Миграция — важный фактор общественного развития стран мира, однако на сегодняшний день отсутствует стройная законодательная система в этой сфере. В данной статье анализируются основополагающие нормативно-правовые акты, определяющие юридическое понятие беженцев и вынужденных переселенцев, приводятся статистические показатели перемещенных лиц, а также конкретные мероприятия поддержки беженцев и переселенцев на примере палестинских беженцев.
Ключевые слова: правовой статус, проблема, беженцы, вынужденные переселенцы, показатели, мигрант.
Вынужденная миграция населения является нормальным явлением для современного мира. Люди, которые проживают на таких территориях, стремятся не только улучшить свое положение, но и спасти жизнь.
По состоянию на конец июня 2023 года 110 миллионов человек во всем мире были насильственно перемещены из своих домов из-за преследований, конфликтов, насилия, нарушений прав человека и событий, серьезно нарушающих общественный порядок.
В течение первого полугодия примерно 90 % новых перемещенных лиц во всем мире стали результатом семи серьезных ситуаций, связанных с перемещением населения. Эти ситуации включают как текущие, так и новые конфликты и гуманитарные кризисы в различных странах, таких как Афганистан, Демократическая Республика Конго, страны Латинской Америки и Карибского бассейна, Мьянма, Сомали, Судан и Украина.
На Глобальном форуме по делам беженцев 2023 года, мероприятии, призванном поддержать практическое осуществление четырех целей, и крупнейшем в мире международном мероприятии по проблемам беженцев, было принято более 1600 обязательств в поддержку беженцев и принимающих их сообществ, включая 43 обязательства с участием многих партнеров во главе с правительствами.
Государства и другие субъекты объявили о новых финансовых обязательствах примерно на 2,2 миллиарда долларов, при этом частный сектор пообещал выделить около 250 миллионов долларов. Эти результаты вселяют надежду в более чем 36 миллионов беженцев, перемещенных по всему миру.
Юридическое определение статуса беженца основано на Конвенции о статусе беженцев 1951 года [1], ключевом документе международного права, который определяет беженца как лицо, находящееся за пределами страны своего гражданства из-за вполне обоснованного страха подвергнуться преследованиям по причинам расы, религии, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений. Настоящая конвенция закладывает основу для правового статуса беженцев в соответствии с международным правом, предоставляя им определенные права и защиту.
Статистика показывает значительные различия в подходе стран к защите беженцев. Страны с наибольшим количеством беженцев часто не самые богатые, а соседствуют с зонами конфликтов. По данным Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ ООН), такие страны, как Турция, Пакистан, Иран, Колумбия, Германия и Пакистан, входят в число ведущих стран, принимающих наибольшее количество беженцев.
Степень правовой защиты и прав, предоставляемых беженцам, также различается. Некоторые страны считаются лучшими странами для беженцев из-за их комплексных систем поддержки, включая право на труд, доступ к здравоохранению и образованию. В отличие от этого, другие страны могут проводить ограничительную политику, которая ограничивает способность беженцев интегрироваться и вести достойную жизнь. Известно, что наиболее надежные системы поддержки и политика, благоприятствующая развитию беженцев, — это Новая Зеландия, Норвегия, Австралия, Канада, Швеция и Германия.
В условиях разворачивающегося кризиса в Газе более миллиона детей находятся на волоске, и команды Палестинского детского фонда помощи находятся на местах, неустанно работая над оказанием срочной помощи. Имея более чем 30-летний опыт работы, отмеченный непоколебимой преданностью делу и опытом, Фонд помощи детям Палестины является основной гуманитарной организацией в Палестине, оказывающей жизненно важную медицинскую и гуманитарную помощь там, где в ней больше всего нуждаются. Доступ к основным ресурсам, таким как продовольствие, чистая вода и здравоохранение, серьезно ограничен. Необходимы срочные действия для предотвращения еще большей гуманитарной катастрофы.
Фонд помощи детям Палестины продолжает оказывать гуманитарную и медицинскую помощь детям и их семьям, некоторые из которых являются беженцами, покидающими свои родные страны, — через наши детские онкологические отделения, программы и проекты гуманитарной помощи, проекты больничной инфраструктуры, спонсорство сирот и беженцев, медицинское спонсорство, программу лечения за границей и медицинские миссии. Эти усилия помогают гарантировать, что нуждающиеся дети получают жизненно важную помощь, в которой они нуждаются.
Фонд помощи детям Палестины имеет комитет врачей-добровольцев и специалистов в нашем Медицинском консультативном совете, которые занимаются расширением услуг посредством обучения, программ и руководства фонда для улучшения качества педиатрической помощи в Палестине, Ливане и других регионах Ближнего Востока.
В российском законодательстве правовой статус беженцев определен Федеральным законом «О беженцах» [2]. В данном нормативном акте дано определение указанного выше понятия. Так, беженец — это лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства или находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
Правовой статус вынужденных переселенцев определен в Федеральном законе «О вынужденных переселенцах» [3]. В данном нормативном акте дано определение указанного выше понятия. Так, вынужденный переселенец — гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.
Во всех странах на государственные органы, предприятия и организации возлагается обязанность по обеспечению переселенцев жильем, работой и иными средствами, которые необходимы для нормальной жизни. Однако, не всегда таких мер поддержки достаточно.
Литература:
- Конвенция о статусе беженцев. Принята 28 июля 1951 года Конференцией полномочных представителей по вопросу о статусе беженцев и апатридов, созванной в соответствии с резолюцией 429 (V) Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1950 года. [электронный ресурс]. Справ. сист. Консультант Плюс.
- Федеральный закон от 19.02.1993 N 4528–1 (ред. от 13.06.2023) «О беженцах» [электронный ресурс]. Справ. сист. Консультант Плюс.
- Закон РФ от 19.02.1993 N 4530–1 (ред. от 08.12.2020) «О вынужденных переселенцах» [электронный ресурс]. Справ. сист. Консультант Плюс.
- Кудряшова, А. А. Процессы становления и развития вопросов правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев в России / А. А. Кудряшова, Ф. П. Васильев / Вопросы российского и международного права. 2019. Том 9. № 11А. С. 233–244.