В статье предоставлены конкретные инструменты и методики, которые могут быть использованы для эффективного обучения истории и развития у школьников навыков читательской грамотности.
Ключевые слова: читательская грамотность, история, урок, методика.
Современное образование ориентируется на формирование ключевых компетенций обучающихся. Одной из самых актуальных компетенций в современном мире является функциональная грамотность, которая включает в себя: читательскую, математическую, естественно-научную грамотность, цифровую грамотность и др.
Читательская грамотность выступает фундаментом для формирования общей функциональной грамотности как способности человека использовать полученные знания для разрешения различных жизненных проблем и нормальной жизнедеятельности личности в общественных реалиях.
Данное направление научных исследований и применение их результатов на сегодняшний день является достаточно актуальным. По результатам общероссийской оценки по модели PISA в 2022 году средний балл по читательской грамотности составил 504 балла (16 место). Однако наблюдается снижение доли обучающихся, не достигающих базового уровня владения читательской грамотности. Доля участников, не преодолевших границу порогового уровня по читательской грамотности составила 14 %. [1] Специалисты, работающие в сфере образования, отмечают недостаточную степень сформированности навыков читательской грамотности у школьников. Отмечаются такие проблемы, как низкая скорость чтения, непонимание смысла прочитанного, затруднения при выявлении главной информации в прочитанном тексте, при преобразовании информации, которая представлена в различных знаковых системах, и другие.
Стремление обеспечить увеличение показателей эффективности образовательного процесса порождает необходимость уделить особое внимание исследованиям в области развития читательской грамотности у подрастающего поколения.
Читательская грамотность — это не просто умение читать, но и способность понимать, анализировать и интерпретировать текст. В современном мире, насыщенном информацией, читательская грамотность становится ключевым навыком, необходимым для успешной социализации и профессиональной реализации. На уроках истории, где учащиеся работают с историческими текстами, существует огромный потенциал для формирования этой ключевой компетенции.
Предмет «История» входит в комплекс предметов, эффективное усвоение которых невозможно без обладания навыками читательской грамотности. В рамках данной дисциплины разворачивается активная работа с историческими источниками, материалом учебника, историческими картами, схемами, таблицами, диаграммами, графиками, изображениями. В контексте школьного исторического образования учащиеся работают с законодательными актами, публицистическими и литературными памятниками, документами личного происхождения (дневниками, мемуарами, эпистолярными источниками), статистическими материалами и др. [2]
На уроках истории обучающиеся работают с различными типами текста: сплошными и несплошными. Примерами сплошных текстов выступают описание, повествование, объяснение, аргументация и др.
Несплошные тексты, в свою очередь, это — диаграммы, графики, карты, схемы, таблицы, рисунки, фотографии и др.
Читательская деятельность находит свое проявление в читательских умениях. В рамках системы PISA акцентируется внимание на таких читательских умениях, как:
- Читательские умения, связанные с нахождение и извлечением информации из текста.
- Читательские умения, связанные с интеграцией и интерпретацией текста.
- Читательские умения, связанные с осмыслением и оценкой содержания и формы текста.
Для развития читательской грамотности учитель использует разные приемы и задания. Они могут быть ориентированы на совершенствование умения определять тему и главную мысль текста, находить в тексте конкретные факты, сведения, сопоставлять информацию, представленную в текстовой и иллюстративной форме (в виде графиков, таблиц, рисунков, схем, карт, диаграмм), преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую, умение использовать текстовую информацию для решения практической задачи, выявлять противоречия в предложенных текстах, определять цель автора текста, его отношение к описываемым событиям и многое другое.
Примерами заданий по работе с сплошным и несплошным текстами в рамках тематического блока «Правление Ивана Грозного» могут выступать следующие задания, которые были апробированы в рамках педагогической деятельности автором в 2023–2024 учебном году. Вопросы представлены в таблицах 1 и 2.
Задания по формированию читательской грамотности на уроке истории (работа с сплошным текстом)
Текст 1.
Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие:
То за трапезой сидит во златом венце,
Сидит грозный царь Иван Васильевич.
Позади его стоят стольники,
Супротив его всё бояре да князья,
По бокам его всё опричники;
И пирует царь во славу божию,
В удовольствие свое и веселие.
Вот нахмурил царь брови черные
И навел на него очи зоркие,
Словно ястреб взглянул с высоты небес
На младого голубя сизокрылого, —
Да не поднял глаз молодой боец.
Вот об землю царь стукнул палкою,
И дубовый пол на полчетверти
Он железным пробил оконечником —
Да не вздрогнул и тут молодой боец.
Вот промолвил царь слово грозное —
И очнулся тогда добрый молодец.
(М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и. удалого купца Калашникова»)
Текст 2.
Иван рос одарённым ребёнком. Он рано пристрастился к чтению. Мальчика особенно интересовали описания жизни великих правителей прошлого и рассуждения о божественном происхождении верховной власти. В юные годы Иван не получил систематического образования, однако в зрелом возрасте он поражал знавших его людей своими обширными познаниями. Более того, он занялся литературным трудом и оказался талантливым и весьма плодовитым писателем. Источники свидетельствуют, что Иван IV был хорошим оратором. В своих речах он любил ссылаться на произведения древних авторов и приводил примеры из римской истории.
Иван был обладателем крупнейшей в Европе библиотеки. В ней хранились редчайшие сочинения античных и византийских авторов. Государь увлекался сочинительством церковной музыки, хорошо играл в шахматы.
(из учебника под ред. А. В. Торкунова)
Текст 3.
«Рожденный с пылкой душою, редким умом, особенною силою воли, он имел бы все качества великого монарха, если бы воспитание усовершенствовало бы в нем дары природы. Но рано лишенный отца, матери и преданный в волю буйных вельмож, ослепленных безрассудным личным властолюбием, был на престоле несчастнейшим сиротой державы Российской: ибо не только для себя, но и для миллионов готовил несчастье своими пороками…Шуйские старались привязать к себе Иоанна исполнением всех его детских желаний: непрестанно забавляли, тешили во дворце шумными играми, в поле звериною ловлей, питали в нем наклонность к сластолюбию и даже жестокости. Например, любя охоту, он (Иван) любил не только убивать диких животных, но и мучить домашних, бросал их с высокого крыльца на землю, а бояре говорили: «Пусть державный веселится!» Окружив Иоанна толпою молодых людей, смеялись, когда он бесчинно резвился с ними или скакал по улицам, давил жен и старцев, веселился их криком. Тогда бояре хвалили в нем смелость. Они не думали толковать ему святых обязанностей венценосца, ибо не исполняли своих, не пеклись о просвещении юного ума, ибо считали его невежество благоприятным для их властолюбия».
(Н. М. Карамзин «История государства Российского»)
Текст 4.
Царь Иван был некрасив, глаза у него были серые, нос длинный и крючком; ростом был высок, сухощав, плечи имел высокие, грудь широкую, мышцы крепкие.
Человек удивительного ума, изучивший хорошо книжную науку, красноречивый, в сражениях смел и за отечество своё мог постоять.
К подданным своим, от Бога ему данным, был очень жесток и в пролитии крови и убийстве решителен и неумолим. Множество народа от мала и до велика в царствование своё погубил и многие народы попленил, многих людей святительского чина заточил и смертью жестокою погубил. И много другое сотворил над подданными своими... Этот же царь Иван много и хорошего делал, воинов очень любил и все требующееся им от казны своей щедро раздавал. Таков был царь Иван. (из «Летописной книги» (1626)
Таблица 1
Читательские умения |
Вопросы |
Способность найти и извлечь информацию |
|
Способность интегрировать и интерпретировать сообщения текста |
Н. М. Карамзин (текст 3) и летопись (текст 4), выделите суждение, которое оценивает одну (общую) черту характера правителя.
|
Способность осмыслить и оценить содержание и форму текста |
|
Таблица 2
Задания по формированию читательской грамотности (работа с несплошными текстами)
Картина 1. Виктор Васнецов «Царь Иван Васильевич Грозный» Рассмотрите картину, ответьте на вопросы: 1. Каким изображен правитель? 2. Что создает в картине впечатление величественности царя? 3. Составьте краткий рассказ по картине В. Васнецова, используя слова: царская шуба, золототканая материя, величие, посох, царская палата, взгляд, суровый, грозный. |
Скульптура М. Антокольского «Иван Грозный» Рассмотрите скульптуру, ответьте на вопросы: 1. Опишите позу правителя. 2. Почему изображен с книгой? 3. Что держит в левой руке? 4. Какие черты личности, характера отражены в скульптуре? |
Картина 2. Илья Репин «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» Рассмотрите картину, ответьте на вопросы: 1. Кто изображен на картине? 2. В какой момент запечатлен Иван Грозный? 3. Мы не слышим и не знаем, о чем говорит и думает Иван Васильевич в картине (перед нами живописное полотно, язык художника — краски). Предположите настроение, чувства царя в эту минуту. Составьте небольшой сюжетный рассказ. |
Картина 3. Григорий Седов «Царь Иван Грозный любуется на Василису Мелентьеву» Рассмотрите картину, ответьте на вопросы: 1. Опишите позу правителя. 2. Какой взгляд у Ивана Васильевича? 3. Какое настроение у царя? |
Сопоставьте все четыре произведения искусства. Найдите отличие в качествах личности Ивана IV, изображенного разными авторами. |
|
Таким образом, читательская грамотность является необходимым инструментом на уроках истории, позволяющим ученикам глубоко понимать исторические события, критически анализировать информацию, формировать собственное мнение. Развитие читательской грамотности на уроках истории способствует не только усвоению знаний, но и формированию у учеников ключевых компетенций, необходимых для успешной жизни в современном мире.
Литература:
- Буяров Д. В., Киселева Я. А. Формирование читательской грамотности на уроках истории // Вестник Марийского государственного университета. 2023. № 3 (51). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-chitatelskoy-gramotnosti-na-urokah-istorii (дата обращения: 28.08.2024).
- Результаты общероссийской оценки по модели PISA — 2022. URL: https://aocoko.ru/omko/miko/miko-pisa/obshcheros-pisa-2022/Отчет_общероссийская %20оценка %20по %20модели %20PISA-2022.pdf (дата обращения: 28.08.2024).
- История России. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций: в двух частях / [Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И. В. Курукин, А. Я. Токарева]; под редакцией академика РАН А. В. Торкунова. — 4-е изд., испр. — Москва: Просвещение, 2019.