Проблемы, связанные с обучением в массовой школе учащихся с ОВЗ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №35 (534) август 2024 г.

Дата публикации: 30.08.2024

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Василькова, С. Г. Проблемы, связанные с обучением в массовой школе учащихся с ОВЗ / С. Г. Василькова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 35 (534). — С. 157-159. — URL: https://moluch.ru/archive/534/117390/ (дата обращения: 15.11.2024).



Мир «особого» ребёнка —

Интересен и пуглив.

Мир «особого» ребёнка —

Безобразен и красив.

Неуклюж, немного страшен,

Добродушен и открыт

Мир «особого» ребёнка.

Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен?

Почему он молчалив?

Почему он так испуган?

И совсем не говорит?

Мир «особого» ребёнка…

Он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребёнка

Допускает лишь своих.

Калиман Н. А. (г. Оренбург)

В настоящее время всё более актуальными становятся проблемы, связанные с обучением в массовой школе учащихся с ОВЗ.

ОВЗ — не равно инвалидность. Следует понимать педагогу, что ОВЗ — это педагогическое понятие, а «инвалидность» — медицинское. «ФГОС НОО для учащихся с ОВЗ» и «ФГОС НОО для обучающихся с умственной отсталостью» в приоритете у педагогов начальной школы, работающих в классах, где обучаются дети данной категории.

Поступая в 1 класс, ребёнок проходит ПМПК, где в зависимости от тяжести нарушения здоровья, ему предлагается обучение по определённому варианту.

Адаптация детей. Основные подходы.

Процесс, в котором индивид приспосабливаются к новым условиям окружающей среды — это социальная адаптация. Под окружающей средой следует понимать требования общества.

Д. Е. Мелехов выделяет следующие особенности личности:

– Приспособление к требованиям окружающей среды;

– Характер интересов и побуждений;

– Эмоциональная уравновешенность;

– Целенаправленная активность, степень её устойчивости;

– Выносливость и т. д.

При положительном исходе эти качества можно рассматривать как показатель благополучной социальной адаптации индивида к требованиям общества.

Как показывает многолетний опыт, что почти в каждый 1 класс приходят дети с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Такие учащиеся испытывают наибольшие трудности. В это время учитель и психолог становятся главными помощниками в оказании любой помощи.

Дети данной категории забывчивы, легко ранимы, рассеяны, «Витают в облаках». Им тяжело усидеть на одном месте и тем более организовать свой досуг.

Если ребёнок взволнован или очень увлечён, то его гиперактивность становится первостепенной. Быть непоседой для них является нормой и проявляется длительное время и в школе, и дома, и в общении с друзьями.

Часто дети с СДВГ впадают в депрессию. Они не понимают, почему отличаются от своих сверстников. Переживают из-за своей болезни. Они не могут контролировать своё поведение и удивляются, почему окружающие их не понимают.

Опрос коллег показал, что 71 % считают таких детей нужно организовать (формировать) в отдельный класс и только 29 % доказывают, что такой ребёнок должен учиться в обычном классе. Коллектив — это пример правильного поведения. Именно коллектив научит сосредотачиваться, оказывать посильную помощь, психологически не чувствовать себя «не таким».

Роль учителя в работе с особыми детьми очень велика. Внедрение каких-то репрессий не поможет решить проблемы. Необходимо развивать способности к организации планирования. В противном случае учитель встретит агрессию, чувство протеста.

Наказание с такими детьми не работает.

Важно отметить, что многие дети креативны, талантливы, с развитым воображением обладают хорошим чувством юмора. Их внутренний мир способен к открытию удивительных идей в мире литературы, искусства, живописи, архитектуры. Они решаются на поступки, не задумываясь и не анализируя. Просто решили и сделали. Они как мотыльки, летящие на огонь !

Что поможет более комфортно ощущать себя «нужным»?

  1. Правильная организация двигательной активности в сочетании со спокойными играми для снятия напряжения.
  2. Тренировка устойчивости внимания.
  3. Создание эмоциональной сферы (театрализация, танцы, пение — для девочек, футбол, шашки, шахматы, вязание, спортивные секции — для мальчиков).
  4. Мышечная релаксация (учить управлять своим телом, снимать напряжение, перевозбуждение, подражание образцу). На этом этапе важно научить получать элементарные навыки аутогенной тренировки.
  5. Социальная адаптация (тренинговые занятия, организация спортивной деятельности, занятия в плавательном бассейне, массаж, физиотерапия, праздники, развлечения, создание сферы для позитивных межличностных коммуникаций со сверстниками).

Учебная деятельность — это серьёзное испытание. Успешность обучающегося зависит во многом от семьи в тесном сотрудничестве с профессиональным подходом всех работников общеобразовательной организации. Спокойствие, доброжелательность, комфортная обстановка в семье и школе, принятие ребёнка в своё окружение, умение научить доводить начатое дело до конца, общение со взрослыми и сверстниками и многое другое — залог благоприятной адаптационной среды. А хорошо построенная работа даст свои плоды.

Как учить таких детей? Приходит на помощь инклюзивное образование. Такое образование позволяет «особым» детям учиться в одном классе со всеми детьми, заниматься одинаковыми видами деятельности, участвовать в проектах, лабораториях, быть в деятельности групповых и коллективных формах работы.

Инклюзивное образование позволяет развиваться, помогать сверстникам, расширяет личностные возможности. Вся работа учителя организуется совместно с другими специалистами: логопедом, психологом школы, дефектолог и родители. Только в таком тандеме возможен хороший результат. При этом, сам учитель должен обладать определенными навыками: заботливость, терпеливость, спокойствие. Возможно, объяснить ребенку еще ни один раз материал, разрешить пользоваться дополнительным материалом (карточки, схемы, таблицы), использовать наглядный материал. В общем, на плечи учителя, работающего с детьми ОВЗ, ложится большая подготовительная подготовка. Возникает затруднение ответить на вопрос — раздроби на несколько других, не успевает выполнить объем заданий — снизь этот объем или организуй взаимопомощь, загружай на уроке такой умственной работой, которую дома ученик не сможет выполнить без помощи взрослого. Оказать внимание, поддержку, сделать запись в тетрадь или дневник с похвалой, дать возможность высказать свое мнение, поделиться чувствами и эмоциями — это такие, кажется, элементарные вещи, но какие важные для работы с детьми ОВЗ.

Сейчас много методов и приёмов существует в методике. Все они позволяют ребенку получить хорошее образование, добиться познавательной активности, развитие творческих способностей, чувствовать себя комфортно на уроке. Быть в сотрудничестве родитель-учитель-ученик поможет повысить эффективность обучения, тем самым процесс обучения будет эффективнее у ребенка, который хочет быть успешным и учиться преодолевать трудности.

Настоящий педагог всегда создаст комфорт, разнообразит виды деятельности, будет обращаться к жизненному опыту ребёнка и видеть в нем личность. Важно помнить об индивидуальном подходе, стимулировать познавательный процесс, предотвращать утомляемость. Верить в то, что у такого ученика всё получится.

Главное, ребёнок должен чувствовать, что в школе есть маленький остров, на котором тебя всегда ждут, где тебе всегда помогут, где он будет чувствовать себя надёжным и защищенным, и, конечно, желанным. Каждый ребенок вырастет, и от того, какую возможность дал педагог, будут зависеть его успехи и победы.

Каждый педагог может изменить жизнь ученика в лучшую сторону и поверить в свои силы.

PS: Сейчас в России около 850 тысяч людей с «особенностями». Общаясь уже со взрослыми школьниками с ментальными особенностями, я выяснила, что они мечтают о хорошей работе, хотят общаться в коллективе, который их поймет и примет, хотят зарабатывать себе на жизнь, а главное, быть самостоятельными. И хорошо понимают, что все люди разные и мир разный.

C:\Users\homd\Desktop\IMG_20200301_140241_resized_20200301_020601728.jpg C:\Users\homd\Desktop\IMG_20231002_155744.jpg C:\Users\homd\Desktop\IMG_20221212_132228_resized_20221221_064641300.jpg

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, окружающая среда, инклюзивное образование, мир, педагог, социальная адаптация, требование общества.


Задать вопрос