобной трактовке упор делается именно на эффективность используемых средств для достижения поставленных целей, а равно — желаемых результатов. М. А. Годик отмечает, что планирование является завершающей стадией цикла, которой предшествуют сбор информации об объекте и среде, в которой объект функционирует, и анализ полученной информации. В таком ключе планирование видится, как составляющая, элемент определенной структуры, позволяющей добиваться поставленных результатов [1, С.3–4]. П. Дж. Л. Томпсон характеризует планирование, как процесс целеполагания. В своем труде автор делает упор на долгосрочное планирование, поэтому указывает, что планирование — это процесс, который не должен подстраиваться под соревновательный период, о котором речь пойдет далее. П. Дж. Л. Томпсон отмечает, что планирование представляет собой цикличный процесс, который строится из нескольких взаимосвязанных этапов: этап постановки целей, этап реализации поставленных целей, анализ результатов [6, С. 122–123].
Следовательно, «планирование» — процесс целеполагания, который позволяет поставить определенные задачи, определить эффективные средства, методы и формы занятий, необходимые для достижения необходимых результатов в рамках определенного периода/этапа/цикла.
Теперь рациональным видится перейти к рассмотрению видов планирования. В. П. Губа [2, С. 41–46] указывает, что существуют следующие виды планирования: 1) перспективное планирование, 2) текущее планирование, 3) оперативное планирование. Стоит обратится к рассмотрению данных видов планирования:
1) Перспективное планирование — долгосрочное планирование, от 2 лет и более; фактически представляет собой такой план, который захватывает несколько лет и строится на долгосрочной основе. Рамки данного периода могут быть различными и основываются на нескольких показателях: на возрасте занимающихся, уровне физической подготовленности учащихся, стаже занятий мини-футболом. Данный вид планирования необходим в том случае, если речь идет об учебном плане/плане подготовки (командном/индивидуальном), о многолетней программе.
2) Текущее планирование — планирование в пределах 1 года, аналогично его можно именовать годичный цикл. Здесь существует некая временная конкретность (в отличии от предыдущего и последующего вида планирования). Данный вид планирования применяется для составления планов — конспектов/планов подготовки спортсмена или целой команды, но именно в рамках одного года.
3) Оперативное планирование — как и в случае с первым указанным видом планирования, сроки данного вида планирования весьма неоднозначны и жестко не закреплены. Данный вид планирования может применяться тренером в том случае, если он хочет составить план какого — либо занятия/урока, серии занятий в течении недели, серии занятий в течении определенного месяца. Следовательно, под выбранный период формируется конкретный план, к примеру, план тренировочного занятия или, даже, план подготовки к соревнованиям [2, С. 41–46].
Важно заметить, что в годичном цикле при планировании выделяются несколько периодов. Традиционно принято выделять: 1) подготовительный период (включает в себя общеподготовительный и специально-подготовительный этапы), 2) соревновательный период, 3) переходный период. В литературе может встречаться и иная периодизация с выделением дополнительных этапов в виде микроциклов, о микроциклах будет сказано далее. Сейчас же рационально рассмотреть ранее выделенные этапы подробнее:
- Подготовительный период. Подготовка мини-футболистов представляет собой здесь главную ценность; в данный период необходимо разнообразие и различность физической нагрузки для того, чтобы подготовка была наиболее успешной. Данный период является ключевым для младшего школьного возраста, о чем далее будет сказано подробнее.
а) Общеподготовительный этап. Этот этап направлен на то, чтобы занимающийся смог приобрести достаточный/необходимый уровень спортивная форма. Под достаточностью и необходимостью тут стоит понимать такую спортивную форму, которая позволит занимающемуся нормально развивать специальную подготовку. Уровень общей физической подготовки напрямую будет влиять на эффективность специальной.
б) Специально-подготовительный этап. Если на предыдущем этапе общая физическая превалировала на специальной подготовкой, то теперь они меняются местами. При этом, улучшается физическая форма.
- Соревновательный период. Направленность данного периода — сохранение достигнутой спортивной формы и реализация поставленных целей. Общая и специальная физическая подготовка в данном периоде не может быть снижена в сравнении со специально — подготовительным периодом. На занятиях значительно возрастает доля соревновательных и специально — подготовительных упражнений. Предлагается выделять также промежуточный подготовительный этап, который может быть либо общеподготовительным, либо специально-подготовительным.
- Переходный период. Для данного периода характерно снижение интенсивности деятельности. В сравнении с предыдущим этапом, здесь изменяются средства, методы; теперь они направлены на то, чтобы сохранить/поддержать достигнутый уровень физической подготовленности [2, С. 46–48].
Теперь рационально перейти к рассмотрению микроциклов, мезоциклов и макроциклов. Рационально представить трактовки данных понятий и, затем, отобразить их схематически для большей наглядности. Микроцикл представляет собой минимальное звено в области планирования физической подготовки. Если представить тренировочный процесс в мини-футболе, как систему, структуру, то микроцикл будет представлять собой единицу данной структуры. Давая характеристику микроциклу, необходимо отметить, что определенный временной период за ним не закреплен, следовательно микроцикл может включать в себя любое количество дней. Мезоцикл — средний тренировочный цикл, который включает в себя ряд законченных микроциклов. Протяженность мезоцикла, в прочем, как и микроцикла, может быть различной. Главное видится в том, что данная серия микроциклов должна быть логично представлена и заранее спланирована в рамках мезоцикла. Поскольку мезоцикл — есть серия микроциклов, важно указать на важность его корректного выделения, которая продиктована тем, что именно мезоцикл позволяет проследить и при необходимости провести регуляцию суммарной нагрузки, которая образуется на каждом микроцикле [4, С.210]. Макроциклы — есть совокупность мезоциклов, которые в свою очередь представляют собой совокупность микроциклов. Здесь наблюдается преемственность и постепенное укрупнение периодов. Макроцикл является наиболее крупным периодом в планировании физической нагрузки. Четких временных рамок макроцикл не имеет, он может быть, как больше года, так и меньше, однако, чаще всего, когда говорится о макроцикле, подразумевается, что его протяженность будет равна 1 году [4, С.465–466].
Представим данные определения в виде схемы (Рис. 1) для большей наглядности.
Рис. 1. Соотношение понятий макроцикл, мезоцикл, микроцикл
Важно понимать, что микроциклы и мезоциклы могут быть различны. Предполагается, что тренер будет подбирать конкретный микроцикл или мезоцикл в соответствии с поставленными целями. В литературе нет единого мнения по поводу микроциклов, мезоциклов и макроциклов. Рационально привести две наиболее часто встречающиеся классификации микроциклов, первая будет оформлена в виде таблицы (Табл. 1) на основе данных В. Б. Иссурина [3]. А вторая классификация, составленная по данным Л. П. Матвеева [4], будет содержать не только характеристику микроциклов, но и сравнительный анализ с классификацией В. Б. Иссурина.
Таблица 1
Микроцикл: нагрузка, особенности, примерная длительность
Микроцикл |
Нагрузка (уровень) |
Период |
Втягивающий |
С |
от 5 до 7 дней |
Нагрузочный |
З/В |
от 5 до 9 дней |
Ударный |
ОВ/П |
от 4 до 7 дней |
Предсоревновательный |
С |
от 5 до 7 дней |
Соревновательный |
В/ОВ |
от 2 до 7 дней |
Восстановительный |
Н |
от 3 до 7 дней |
Н — низкая нагрузка, С — средняя нагрузка, З — значительная нагрузка, В — высокая нагрузка, ОВ — очень высокая нагрузка, П — предельная нагрузка.
Л. П. Матвеев [4, С.452–505] выделяет несколько иную классификацию микроциклов:
— Втягивающий микроцикл. Данный микроцикл также присутствует у В. Б. Иссурина и предполагает среднюю нагрузку [3, С.139]. Л. П. Матвеев же указывает, что нагрузка должна быть низкой, так как здесь преследуется цель подготовить организм к дальнейшему совершенствованию физической формы занимающегося. Также рационально применять этот микроцикл в том случае, если субъект перенес заболевание [4, С.452–505].
— Базовый микроцикл. Л. П. Матвеев указывает, что данные микроцикл рационально применять в общеподготовительном периоде, если следовать выявленной ранее периодизации, установленной В. П. Губой [2]. Если обращаться к классификации В. Б. Иссурина, то данному типу будет соответствовать нагрузочный микроцикл [3, C.139]. Л. П. Матвеев [4, С.452–505] же указывает на большой объем нагрузок, при котором как раз таки должны происходить процессы адаптации. Фактически, Л. П. Матвеев говорит о том, что именно этот микроцикл позволяет решить множество проблем физической подготовки занимающихся [4, С.452–505].
— Контрольно — подготовительные (специальноподготовительные/модельные) микроциклы. Специальноподготовительный микроцикл предполагает среднюю нагрузку, но при этом, интенсивность должна возрастать. Модельный микроцикл предполагает контроль за тем, насколько занимающийся готов к соревновательной деятельности; предполагает среднюю физическую нагрузку. Данные микроциклы можно соотнести с предсоревновательными, выделенные В. Б. Иссуриным [3, С.139]. Л. П. Матвеев [4, С.452–505] указывает, что перечисленные микроциклы рационально применять на заключительных этапах подготовительного и соревновательного периода, что соответствует концепции В. Б. Иссурина [3, С.139].
— Подводящий микроцикл. Л. П. Матвеев [4, С.452–505] дает весьма размытую характеристику данных микроциклов, указывая, что они зависят от того, как осуществлялась подготовка к соревнованиям. При этом, предполагается, что физическая нагрузка должна быть низкой. Важно отметить, что Л. П. Матвеев [4, С.452–505] относит этот микроцикл к завершению подготовительной деятельности и предлагает решать частные вопросы, связанные с конкретным занимающимся.
— Восстановительный микроцикл. Л. П. Матвеев [4, С.452–505] называет также данный микроцикл завершающим, ведь он следует после соревновательного периода. Логичным видится то, что здесь предполагается минимальная физическая нагрузка. Здесь важно отметить совпадение классификации Л. П. Матвеева [4, С.452–505] и В. Б. Иссурина [3, С.139].
— Соревновательный микроцикл. Данный микроцикл также соответствует тому, что обозначает в своем труде В. Б. Иссурин [3, С.139]. Этот микроцикл конкретно не характеризируется Л. П. Матвеем, он указывает, что здесь значительную роль играет особенности вида спорта и самого занимающегося [4, С.452–505].
Завершая рассмотрение основ планирования физической нагрузки, хотелось бы отметить, что данный вопрос достаточно широко рассматривается в литературе и в статьях периодических изданий. Данная статья представляет собой компиляцию различных сведений, выявленных в ходе анализа литературы и научных статей по теме.
Литература:
- Годик М. А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. — М.: Физкультура и спорт, 1980. — 136 с.
- Губа В. П. Теория и методика мини-футбола (футзала). — М.: Спорт, 2016. — 200 с.
- Иссурин В. Б. Подготовка спортсменов XXI века: научные основы и построение тренировки. — М.: Спорт, 2016. — 464 с.
- Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. — М.: Спорт, 2021. — 520 с.
- Стеблев А. А., Никитин Г. Е. Наблюдения за планированием и контролем тренировочных нагрузок в детско-юношеском футболе // Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях. Сборник статей XVI Международной научной конференции. — Т. 2. — Белгород, 2020. — 250 с.
- Томпсон П. Дж. Л. Введение в теорию тренировки. — Москва: «Человек», 2013. — 192 с.