В XIX веке в городе Кяхтa-Трoицкoсaвск было много учебных заведений и квалифицированных преподавателей, что способствовало развитию торговли, требуя рабочих и служащих с образованием и квалифицированных рабочих [6, с. 1]. .
В связи с потребностью в переводчиках обсуждался вопрос о введении преподавания китайского языка в российских школах. Хотя эти предложения не были реализованы, создание школы переводчиков в Кяхтe-Трoицкoсaвске оказалось успешным. .
В конце XVIII века при пограничной канцелярии была открыта школа для казачьих детей, где готовили переводчиков [4, c.151]. .
К XIX веку кяхтинскaя торговля имела более чем столетнюю историю, но китайский язык не распространился, вместо него использовались монгольский и искажённый русский диалект. .
Е. Тимкoвский отмечал: «…смешное наречие, на коем производят важные коммерческие дела шaaньсийцы на Кяхте с нашими купцами, которые никогда не учатся по-китайски» [5, с.136]. .
Необходимость укрепления городской промышленности путём обучения жителей города и его окрестностей производительному труду, домашнему хозяйству и ремёслам с раннего возраста заставила купцов Кяхты-Трoицкoсавска открыть ремесленные школы. .
Уже в 1805 году было создано уездное училище, в котором учились дети всех сословий, включая купцов, чиновников, казаков, отставных солдат, крестьян, священников и «инородцев» [6, с. 2]. .
В Трoицкoсавскoм уездном училище началась педагогическая деятельность известного сибирского поэта, краеведа Д. П. Давыдова, автора широко известного стихотворения «Думы беглеца на Байкале» (автора стихотворных строк, положенных в основу широко известной народной песни «Славное море, священный Байкал»), одного из активных участников литературного кружка кяхтинскoй молодёжи, много сил отдавшего изучению устного народного творчества бурятов, эвенков, якутов, а также этнографии этих народов [3, с.22]. Главным в педагогической деятельности Давыдова было создание и укрепление русских и национальных школ. Этим он заслужил уважение и авторитет у простого народа. .
Трoицкoсaвскoе 1-е высшее начальное училище открылось в 1812 году и просуществовало до 1918 года. .
На пожертвования бургомистра Н. М. Игумнова, купцов и мещан Кяхты-Трoицкoсавска в 1820 году в городе открылась школа для обучения каменному, кузнечному и чеботарному ремеслу [2, с.34]. ..
Кяхтинские купцы предпринимали самостоятельные шаги по необходимости изучения китайского языка из-за недостаточности количества выпускников учебных заведений. В частности, в мае 1831 года директор таможни Кяхты-Трoицкосaвск послал в Азиатский департамент МИД ходатайство купца Н. М. Игумнoвa. Он пишет: «…кяхтинский купец Никoлaй Игумнoв сообщает о предложении учредить школу для преподавания китайского языка, поелику наше купечество, торгующее на Кяхте, совершенно не знает оного, а китайцы говорят на испорченном русском наречии, почему нередко происходят споры и недоразумения» [5, с.139]. .
В 1833 году в Кяхте-Трoицкoсaвске была открыта русско-монгольская школа, в которой обучались казачьи дети 11–12 лет, в основном бурятские и иногда русские мальчики. В качестве дополнительных предметов преподавались монгольский язык и основы буддизма. В школе готовили командиров бурятских казачьих полков, а также писарей, канцеляристов, переводчиков, преподавателей начальных училищ. [4, с.156].
Выпускниками русско-монгольской школы были дипломат Якoв Пaрфеньевич Шишмaрев — первый русский консул в Монголии, Будaжaп Кутухтуев — переводчик духовной миссии в Пекине, Дoржи Бaнзaрoв — первый бурятский учёный, знаменитый востоковед-монголовед (окончил школу с отличием). .
В XIX веке, когда торговля между Россией и Китаем расширилась, кяхтинские купцы официально открыли при таможни Кяхта-Трoицкoсавск училище китайского языка (1835 г.). Четырёхлетняя программа обучения включала китайский язык, юриспруденцию, торговое право, бухгалтерский учёт, вексельные уставы. Существовала и подготовительная школа при училище. Почти все выпускники училища «состояли при делах у торгующего в Кяхте купечества» [4, с.178]. .
Как пишет в своей книге Л. Б. Цыденова: «Самым крупным учебным заведением в Трoицкoсавске было Алексеевское реальное училище, которое открылось 20 сентября 1876 года. А 11 июля 1877 года оно было названо Алексеевским в честь Великого князя Алексея Александровича. В 1881 году для училища было построено своё каменное здание. Естественно-исторический и физический кабинеты по оснащенности входили в лучшие по России. Знания давались прочные и основательные. Коммерческие отделения обычно оканчивали дети кяхтинских купцов, получая навыки ведения торговли» [4, с.159]. .
.
В 1886 году открылась Трoицкoсавская сиропитательная ремесленная школа имени действительного статского советника Якова Андреевича Немчинова с целью «чтобы доставить призрение и образование детям недостаточных родителей и сирот, принадлежащих преимущественно жителям Трoицкoсавска и слобод Кяхты и Усть-Кяхты» [4, с.132].
В данной школе воспитывались мальчики, которые обучались не только грамотности, но и столярному, плотницкому делу, а также кузнечному и слесарному ремеслу. Купцом Я. А. Немчинoвым была пожертвована крупная сумма денег на содержание школы [4, с.132]. .
Купцы Кяхты-Трoицкoсавска, нуждавшиеся в грамотных кадрах для ведения торговли с китайцами, вкладывали свои средства в строительство и открытие образовательных учреждений, становясь их попечителями. Так в справочнике «Экономическое состояние городских поселений Сибири» в 1882 году было отмечено: «В 1881 году было израсходовано на просвещение — 251 рубль 95 копеек, на медицинское обслуживание — 3749 рублей 68 копеек, на проведение обедов — 4974 рубля 41 копейка» [2, с.37]. .
Отсюда можно сделать вывод, что содержались учебные заведения в городе Кяхте-Трoицкoсавске не на государственные средства, а на средства богатых купцов. А цель их благотворительности — это не только просветительство, но и подготовка кадров для развития торговли с Китаем и получения ещё больших прибылей. .
Литература:
- Кудрявцев Ф. А. Сибирский поэт Д. П. Давыдов / Ф. А. Кудрявцев — Иркутск: Б.и., 1937. — С. 3–28. .
- Климов А. П. Город Кяхта: монография / А. П. Климов. — Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1978. — С. 191. .
- Попова Е. Е. Кяхта. Памятники истории и культуры: путеводитель [Текст] / Е. Е. Попова. — Москва: ВРИБ «Союзрекламкультура», 1990. — С. 48.
- Цыденова Л. Б. НеобыЧайная Кяхта / Л. Б. Цыденова — Улан-Удэ: НоваПринт, 2013. — С. 199. .
- Тимковский Е. Ф. Путешествие в Китай чрез Монголию в 1820 и 1821 гг / Е. Ф. Тимковский — СПб.: Питер, 2008. — С. 412. .
- Пестерева Т. Город Кяхта — один из ведущих образовательных центров Восточной Сибири (Прошлое и настоящее): инфоурок, работа ученицы 4 класса на НПК «Я — исследователь». — Чикой: СОШ, 2022. — С. 1–3.