Мир «особого» ребёнка —
Интересен и пуглив.
Мир «особого» ребёнка —
Безобразен и красив.
Неуклюж, немного страшен,
Добродушен и открыт
Мир «особого» ребёнка.
Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен?
Почему он молчалив?
Почему он так испуган?
И совсем не говорит?
Мир «особого» ребёнка…
Он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребёнка
Допускает лишь своих.
Калиман Н. А. (г. Оренбург)
В настоящее время всё более актуальными становятся проблемы, связанные с обучением в массовой школе учащихся с ОВЗ.
ОВЗ — не равно инвалидность. Следует понимать педагогу, что ОВЗ — это педагогическое понятие, а «инвалидность» — медицинское. «ФГОС НОО для учащихся с ОВЗ» и «ФГОС НОО для обучающихся с умственной отсталостью» в приоритете у педагогов начальной школы, работающих в классах, где обучаются дети данной категории.
Поступая в 1 класс, ребёнок проходит ПМПК, где в зависимости от тяжести нарушения здоровья, ему предлагается обучение по определённому варианту.
Адаптация детей. Основные подходы.
Процесс, в котором индивид приспосабливаются к новым условиям окружающей среды — это социальная адаптация. Под окружающей средой следует понимать требования общества.
Д. Е. Мелехов выделяет следующие особенности личности:
– Приспособление к требованиям окружающей среды;
– Характер интересов и побуждений;
– Эмоциональная уравновешенность;
– Целенаправленная активность, степень её устойчивости;
– Выносливость и т. д.
При положительном исходе эти качества можно рассматривать как показатель благополучной социальной адаптации индивида к требованиям общества.
Как показывает многолетний опыт, что почти в каждый 1 класс приходят дети с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Такие учащиеся испытывают наибольшие трудности. В это время учитель и психолог становятся главными помощниками в оказании любой помощи.
Дети данной категории забывчивы, легко ранимы, рассеяны, «Витают в облаках». Им тяжело усидеть на одном месте и тем более организовать свой досуг.
Если ребёнок взволнован или очень увлечён, то его гиперактивность становится первостепенной. Быть непоседой для них является нормой и проявляется длительное время и в школе, и дома, и в общении с друзьями.
Часто дети с СДВГ впадают в депрессию. Они не понимают, почему отличаются от своих сверстников. Переживают из-за своей болезни. Они не могут контролировать своё поведение и удивляются, почему окружающие их не понимают.
Опрос коллег показал, что 71 % считают таких детей нужно организовать (формировать) в отдельный класс и только 29 % доказывают, что такой ребёнок должен учиться в обычном классе. Коллектив — это пример правильного поведения. Именно коллектив научит сосредотачиваться, оказывать посильную помощь, психологически не чувствовать себя «не таким».
Роль учителя в работе с особыми детьми очень велика. Внедрение каких-то репрессий не поможет решить проблемы. Необходимо развивать способности к организации планирования. В противном случае учитель встретит агрессию, чувство протеста.
Наказание с такими детьми не работает.
Важно отметить, что многие дети креативны, талантливы, с развитым воображением обладают хорошим чувством юмора. Их внутренний мир способен к открытию удивительных идей в мире литературы, искусства, живописи, архитектуры. Они решаются на поступки, не задумываясь и не анализируя. Просто решили и сделали. Они как мотыльки, летящие на огонь !
Что поможет более комфортно ощущать себя «нужным»?
- Правильная организация двигательной активности в сочетании со спокойными играми для снятия напряжения.
- Тренировка устойчивости внимания.
- Создание эмоциональной сферы (театрализация, танцы, пение — для девочек, футбол, шашки, шахматы, вязание, спортивные секции — для мальчиков).
- Мышечная релаксация (учить управлять своим телом, снимать напряжение, перевозбуждение, подражание образцу). На этом этапе важно научить получать элементарные навыки аутогенной тренировки.
- Социальная адаптация (тренинговые занятия, организация спортивной деятельности, занятия в плавательном бассейне, массаж, физиотерапия, праздники, развлечения, создание сферы для позитивных межличностных коммуникаций со сверстниками).
Учебная деятельность — это серьёзное испытание. Успешность обучающегося зависит во многом от семьи в тесном сотрудничестве с профессиональным подходом всех работников общеобразовательной организации. Спокойствие, доброжелательность, комфортная обстановка в семье и школе, принятие ребёнка в своё окружение, умение научить доводить начатое дело до конца, общение со взрослыми и сверстниками и многое другое — залог благоприятной адаптационной среды. А хорошо построенная работа даст свои плоды.
Как учить таких детей? Приходит на помощь инклюзивное образование. Такое образование позволяет «особым» детям учиться в одном классе со всеми детьми, заниматься одинаковыми видами деятельности, участвовать в проектах, лабораториях, быть в деятельности групповых и коллективных формах работы.
Инклюзивное образование позволяет развиваться, помогать сверстникам, расширяет личностные возможности. Вся работа учителя организуется совместно с другими специалистами: логопедом, психологом школы, дефектолог и родители. Только в таком тандеме возможен хороший результат. При этом, сам учитель должен обладать определенными навыками: заботливость, терпеливость, спокойствие. Возможно, объяснить ребенку еще ни один раз материал, разрешить пользоваться дополнительным материалом (карточки, схемы, таблицы), использовать наглядный материал. В общем, на плечи учителя, работающего с детьми ОВЗ, ложится большая подготовительная подготовка. Возникает затруднение ответить на вопрос — раздроби на несколько других, не успевает выполнить объем заданий — снизь этот объем или организуй взаимопомощь, загружай на уроке такой умственной работой, которую дома ученик не сможет выполнить без помощи взрослого. Оказать внимание, поддержку, сделать запись в тетрадь или дневник с похвалой, дать возможность высказать свое мнение, поделиться чувствами и эмоциями — это такие, кажется, элементарные вещи, но какие важные для работы с детьми ОВЗ.
Сейчас много методов и приёмов существует в методике. Все они позволяют ребенку получить хорошее образование, добиться познавательной активности, развитие творческих способностей, чувствовать себя комфортно на уроке. Быть в сотрудничестве родитель-учитель-ученик поможет повысить эффективность обучения, тем самым процесс обучения будет эффективнее у ребенка, который хочет быть успешным и учиться преодолевать трудности.
Настоящий педагог всегда создаст комфорт, разнообразит виды деятельности, будет обращаться к жизненному опыту ребёнка и видеть в нем личность. Важно помнить об индивидуальном подходе, стимулировать познавательный процесс, предотвращать утомляемость. Верить в то, что у такого ученика всё получится.
Главное, ребёнок должен чувствовать, что в школе есть маленький остров, на котором тебя всегда ждут, где тебе всегда помогут, где он будет чувствовать себя надёжным и защищенным, и, конечно, желанным. Каждый ребенок вырастет, и от того, какую возможность дал педагог, будут зависеть его успехи и победы.
Каждый педагог может изменить жизнь ученика в лучшую сторону и поверить в свои силы.
PS: Сейчас в России около 850 тысяч людей с «особенностями». Общаясь уже со взрослыми школьниками с ментальными особенностями, я выяснила, что они мечтают о хорошей работе, хотят общаться в коллективе, который их поймет и примет, хотят зарабатывать себе на жизнь, а главное, быть самостоятельными. И хорошо понимают, что все люди разные и мир разный.