В настоящее время в России растёт количество спортсменов-любителей, занимающихся бегом. Организация шоссейных забегов становится прибыльным занятием. В календаре каждый год появляются новые соревнования. Но не каждый старт собирает большое количество участников, поэтому не все организаторы имеют возможность получить финансовую прибыль.
Исследование перечисленных проблем является актуальной темой, с которой сталкиваются организаторы соревнований, поскольку грамотно проведённые маркетинговые мероприятия привлекают население к участию в спортивном событии и положительно влияют на уровень продаж товаров и услуг. Одним из стимулов участия в спортивном мероприятии является получение стартового пакета. При написании статьи был проведён анализ официальной статистики, а также использован метод исследования анкетирование среди участников шоссейных забегов.
Ключевые слова: массовые шоссейные забеги, стартовый пакет, спортивное событие.
Currently, the number of amateur athletes engaged in running is growing in Russia. Organizing road races is becoming a lucrative activity. Therefore new competitions appear in the calendar every year. But not every start gathers a large number of participants, so not all organizers have the opportunity to make a financial profit.
The study of these problems is an urgent topic faced by the organizers of competitions, since well-conducted marketing activities attract the population to participate in a sports event and positively affect the level of sales of goods and services. One of the incentives to participate in a sports event is to receive a starter package. While writing the article, an analysis of official statistics was carried out, as well as a research method — a questionnaire among participants of road races.
Keywords: mass road races, starting package, sports event.
Введение.
Бурное развитие массовых шоссейных забегов в России наделяет их огромным маркетинговым потенциалом. Большое количество спортсменов-любителей формируют спрос на спортивное событие. А.Малыгин считает, что «среди наиболее актуальных проблем современного спортивного маркетинга превращение банальных «спортивных мероприятий» в эффективные рыночные продукты. Эта задача может быть решена только в том случае, если спортивные события станут привлекательными для болельщиков, рекламодателей, спонсоров, телевидения и других СМИ» [1].
В результате проведённых исследований доказано, что у спортсменов-любителей изменились цели, ради которых они участвуют в забегах. Если раньше они стартовали ради спортивных успехов, то теперь на первое место вышло здоровье и психологический комфорт [2].
Одним из дополнительных стимулов участия в спортивном мероприятии является возможность получения товаров с символикой данного соревнования, вложенных в стартовый пакет [2].
Научная новизна. В данной работе впервые было проведено исследование состава стартового пакета при проведении массовых шоссейных пробегов и выявление зависимости количества участвующих спортсменов любителей от предложенных вложений в стартовый пакет.
Цель исследования. Выявить влияние состава стартового пакета на количество участников массовых шоссейных забегов.
Организация исследования.
Исследование проводилось среди участников 10 крупных массовых шоссейных забегов, проведенных в 2023 году. Были рассмотрены следующие старты: Московский марафон, Московский полумарафон, Марафон Белые Ночи, Забег РФ Москва, Северная столица, Ночной забег, Забег РФ Санкт-Петербург, Казанский марафон, Полумарафон Лужники, Пробег Пушкин-Санкт-Петербург.
Методы исследования.
Для исследования данного вопроса и выявления проблем был проведён анализ статистики по теме, а также проанализированы результаты анкетирования.
Практическая значимость. Полученный в результате проведённой работы состав стартового пакета рекомендуется к использованию при проведении массовых шоссейных забегов.
Результаты исследования и их обсуждение.
Начнём с анализа статистики. Опираясь на данные спортивной экосистемы TopList за 2023 год видно, что количество спортсменов-любителей, занимающихся бегом растёт. Число спортсменов, принимающих участие в соревнованиях в 2023 году, по сравнению с 2022 годом увеличилось. Число организаторов пробегов увеличилось на 10 % и составило 1103. Шоссейные гонки в 2023 году пробежали на 61 тыс. спортсменов больше, чем в 2022 году, и составило 342 тысячи участников. Перечислим самые крупные шоссейные забеги в России.
Таблица 1
Количество финиширующих на крупных шоссейных забегах в 2023 году в России [8].
№ |
Название соревнования |
Количество финиширующих (тыс.чел) |
1 |
Московский марафон |
28,2 |
2 |
Московский полумарафон |
18,5 |
3 |
Марафон Белые Ночи |
12,7 |
4 |
Забег РФ Москва |
8,4 |
5 |
Северная Столица |
8,3 |
6 |
Ночной забег |
8,3 |
7 |
Забег РФ Санкт-Петербург |
8,2 |
8 |
Казанский марафон |
7,5 |
9 |
Полумарафон Лужники |
6,4 |
10 |
Пробег Пушкин-Санкт-Петербург |
6,2 |
На всех перечисленных в таблице 1 спортивных соревнованиях участникам выдавался хороший стартовый пакет. Так, например на Московском марафоне он состоял из: стартового номера с чипом хронометража и булавками; браслета, пакета и наклейки для камеры хранения; термонакидки на финише; продуктового пакета на финише; медали на финише. Также в стартовом пакете были следующие вложения: копчёные колбаски, рожок для обуви, мазь Апизатрон, брелок с Q кодом, гель для душа, протеиновый батончик с логотипом Московского марафона, бутылочки с водой. На Забеге РФ Москва стартовый пакет состоял из: медали финишёра, номера участника с чипом хронометража, футболки участника, сертификата участника, подарков от партнёров. На Казанском марафоне помимо стартового номера с чипом хронометража участники получают подарки от спонсоров.
Таким образом, мы видим, что на всех крупных шоссейных забегах участники получали стартовый пакет с большим вложением [6].
Однако обратимся к опыту зарубежных стран. Из таблицы 2 видно, что за рубежом шоссейные забеги очень популярны.
Таблица 2
Количество финиширующих на крупных шоссейных забегах в 2023 году за рубежом [5, 7].
№ |
Название соревнования |
Место проведения |
Количество финиширующих (тыс.чел) |
1 |
Kabaka Birthday Run |
Кампала, Уганда |
60,0 |
2 |
Goteborgsvarvet |
Гетеборг, Швеция |
60,0 |
3 |
The Great North Run |
Ньюкасл,Великобритания |
54,5 |
4 |
New York Marathon |
Нью-Йорк, США |
53,0 |
5 |
Chicago Marathon |
Чикаго, США |
45,0 |
6 |
Bogota International Half Marathon |
Богота, Колумбия |
45,0 |
7 |
Paris Marathon |
Париж, Франция |
43,0 |
8 |
London Marathon |
Лондон, Великобритания |
40,0 |
9 |
Berlin Marathon |
Берлин, Германия |
40,0 |
10 |
Tokyo Marathon |
Токио, Япония |
38,0 |
На всех перечисленных выше стартах стартовый пакет также имел хорошую наполняемость. Так в Уганде на соревновании Kabaka Birthday Run стартовый пакет состоял из стартового номера с чипом хронометража, пунктов питания по дистанции, трансфера из аэропорта, медицинской помощи, фирменной футболки. В Швеции на спортивном событии Kabaka Birthday Run стартовый пакет имел следующую наполняемость: медаль финишёра, камера хранения, фотоуслуги, массаж, пункты питания, медицинская помощь. В Великобритании на старте Kabaka Birthday Run стартовый пакет имел в своём составе: номер с чипом хронометража, медаль финишёра, подарочный пакет, футболку, пункты питания, камера хранения [4].
Перейдём к результатам анкетирования. Анкетирование проводилось с марта по ноябрь 2023 года. Сбор информации осуществлялся путём внутреннего опроса на 10 крупных шоссейных пробегах, проводимых в России (таблица 1), и состоял из специально разработанных для участников соревнований вопросов. В нём приняли участие 2000 человек. Возраст спортсменов, участвовавших в анкетировании от 18 до 80 лет. Рассмотрим результаты анкетирования:
— 100 % спортсменов-любителей считают наличие стартового пакета обязательным условием при проведении шоссейных забегов;
— 82 % респондентов заявили, что в составе стартового пакета много бумажной рекламы. 18 % имеют противоположное мнение;
— 64 % опрошенных согласны с увеличением стартового взноса, при увеличении количества полезных вложений; 36 % считают стартовый взнос и так большим и не хотят иметь в стартовом пакете больше вложений.
— 92 % спортсменов-любителей нравится наличие пробников в стартовом пакете, 8 % заявили, что равнодушны к пробникам.
— 86 % опрошенных считают обязательным в стартовом пакете наличие брендированных спортивных аксессуаров, 14 % имеют противоположное мнение.
— 72 % атлетов нравится именной стартовый номер, 28 % безразличны к дизайну номера
— 88 % спортсменов-любителей согласны, что идеальный стартовый пакет должен состоять из следующих вложений: стартового номера, пояса для крепления номера, трансфера к месту проведения соревнований, медицинской помощи, пунктов питания по дистанции, питания на финише, фирменной футболки или лонгслива, медали финишёра, пакета и наклейки для камеры хранения, фотоуслуг, туалета, душа;
— 22 % согласны с любым наполнением стартового пакета.
Таким образом, почти все респонденты считают наличие качественного стартового пакета обязательным при проведении массовых шоссейных забегов. Подводя итоги вышесказанному, получаем следующий состав идеального стартового пакета:
- Стартовый номер с чипом хронометража. Номер должен иметь красивый дизайн. Желательно предоставить спортсмену возможность заказать именной номер.
- Пояс для крепления номера. Нужен, чтобы не испортить экипировку.
- Трансфер к месту проведения соревнований.
- Медицинская помощь.
- Пункты питания по дистанции.
- Питание на финише.
- Фирменная футболка или лонгслив.
- Пакет и наклейки для камеры хранения.
- Медаль финишёра.
- Фотоуслуги.
- Туалет.
- Душ.
Сегодня спрос на любительские массовые беговые шоссейные соревнования неуклонно растёт. Это ведёт к увеличению числа подобных стартов.
Многие спортивные события стали не только самоокупаемыми, но и приносящими существенную прибыль организаторам. Поэтому необходимо организовывать соревнования максимально привлекательными для участников и спонсоров [3].
И хотя одним из главных критериев выбора забега является место, время проведения и трасса, всё-таки среди всех атрибутов соревнований наибольшую среднюю оценку опрошенные отдали стартовому пакету. Следовательно, наполнение стартового пакета должно быть качественным и хорошо продуманным [2].
Заключение. Беговая деятельность является наиболее доступной для населения. Большое количество спортсменов-любителей хотят принять участие в массовых шоссейных забегах. Важно не обмануть их ожидания. Помимо удобного времени и места проведения соревнований, а также хорошо подобранной трассы, необходимо предложить им стартовый пакет с хорошим наполнением. Идеальный стартовый пакет будет являться дополнительным стимулом участия в беговом событии.
Литература:
- Малыгин А. В. Спортивное событие: повышение привлекательности для целевых аудиторий //Sport Build (Строительство и эксплуатация спортивных сооружений), 2016 № 1 (116) с.72
- Поддубная М. Н., Вареник А. И. Маркетинговый анализ рынка забегов и марафонов в России/ М. Н. Поддубная// Экономика и бизнес.-2021. № 75. с.5
- Рыков, С. С. Любительские беговые марафоны как событие: организация, классификация и социокультурные эффекты/С. С. Рыков//Вестник культуры и искусства.-2022.-№ 1(69).-с.94–103.
- AHOTU Угандийский международный марафон. [Электронный документ]. — URL:https:// www.ahotu.com/event/uganda-international-marathon
- Марафонец. Журнал о беге, марафонах и триатлоне. 10 самых массовых марафонов мира. [Электронный документ]. — URL:https:// www.marathonec.ru/10-samyx-massovyx-marafonov-mira
- Марафонец. Журнал о беге, марафонах и триатлоне. Идеальный стартовый пакет: 15 вещей, которые всегда хочется найти внутри. www.marathonec.ru/idealny-startovy-paket/
- Марафонец. Журнал о беге, марафонах и триатлоне. 10 самых массовых полумарафонов мира. [Электронный документ].–URL:https:// www.marathonec.ru/top-10-massovyh-polumarafonov.
- Статистика шоссейных забегов в России. www.vk.com/@toplist_run-statistika-shosseinyh-zabegov-rossii-v-2023-godu