В данной статье освещаются нарушения импрессивной речи детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра, а также даются рекомендации по преодолению трудностей понимания речи, основанными на практическом опыте.
Ключевые слова: расстройство аутистического спектра, понимание речи, коррекционная работа.
Частой проблемой, встречающейся у детей с расстройством аутистического спектра (РАС), является нарушение понимания речи (импрессивная речь). Аутисты — это дети с замедленным уровнем реакции нервной системы, которые все слышат, все видят, но не реагируют на речь в связи с пассивностью ответной реакции из-за перегрузки восприятия. Таким детям сложно разобраться в окружающей его действительности. При том, что зачастую слух у них не нарушен, зато нарушено восприятие слова на слух. К примеру, слово «молоко» ребенок с такими особенностями сегодня услышит, как «локомо», завтра, как «коломо», послезавтра, как «ломоко», в связи с чем соотнести понятие «слово — предмет» ему так и не удастся.
Неполное (или частичное) пониманием сложной речевой конструкции, когда суть слова, словосочетания или сложного предложения ребенку непонятна — является одним из важных признаков аутистических расстройств [6]. Аутистичный ребенок, погруженный в собственный сенсорный опыт познания окружающего мира, часто не воспринимает речь, как источник информации о происходящем вокруг. Его объем словаря внутренней речи настолько беден, что восприятие известных ему словесных конструкций недостаточен, чтобы уловить общий смысл и контекст сказанной мысли, хотя простые односложные слова и понятия такой ребенок на слух зачастую прекрасно осознает. Несформированность импрессивной речи препятствует включению детей с РАС в среду сверстников, тем самым блокируя развитие коммуникативной сферы.
Трудности понимания обращенной речи детей с аутистическими расстройствами проявляются уже в раннем речевом периоде. Родители замечают, что ребенок не всегда понимает названия предметов, их качества или действия, а также не выполняет простые речевые инструкции, что усугубляется в дальнейшем непониманием обращенной речи, прочитанных слов, пересказов текстов и ответов на вопросы.
Речевые проблемы у детей с аутизмом проявляются в первую очередь не в том, как они используют этот инструмент для общения, а в том, что у окружающих часто создается впечатление, что ребенок их не понимает.
Зачастую родители аутистичного ребенка жалуются на то, что малыш:
— не реагирует на обращение к нему, будто глухой;
— откликается на шепот, но не на громкую речь;
— не отзывается;
— не понимает одну и ту же просьбу, сформулированную по-разному;
— путает смысл вопросов и дает ответы наугад;
— отвечая на фразу, обращает особое внимание на выражение лица взрослого;
— просьбы, сделанные в непривычной обстановке, встречает с растерянностью и непониманием;
— постоянно повторно проговаривает заданный вопрос [5].
Специалисты состояние импрессивной речи у дошкольников с РАС характеризуют, опираясь на следующие показатели:
— нарушение социально-коммуникативной сферы;
— трудности восприятия и построения образа предмета;
— нарушение смыслового понимания слова;
— отсутствие следования простым и/или сложным речевым инструкциям;
— нарушения фонематического слуха и фонематического анализа.
Работа по преодолению нарушений понимания речи начинается тогда, когда родитель сам замечает у своего ребенка трудности в данной сфере или в случае их обнаружения специалистами. Эта работа должна проводиться комплексно и включать в себя занятия с психологом, логопедом, дефектологом и занятия родителей с ребенком дома. При этом родитель становится полноправным участником коррекционной работы в ежедневной жизни ребенка, применяя свой опыт и полученные от специалистов знания и навыки.
Пропедевтической целью работы учителя-логопеда является формирование и развитие речи у детей с аутизмом, так как отклонения в понимании речи негативно сказываются на развитии экспрессивной речи, влияя на коррекционный процесс в целом. Таким образом, своевременное выявление, а также грамотная коррекция данного нарушения позволит максимально возможно преодолеть недостатки в формировании речи у детей с РАС для лучшей адаптации в обществе.
При оценке уровня развития понимания речи, логопед опирается на следующие маркеры, обоснованные Никоновой Н. А. и Павловой Ю. Б.:
— самый низкий или нулевой, когда ребенок не реагирует на имя, не понимает инструкций без наглядной подсказки;
— ситуативный, когда ребенок может показать предметы своего обихода, выполнить отдельные инструкции, показать части тела;
— номинативный, когда ребенок знает название многих предметов, но не различает глаголы, прилагательные, не понимает вопросов косвенных падежей;
— предикативный — неспособность ребенка дифференцировать грамматические категории;
— расчлененный — понимает все, в соответствии с возрастной нормой [4].
Сведем данные маркеры в таблице 1.
Таблица 1
Особенности речи у детей с РАС
№ |
Особенности |
Проявления |
|
мутизм |
(отсутствие речевого общения при сохранности речевого аппарата у значительной части детей |
|
эхолалии |
неконтролируемые автоматические повторения слов или фраз, сказанных другим лицом |
|
фонографичность (попугайность) |
запоминание и воспроизведение слов-штампов, фраз-штампов, даже целых стихотворений, песен и отрывков прозаических текстов без понимания их смысла; неспособность вести диалог, отсутствие обращений даже при развитой монологической речи |
|
обезличенность |
отсутствие местоимений в обращении при диалоге |
|
автономность |
Автономная речь — один из ранних этапов развития речи ребенка. (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия и др.). Характеризуется тем, что слова или слоги, воспроизводимые детьми по образцу речи взрослых, существенно искажаются |
|
семантическая афазия |
— это расстройство глубинного понимания значения слова в контексте тонких логико-грамматических речевых конструкций, метафорическое замещение, расширение или чрезмерное — до буквальности -сужение толкований значений слов |
|
аграмматизмы |
это неспособность построения или восприятия грамматических конструкций |
|
нарушения звукопроизношения: |
неотчётливое произнесение или замена звуков более простыми по артикуляции |
|
нарушения просодических компонентов речи |
модуляция голоса часто вычурна и неестественна; нередкое нарушение темпа и ритмической организации речи |
Помимо специфических особенностей речи, характерных для аутистических расстройств, дети с аутизмом могут иметь нарушения речи, характерные для задержанного развития речи вообще: меньший активный и пассивный словарь, синтаксические трудности. При этом прослежена связь между синтаксическими и лексическими нарушениями. Также показано, что общий профиль этих трудностей (если они имеются) у детей с расстройствами аутистического спектра аналогичен профилю детей с нарушениями речи.
Описывая этапы работы по преодолению трудностей понимания речи, нами были разработаны рекомендации для родителей и специалистов, работающих с неговорящими аутистическими детьми, которые приводятся в таблице № 2.
Таблица 2
Рекомендациями по преодолению трудностей понимания речи детей с РАС
№ |
Рекомендации |
|
Установление эмоционального контакта с ребенком |
|
Определение сферы интересов, потребностей и зоны ближайшего развития |
|
Подборка речевого материала для занятий. (На начальном этапе отдается предпочтение предметам, а не изображениям) |
|
Использование эмоционально-смысловых комментариев |
|
Содержание речи взрослого должно соответствовать эмоциям, написанным на лице |
|
Сопровождение всех действий звуками, словами, музыкальными рифмовками |
|
Внедрение артикуляционных и просодических игр |
|
Соотнесение высказываний взрослого к конкретной деятельности ребенка, апеллируя к эмоциональной составляющей |
|
Акцентирование внимания ребенка на ситуацию или речь взрослого |
|
Комментирование действий ребенка, основываясь на его опыте и интересах |
|
Внесение смысла в любую активность ребенка |
|
Положительное оценивание детских приоритетов и пристрастий |
|
Разъяснение важных и обыденных жизненных событий для лучшего освоения общественно принятых правил |
|
Отработка имен существительных для правильного понимания значений слов и соотнесения его с конкретным предметом или картинкой. (На начальном этапе эти предметы должны быть знакомы ребенку в быту, он должен им пользоваться почти каждый день) |
|
Усвоение простых речевых инструкций: «дай», «покажи» |
|
Дифференциация изучаемого предмета среди других с заучиванием ответов на вопросы: «Что ты дал?», «Что ты принес?» |
|
Освоение словаря глаголов на картинках |
|
Введение простых инструкций: «Иди сюда», «Положи», «Садись» — путем имитации движения взрослых |
|
Отработка имен прилагательных для правильного понимания значений слов и соотнесения его с конкретным предметом или картинкой |
|
Отсылка к причинно-следственным связям, к сути явлений |
|
Проговаривание чувств и эмоций, которые испытывают как окружающие, так и сам ребенок |
|
Подача лаконичных инструкций (развернутые объяснения не даются на начальном этапе, так как для ребенка с нарушением понимания речи — это лишь дополнительная нагрузка, которая вводит его нервную систему в режим «охранительного торможения») |
|
Использование провоцирования непроизвольного подражания |
|
Привлечение помощи во всех бытовых вопросах |
|
Провоцирование непроизвольных словесных реакций |
|
Сопровождение постоянных действий знакомыми строчками песен или стихов с замалчиванием последнего слова в строчке |
|
Соблюдение общения с ребенком на том уровне, который ему доступен сейчас |
|
Составление перечня фраз-обращений, поощрений, порицаний |
|
Построение предложений, максимально приближенных к структуре внутренней речи: «возьми», «кидай», «это сюда» и т. п. Если ребенок совсем не понимает речь, используйте больше глаголов и меньше существительных |
|
Использование визуальных подсказок (фотографии самого ребенка, визуальное расписание, карточки PECS, пиктограммы и т. п.) |
В каждом конкретном случае результаты будут разными. Периоды прогресса могут сменяться регрессом, так же, как и у здоровых детей. При этом следует учитывать, что основная трудность аутичного ребенка лежит не в области понимания речи, а в сфере произвольности: произвольной организации своего внимания и поведения в соответствии с тем, что он слышит, а также произвольной организации собственной речевой реакции.
Очень важно помнить, что одним из основных принципов достижения успешного результата будет соблюдение единых требований, последовательности, твердости, настойчивости. Не забывайте, что добиваясь от ребенка правильного поведения, целенаправленной деятельности, вы формируете соответствующий стереотип, который поможет в будущем взаимодействовать, познавать мир и учиться.
Литература:
- Аппе Ф. Введение в психологическую теорию аутизма. М.: Теревинф, 2006.
- Жуков Д. Е. Особенности картины мира детей с аутизмом. Психосоциальные проблемы психотерапии, коррекционной педагогики, спец. психологии. Изд-во Курск. гос. ун-та, 2003.
- Манелис Н. Г. Ранний детский аутизм: психологические и нейропсихологические механизмы // Школа здоровья.1999. № 2. С. 6–22.
- Никонова Н. А., Павлова Ю. Б. Развитие понимания речи у детей с РАС дошкольного и младшего школьного возраста. Аутизм и нарушения развития. 2018. Т. 16. № 1 (58).
- PsyJournals.ru:https://psyjournals.ru/journals/autdd/archive/2018_n1/nikonova_pavlova [Развитие понимания речи у детей с РАС дошкольного и младшего школьного возраста // Аутизм и нарушения развития — 2018. Том 16. № 1]
- Интернет-ресурс: Логопед Анна Полякова // (дата обращения: 12.06.2024). https://dzen.ru/a/ZR8Mje-TJXafwM83