Эффективное общение позволяет достигать человеку различные цели в работе и повседневной жизни. Умение общаться — это важные личностные компетенции. Поэтому формирование и развитие коммуникативных навыков является важной задачей учителя. В рамках данной статьи авторы изучили научную и методическую литературу, на основе которой приводятся определения коммуникации, типы общения, а также рекомендации по организации коммуникативной деятельности школьников младшего возраста. Авторы приводят примеры коммуникативной деятельности учеников на основе практики в школе.
Ключевые слова: коммуникация, младшие школьники, навыки, общение, учитель.
1. Введение
Коммуникативная деятельность школьников начинается с младших классов. Ведь именно в это время легче всего сформировать необходимые привычки и базовые навыки культурного и результативного общения. Коммуникативная деятельность может быть компонентом любого урока. Она используется как форма закрепления материала, как форма оценки знаний школьников или в качестве контроля усвоения той или иной темы. Образовательные стандарты говорят, что выпускник начальной школы должен уметь слушать и слышать собеседника, обосновывать свою точку зрения, высказывать своё мнение. Иными словами, младшие обучающиеся овладевают следующими нормами общения: не перебивать собеседника, отвечать в соответствии с темой вопроса, школьники умеют формулировать предложения на основе фактов, описывать свои впечатления и эмоции, умеют делать предположения, описывать события и явления, делают выводы. Развитые коммуникативные навыки способствуют быстрой социализации личности.
Учителю важно помнить, что он своим примером демонстрирует культурное общение и коммуникацию. Его речь, поведение в диалоге, структурированность и аргументированность мысли, тон и словарный запас неосознанно воспринимается учениками как эталон.
2. Основная часть
Рассмотрим, что такое коммуникация в научной литературе. Данное определение имеется в толком словаре, где обозначается как «общение, обмен информацией между людьми — особая форма взаимодействия человека с человеком в процессах познавательной деятельности».
Исчерпывающее определение коммуникативного умения высказал Барташев: “коммуникативное умение — это способность и готовность к речевому взаимодействию, взаимопониманию, где участники осознанно выбирают языковые средства и формы для передачи информации с учетом конкретной ситуации, создают собственные логичные высказывания.
Специфику коммуникативной деятельности младших обучающихся характеризуют как высоко эмоциональную, с низким уровнем обращения к фактам и аргументации. Далее с приобретением жизненного опыта, в ходе обучения и приобретения знаний, общение школьников становится более рациональным. Большинство авторов отмечают эффективность проработки навыков коммуникации в групповой работе учеников. Ведь такой формат работы повышает мотивацию и вовлеченность, способствует не только решению поставленных заданий, но и позволяет отработать междисциплинарные навыки. Чтобы отработать коммуникативные навыки учеников в группе — учителю нужно оценить взаимоотношения одноклассников, организовать группы так, чтобы сотрудничеству ребят не препятствовали их межличностные отношения, а также школьникам необходимо объяснить правила работы в группе.
Чтобы эффективно выстроить проработку коммуникативных навыков учеников младшей школы, необходимо соблюдать некоторое правило, которое часто отмечается в литературе. Речь идет об индивидуальном подходе к ученикам, в рамках которого оцениваются исходные способности каждого ученика, психологические характеристики. Особое внимание следует уделить ребятам, которые имеют следующие характеристики личности — дети спокойные, избегают диалогов и неохотно в них вступают, односложно отвечают на вопросы, не имеют навыков выстраивания мысли, замкнутые, стеснительные, не могут войти в диалог или испытывают страх, волнение.
Рассмотрим виды коммуникативных умений, которыми овладевают учащиеся в младшей школе. Можно выделить следующие варианты:
— расширение лексики активного словаря младшего школьника,
— увеличение объема высказываний,
— логичная речь и её усложнение,
— структурированность мысли.
Рассмотрим простой и распространенный в методической литературе пример работы в парах — методика «Рукавички» Г. А. Цукерман. Эта методика позволяет оценить имеющиеся коммуникативные навыки школьников. Их умения договариваться, слушать друг друга, идти на уступки, работать слажено для достижения цели. В рамках методики школьники делятся на пары и выполняют задание — раскрасить рукавички одинаково. Рукавички с узорами и три разноцветных карандаша предоставляются учителем каждой паре. Во время работы над этим заданиям ребятам нужно обсудить раскраску, договориться и контролировать схожесть рисунков. Учителю следует напомнить школьникам правила работы в группе, контролировать учебный процесс и исполнение правил, предотвращать открытые конфликты, но и не мешать выбранной тактике ребят — если кто-то выбрал вариант не обсуждать рисунки и выполнить различные окраски. Данная методика позволяет учителю оценить коммуникативные навыки ребят и далее в своей работе совершенствовать способности учеников договариваться, транслировать свою позицию, приводить аргументы, слушать и слышать собеседника, приходить к компромиссу.
В научной и методической литературе авторами приводятся и другие формы развития коммуникативной деятельности. Обозначим и кратко охарактеризуем их: публичное выступление, ролевая игра, круглый стол.
Ролевая игра — это взаимодействие, в основе которого распределение и содержание ролей, им нужно следовать для организации в рамках урока конкретной профессиональной или жизненной ситуации. Например, роль ученого и роль ученика могут быть в парах на уроках окружающего мира, роль писателя и роль читателя — на уроках чтения и литературы, роль директора компании и роль сотрудника на математике или русском языке и т. д. В зависимости от ролей один из учеников транслирует изучаемый материал, а другой контролирует его корректность, оценивает на ошибки, формулирует и задает вопросы. Содержание ролей обозначает учитель перед началом работы школьников в парах.
Приведем пример развития коммуникативной деятельности на уроке окружающего мира во втором классе. Задание на повторение ранее изученного материала: “Животные красной книги”. Эта задача носит напрямую учебный характер, по сравнению с предыдущим примером. Ребятам нужно договориться только в распределении ролей проверяющего и отвечающего. А также выполнить учебные задания. Проверяющему нужно составить вопросы по данной изученной теме. А отвечающему нужно ответить на вопросы. Ученики могут дополнять ответы, задавать уточняющие вопросы и т. д. В рамках такой работы тренируются навыки активного слушания, развивается внимательность, дети учатся общаться друг с другом на учебные темы, развиваются навыки передачи информации, навыки оценки фактов и аргументации. Развиваются навыки учебного сотрудничества.
Круглый стол — это форма организации деятельности школьников, в рамках которой класс делится на группы, где каждой группе задается различная точка зрения с целью создания дискуссии, отработки навыков аргументации и защиты убеждений, обращения к фактам.
Данная форма коммуникативной деятельности в полной мере раскрывается на уроках в старшей школе на уроках истории, где школьники рассматривают несколько точек зрения на одни и те же процессы, каждая из которых имеет свои аргументы. В рамках учебной деятельности младших школьников данную форму коммуникативной деятельности необходимо адаптировать с учетом умений и навыков учащихся. А также выбрать тему, которая будет интересна для обсуждения ребятам. По мнению авторов данной статьи, работа в парах считается наиболее простой. Только после эффективной и налаженной коммуникативной работы в паре учитель может организовать работу в группах. Учителю следует контролировать работу в группах, понимать важность участия каждого школьника в решении задачи внутри группы. Участие каждого — это признак взаимодействия школьников, отработка навыков общения. Отметим, что навыки коммуникации можно отрабатывать не только на занятиях, но и на внеурочной деятельности. На классном часе у учеников нет мотива получить хорошую оценку, они не скованы и не боятся сделать ошибку или высказать неверное мнение.
Примером формата круглый стол могут быть внеклассные обсуждения на тему “Где лучше провести каникулы” или “Выбор профессий” и т. д. В рамках таких обсуждений ученики не будут скованы волнением получить плохую оценку или ошибиться в учебном материале.
Публичное выступление — это форма донесения информации публике через прямое обращение, с целью информирования, убеждения или презентации каких-либо знаний, фактов, процессов и т. д.
В рамках данной статьи нельзя не упомянуть формат публичных выступлений как форму коммуникативной деятельности школьников. Представление доклада или презентация проекта предполагают подготовку речи с целью передачи информации. В рамках такого формата коммуникации активно применяется аргументация, приводятся факты, а сама речь транслируется по заранее составленному плану, что делает ее структурированной и логичной. Следует отметить, что данный формат коммуникативной деятельности не следует применять, минуя более простые формы отработки коммуникативных навыков. Однако, оценивая уровень коммуникации школьников как достаточный — публичные выступления допустимо включить в учебный процесс.
Вывод:
Внедрение коммуникативной деятельности в учебный процесс младших школьников крайне необходимо. Это способствует комплексному развитию личности, положительно влияет на социализацию школьников в будущем. Младшие школьники в рамках учебных дисциплин приобретают широкий перечень необходимых навыков: формулировать свое мнение и мысли, подбирать аргументы, ученики приобретают навыки активного слушания (учатся задавать вопросы и отвечать на вопросы). Базовые навыки общения и ведения диалога, а также способность договориться — это универсальные умения, которые положительно влияют на будущую деятельность школьников в различной сфере.
В данной статье авторами приведены примеры оценки коммуникативных навыков школьников, а также формы организации коммуникативной деятельности в младшей школе.
Литература:
- Цукерман Г. А. Обучение учебному сотрудничеству / Г. А. Цукерман// Вопросы психологии. — 1993. — № 3.
- Рождественский Н. С. Речевое развитие младших школьников/ Н. С. Рождественский. — М.: Просвещение — 2000.
- Позднякова Е. В. Формирование коммуникативной культуры у младших школьников/ Е. В. Позднякова// Начальная школа. — 2001. — № 11.
- Методическое пособие для учителей начальных классов по программе «Золотой Ключик». 1 класс / Под ред. Е. Л. Бережковской, Г. Б. Ховриной. М.: Левъ, 2016. 188 с.
- Хуторской А. В. Педагогика: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. — СПБю: Питер, 2019. — 608 с.
- Педагогика: ведение в профессиональную деятельность: учебное пособие. — 2-е изд. — Елец: Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина, 2018. — 118 с.