Интеллект-карта как способ эффективного запоминания и систематизации учебной информации по физике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №35 (534) август 2024 г.

Дата публикации: 28.08.2024

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Сазонова, Т. Н. Интеллект-карта как способ эффективного запоминания и систематизации учебной информации по физике / Т. Н. Сазонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 35 (534). — С. 170-173. — URL: https://moluch.ru/archive/534/117344/ (дата обращения: 15.11.2024).



Чтобы успешно сдать ЕГЭ по физике, нужно уметь самостоятельно приобретать знания, применять их, уметь анализировать, обобщать; т. е. критически мыслить. Объем учебной информации постоянно увеличивается и многим ученикам становится трудно запоминать, излагать и систематизировать ее. Получается, что информации много, а знаний мало. В чем причина этого парадокса? Причина тому — индивидуальные особенности умственного восприятия и переработки внешней информации (когнитивность) от лат. cognition, «познание, изучение, осознание».

К сожалению, большинство ребят думает стандартно, шаблонами, а это приводит к снижению познавательных способностей. Чтобы разобраться в большом потоке учебной информации нужно научиться думать креативно, смотреть на привычные вещи с другой стороны. Возникает противоречие между необходимостью добывать знания самостоятельно, сохранять их в памяти, использовать и уровнем развития когнитивных способностей учащихся. Отсюда вытекает проблема : как эффективно запомнить и систематизировать большой объем информации? Как развить когнитивные способности? Для решения данной проблемы можно использовать один из приемов мнемотехники позволяющий работать с большими текстами это метод интеллект-карт.

Впервые этот метод, как способ эффективного запоминания и систематизирования информации в 1974 году предложил Тони Бьюзен — (специалист в области саморазвития, развития памяти и мышления). В России изучением данного метода занимаются Елена Александровна Бершадская, профессор Санкт-петербургского университета, и Михаил Евгеньевич Бершадский. Они считают, что процесс мышления нужно сделать наблюдаемым, а интеллект-карта это эффективный способ ведения своих записей и рассуждений.

Для учеников предлагаем разработку практических рекомендаций по составлению интеллект-карт по физике, как способ эффективного запоминания, изложения и систематизации учебной информации.

Практическая значимость работы заключается в том, что умение составлять интеллект-карты при изучении и повторении большого объема информации активизирует творческое мышление, а процесс запоминания материала будет протекать гораздо эффективней.

В начале исследования было проведено анкетирование с 50 учащимися 8 классов.

Ребята отвечали на такие вопросы:

По результатам опроса можно сделать вывод, что многим ученикам тяжело запомнить большой объем информации, а простые конспекты не дают эффективного результата запоминания. Поэтому было предложено использовать интеллект — карту.

Среди учащихся 8 классов был проведен эксперимент. Ребятам предложили кратко описать все тепловые процессы и формулы.Были выявлены типичные ошибки, допущенные в формулах и процессах. Затем проведена работа по формированию навыков составления интеллект — карт, т. е. знакомство с технологией построения карт. Вместе попробовали составить интеллект-карту.Проверили, как ребята выполняют это же задание после нашей работы.

Разработаны рекомендации по составлению интеллект-карт:

  1. Берем лист бумаги формата А3-А4, цветные карандаши или фломастеры.
  2. Фиксируем основную цель создания интеллект-карты.
  3. Обводим это понятие в рамку или в кружок.
  4. От центрального объекта рисуем в разные стороны ветви — основные связанные с ним понятия, свойства, ассоциации, аспекты. Ветви рисуем цветными. Подписываем каждую одним — двумя словами, разборчиво, желательно даже печатными буквами. Рисуя интеллект — карту, применяем, как можно больше цветов и как можно чаще используем рисунки. Зрительный образ запоминается на долгое время, воспринимается с максимальной быстротой, формирует огромное количество ассоциаций. Наш мозг устроен так, что у нас практически мгновенно возникает зрительная ассоциация на любое слово. Потом достаточно будет пробежаться по рисункам, и у нас в голове тут же всплывает необходимая информация.
  5. От каждой ветви рисуем несколько более тонких веточек — развитие ассоциаций, уточнение понятий, детализация свойств, конкретизация направлений.
  6. Смысловые блоки отделяем линиями, обводим в рамку
  7. Связи между элементами интеллект — карты показываем стрелками
  8. Читаем по часовой стрелке, начиная с правого верхнего угла. Информация считывается по кругу, начиная с центра карты и продолжая с правого верхнего угла и далее по часовой стрелке. Это правило принято для чтения всех интеллект — карт.
  9. Если есть необходимость, то карту можно расширить.
  10. Экспериментируйте всегда! Так как мышление каждого человека уникально, то и карта как результат мышления тоже оказывается уникальной и неповторимой. Не бойтесь экспериментировать, пробовать, искать и находить лучшие способы представления информации, максимально подходящие именно для вас.

После ознакомления ребят с рекомендациями по составлению интеллект-карт, было предложено повторно кратко описать эти же процессы и формулы, после составления интеллект-карты. Оказалось, что теперь в этих же формулах и процессах ошибок допущено меньше. Качественные показатели усвоенного материала увеличился с 50 % до 80 %.

Пришли к выводу, что интеллект — карта:

В современном мире с большим потоком информации, применении интеллект-карт в обучении школьников может дать огромные положительные результаты, поскольку они учат выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем. Мыслительные карты помогут развивать креативное и критическое мышление, память и внимание, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее.

Метод интеллект-карт раскрывают огромные возможности в процессе обучения и помогают: адаптироваться к условиям ЕГЭ; задействовать оба полушария головного мозга; повышают работоспособность; формировать общеучебные умения и навыки; осуществлять контроль собственной интеллектуальной деятельности; улучшать все виды памяти; развивать мышление, интеллект, речь, познавательную активность; обогащать словарный запас; повышать результативность.

Литература:

  1. Зиганов, М. А., Козаренко Запоминание на основе визуального мышления [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=118345.
  2. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст]: учеб. пособие для вузов / А. Г. Маклаков. — СПб: Питер, 2001. — 592 с.
  3. Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.e-reading.club/book.php?book=131416.
  4. Никитина, Т. Б. Как развить суперпамять, или запоминаем быстро и легко [Текст] / Т. Б. Никитина. — М.: АСТ-Пресс Книга, 2006. — 320 с.
Основные термины (генерируются автоматически): составление интеллект-карт, учебная информация, интеллект, метод интеллект-карт, правый верхний угол, процесс обучения, часова стрелка, эффективное запоминание.


Похожие статьи

Создание ментальной карты на занятиях дополнительного образования как эффективный метод структурирования, обработки и запоминания учебного материала по безопасности дорожного движения

Формирование умения интерпретации информации на уроках математики через стратегии критического мышления

Кейс-метод как способ формирования профессиональной компетентности будущих педагогов

Применение дидактической игры в процессе закрепления и контроля знаний по профессиональным модулям

В статье автор делится опытом создания и использования дидактических игр по профессиональным модулям в СПО.

Технология самооценки и самоконтроля собственной деятельности как способ активизации обучения на уроках математики

Использование электронных систем контроля и оценки знаний обучающихся на уроке информатики

Возможности использования образовательной робототехники в преподавании физики

Система упражнений для формирования читательской грамотности на уроках английского языка в рамках работы с текстом

Составление синквейна как одна из инновационных технологий подачи материала по развитию речи на уроках русского языка и литературы в 5–6 классах

Проектная технология в системе обучения английскому языку

Похожие статьи

Создание ментальной карты на занятиях дополнительного образования как эффективный метод структурирования, обработки и запоминания учебного материала по безопасности дорожного движения

Формирование умения интерпретации информации на уроках математики через стратегии критического мышления

Кейс-метод как способ формирования профессиональной компетентности будущих педагогов

Применение дидактической игры в процессе закрепления и контроля знаний по профессиональным модулям

В статье автор делится опытом создания и использования дидактических игр по профессиональным модулям в СПО.

Технология самооценки и самоконтроля собственной деятельности как способ активизации обучения на уроках математики

Использование электронных систем контроля и оценки знаний обучающихся на уроке информатики

Возможности использования образовательной робототехники в преподавании физики

Система упражнений для формирования читательской грамотности на уроках английского языка в рамках работы с текстом

Составление синквейна как одна из инновационных технологий подачи материала по развитию речи на уроках русского языка и литературы в 5–6 классах

Проектная технология в системе обучения английскому языку

Задать вопрос