В статье рассматриваются основные субъекты профилактики коррупционной преступности в РФ на основании действующих нормативных правовых актов.
Ключевые слова: коррупция, противодействие, субъекты профилактики, антикоррупционная политика, антикоррупционная экспертиза.
Коррупция — крайне серьезная проблема, которая существует в России не один год. Данное явление преследует страну с самой древности.
При Петре 1 субъектами антикоррупционной политики были фискалы и прокуроры. При Екатерине 2 наравне с фискалами с коррупцией боролись генерал-губернатор и тайная канцелярия. При Николае 1 создавали ревизии, которые раскрывал ужасающие факты, например то, что в Петербурге ни одна касса никогда не проверялась. Советская Россия, к сожалению, была полностью истерзана корруцпиогенностью. С ней боролись принятием различных Декретов, например, «О взяточничестве». В период НЭПа (в 1922 году) была создана специальная комиссия по борьбе со взяточничеством во главе с Дзержинским, создавались различные комиссии и комитеты.
В настоящее время в Российская Федерация ратифицировала различные международные договоры, в стране приняты национальные планы на годы вперед. Все эти средства направлены на реализацию антикоррупционной политики.
Одной из самых главных задач любого государства — минимизировать количество случаев проявления коррупции. Данное социальное явление крайне сложно выявить, так как его определенной особенностью является латентность [2, с. 384]. Поэтому важно построить хорошую систему противодействия.
Таблица 1
Вид преступления |
Коэффициент |
Коммерческий подкуп |
1:20 |
Злоупотребление должностными полномочиями |
1:30 |
Злоупотребление полномочиями |
1:50 |
Получение взятки |
1:150 |
Незаконное участие в предпринимательской деятельности |
1:100 |
Служебный подлог |
1:90 |
В Российской Федерации самым первым и основным таким рычагом стал принятый в 2008 году ФЗ «О противодействии коррупции».
Под противодействием коррупции в данном акте понимается деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления по предупреждению коррупции, борьбе с ней и ликвидации последствий.
Все функции субъектов профилактики коррупции подробно изложены в статье 5 федерального закона и дополнены иными нормативными актами.
Основные задачи главы государства направлены на повышение эффективности мер по борьбе с коррупцией, применение мер административного, уголовного и уголовно-процессуального воздействия [1].
В 2008 году был принят Указ Президента РФ «О мерах противодействия коррупции», в котором указано о создании нового органа — Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции. К компетенции данного органа относятся:
— контроль за реализацией мероприятий, предусмотренных Национальным планом
— подготовка и представление главе государства предложений, которые касаются борьбы с проблемой
Совет может запрашивать и получать необходимые материалы для решения поставленных задачи от федеральный органов государственной власти и органов государственной власти субъектов.
Федеральное Собрание, как законодательный орган власти, разрабатывает и принимает различные федеральные законы по вопросам противодействия социальному явлению. Однако, каждая из палат имеет также исключительные, собственные подразделения, отвечающие за противодействие коррупции. В 2011 году в Совете Федерации был образован Комитет по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества. В 2017 году появился Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции. Его задача — проверка и подготовка заключений по законопроектам и проектам постановлений, которые поступили на рассмотрение в Государственную Думу.
У Правительства РФ нет определенных комитетов. Нужно заметить, что данный орган лишь распределят все полномочия между федеральными органами исполнительной власти.
Из правоохранительных органов хотелось бы особо выделить компетенцию прокуратуры. Именно данный орган, по мнению автора, играет наибольшую роль в борьбе с коррупцией. Стоит заметить, что прокуратура осуществляет свою деятельность не только на основании закона о противодействии коррупции, но и на основании ФЗ «О прокуратуре» от 1992 года. В соответствии с данным документом прокурор может проводить антикоррупциионную экспертизу нормативных правовых актов и в случае несоответствия предложить способ устранения недостатков. Генеральная прокуратура РФ может также сотрудничать с другими государствами, например, проводить проверки в целях противодействия коррупции.
В Генеральной прокуратуре, в соответствии с конвенцией ООН против коррупции, было создано специальное управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции.
Также субъектами противодействия коррупции являются Счетная палата, министерство юстиции РФ, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по финансовому мониторингу и др.
Институты гражданского общества привлекаются в проводимую антикоррупционную программу. Они проявляются в формировании института общественных экспертов, мониторинге информации в СМИ, в проведении «горячих линий» и т. п.,
Формы участия граждан в противодействии различны. Их можно разделить на три группы:
- Формирование общего негативного отношения к коррупции и всем ее проявлениям
- Участие граждан в отдельных проводимых государством мероприятий, например, участие в деятельности советов
- Создание антикоррупционных комиссий и непосредственное участие населения в них, например, в негосударственных экспертных учреждениях, проводящие проверку нормативных актов, законов.
Резюмируя все вышесказанное, автор хотел был отметить, что наличие большого количества органов, которые проводят антикоррупционную политику, не всегда качественный и действенный механизм. Зачастую, именно те лица, которые проводят подобные мероприятия, сами оказываются коррупционерами. И тогда образуется замкнутый круг: как можно избавиться от проблемы, когда ее носители не наказаны? По мнению автора стоит проверять каждого гражданина, который работает или поступает на работу в государственную сферу. В таком случае на данную должность будет поставлен действительно достойный человек.
Литература:
- Национальный план противодействия коррупции на 2021–2024 годы
- Нестерова С. С., Криминологические аспекты экономической преступности. — Москва, 2023 г. — с. 384–386