Статья посвящена проблеме личностной зрелости студентов как фундамента для формирования осознанной позиции в родительстве. В статье проведен теоретический обзор работ отечественных и зарубежных авторов, посвященных проблеме личностной зрелости и осознанного родительства. Представлен анализ степени изученности данной проблемы в психологической науке, обоснована ее актуальность на данный момент, рассмотрена структура осознанного родительства и в качестве одного из компонентов готовности студенческой молодежи к осознанному родительству выделена личностная зрелость.
На основе полученных результатов сделаны выводы о необходимости организации специальных психолого-педагогических условий по формированию личностной зрелости как компонента готовности к осознанному родительству у студентов в высшем учебном заведении.
Ключевые слова: готовность к осознанному родительству, компоненты готовности к осознанному родительству, личностная зрелость; подготовка молодежи к браку и семейной жизни.
Современный социум очень динамичен, изменчивая социальная реальность во многом влияет на процесс формирования личности, систему отношений и ценностных ориентаций современного человека. В том числе в настоящее время претерпевают существенные изменения институт семьи и брака, меняется оценка значимости семьи в жизни человека. Ориентация обоих супругов на построение профессиональной карьеры, культивируемая модель обязательной жизненной успешности и высокая профессиональная занятость как мужчин, так и женщин, характерные для многих современных российских семей, актуализируют задачу гармонизации семейных ролей и функций с социальными и профессиональными функциями и ролями.
Потенциальную возможность стать родителем имеет практически каждый человек, достигший половой зрелости, но биологическая способность быть родителем еще не означает психологическую готовность к принятию родительской роли. В обществе зачастую недооценивается важность целенаправленной, специальной подготовки к родительству, считается, что родительство и воспитание детей являются естественной функцией взрослого человека, с которой он способен справиться без специальной подготовки. Однако адекватные условия для полноценного и гармоничного развития ребенка способны создать далеко не все родители. Чем лучше будут информированы и практически подготовлены к выполнению роли родителей молодые люди еще до вступления в брак, тем больше у них возможностей для создания полноценной развивающей семейной среды для ребенка. В связи с этим актуальными становятся задачи психолого-педагогического сопровождения формирования готовности молодежи к осознанному родительству [1; 3].
Среди факторов, влияющих на формирование готовности к осознанному родительству, можно выделить внешние факторы (транслируемые обществом образцы поведения и ориентиры социальной успешности, политика государства в области содействия материнству и детству, влияние родительской семьи и так далее) и внутренние факторы (индивидуально-типологические и личностные особенности). Следует отметить, что, изучая влияние внутренних факторов на формирование готовности к родительству, исследователи в основном делают акцент на изучении негативного влияния, в то время как позитивное влияние личностных особенностей на родительство и готовность к родительству остаются фактически не изученными в современных психолого-педагогических исследованиях [1;3;4;5;7].
О. Г. Прохорова считает, что готовность к родительству определяется не только биологической готовностью организма и высоким уровнем значимости семьи и родительства в иерархии жизненных ценностей личности, но и прежде всего, «способностью личности понимать соответствие своих действий, желаний поставленным целям, принятым в обществе и семье», по сути, личностной зрелостью [10]. Как отмечал К. Г. Юнг: «Никто не в состоянии воспитать личность, если он сам не является личностью» [12], поэтому перспективным нам представляется развитие готовности к родительству в том числе и через формирование личностной зрелости. Личностная зрелость помогает человеку справляться с вызовами среды и эффективно решать различные жизненные задачи.
К характеристикам зрелой личности относят ответственность, способность вести себя независимо от непосредственно воздействующих обстоятельств, сформированность основных отношений личности [1].
Личностная зрелость родителей подразумевает осознание родителем ответственности за выбранные способы воспитательного воздействия, готовность к саморазвитию и самосовершенствованию в родительской роли, готовность выстраивать отношения с ребенком на основе субъект-субъектного взаимодействия [4].
В структуре личностной зрелости родителей можно выделить когнитивный, эмоциональный и конативный (поведенческий) компоненты.
Когнитивный компонент личностной зрелости в аспекте родительства подразумевает представление о себе как о достаточно ответственном человеке, способном контролировать события собственной жизни и обеспечивать стабильность мира для ребёнка, восприятие ребенка как равноправного субъекта семейных отношений, представление о воспитании как о развивающем процессе, а не как о системе правил и наказаний, направленных на исправление недостатков ребёнка.
Эмоциональный компонент личностной зрелости в аспекте родительства подразумевает базовое принятие личности ребёнка, способность к открытому и безопасному выражению своих эмоций в процессе взаимодействия с ребенком. Причем, не зависимо от его психофизического состояния, как указывают Егоров И. В., Лесняк М. В. [2].
Конативный компонент личностной зрелости в аспекте родительства подразумевает деятельность родителя по уходу и материальному обеспечению ребенка, навыки сотрудничества с ребенком [4,7].
В своем исследовании мы изучили личностную зрелость как компонент психолого-педагогической готовности студентов к осознанному родительству.
В исследовании приняло участие 60 человек — студенты 1–2 курсов, обучающиеся на разных направлениях подготовки, 30 юношей и 30 девушек.
Все испытуемые, принявшие участие в исследовании, не состоят в браке и не имеют детей. Средний возраст испытуемых -18,8 лет. 40 человек (66,7 %) из числа принявших участие в исследовании воспитывались в полной семье, 20 (33,3 %) человек воспитывались одним из родителей (неполная семья).
Для диагностики уровня сформированности эмоционально-личностного компонента психологической готовности к родительству в исследовании использована методика диагностики личностной зрелости В. А. Руженков, В. В. Руженкова, И. С. Лукьянцева [11].
Обработка полученных результатов проводилась с использованием описательной и индуктивной статистики (непараметрическим статистическим критерием U-Манна-Уитни). Обработка данных осуществлялась в универсальном статистическом пакете SPSS-21,0.
Представим полученные индивидуальные результаты в виде сводной таблицы, в которой отразим распределение испытуемых в выборке по таким показателям личностной зрелости, как: ответственность, терпимость, саморазвитие, позитивное мышление, самостоятельность.
Таблица 1
Статистическая значимость различий показателей личностной зрелости в группе юношей и девушек
Показатель личностной зрелости |
Средние значения |
Значение критерия |
Уровень значимости различий |
|
юноши |
девушки |
|||
Ответственность * |
16,7 |
19,5 |
241,000 |
0,002 |
Терпимость |
15,9 |
17,1 |
374,500 |
0,262 |
Саморазвитие |
16,5 |
16,9 |
409,000 |
0,542 |
Позитивное мышление |
16,9 |
17,7 |
411,500 |
0,567 |
Самостоятельность |
16,9 |
17,3 |
411,000 |
0,562 |
Общий уровень личностной зрелости |
83,1 |
88,4 |
326,500 |
0,068 |
* Значимые различия
Проведенный статистический анализ позволяет нам утверждать, что существуют статистически значимые различия между юношами и девушками по такому показателю личностной зрелости, как «ответственность». Девушки в целом более склонны считать, что они являются субъектами собственной жизни, отвечают за происходящее в ней и более склонны просчитывать последствия своих действий и решений, ориентированы на ответственное поведение. То есть, из результатов видно, что девушки более ответственны чем юноши в данном возрасте.
Далее мы разделили всех испытуемых, принявших участие в исследовании, на две группы в соответствии с их субъективной готовностью к родительской роли на данный момент. В первую группу попали испытуемые, заявившие о своем принципиальном нежелании иметь детей в будущем («не планирую иметь детей») и испытуемые, не определившиеся со своим будущим родительским статусом («на данный момент не задумывался о своей потенциальной готовности к родительству и желаемом количестве детей»). Ко второй группе были отнесены испытуемые, сообщившие о своем желании в будущем воспитывать детей. В состав первой группы вошли 11 человек (5 юношей и 6 девушек), во вторую группу вошли 49 человек (25 юношей и 24 девушки). Мы проанализировали, существует ли статистически значимые различия между показателями личностной зрелости в этих двух группах.
Таблица 2
Статистическая значимость различий показателей личностной зрелости в группе студентов, субъективно готовых и неготовых к родительской роли
Показатель личностной зрелости |
Средние значения |
Значение критерия |
Уровень значимости различий |
|
Готовность к родительской роли |
Неготовность к роли родителя |
|||
Ответственность |
18,3 |
17,1 |
219,0 |
0,332 |
Терпимость |
16,4 |
16,7 |
239,0 |
0,558 |
Саморазвитие * |
17,1 |
11,8 |
105,5 |
0,006 |
Позитивное мышление |
17,3 |
17,1 |
266,0 |
0,946 |
Самостоятельность |
17,3 |
16,3 |
238,0 |
0,545 |
Общий уровень личностной зрелости* |
86,4 |
79,1 |
125,5 |
0,045 |
* Значимые различия
Проведенный статистический анализ позволяет нам утверждать, что студентам, демонстрирующим субъективную готовность к родительской роли, характерны более высокие показатели общего уровня личностной зрелости и большая готовность к саморазвитию, ориентация на самосовершенствование, чем студентам, демонстрирующим неготовность к реализации роли родителя.
Полученные результаты необходимо рассматривать как предварительные, нуждающиеся в дополнительной проверке на количественно более репрезентативных выборках, но уже сейчас проведенный теоретический анализ и полученные эмпирические результаты позволяют нам утверждать, что развитие личностной зрелости студентов должно быть одной из центральных задач программ по развитию психолого-педагогической готовности студентов к осознанному родительству.
Литература:
- Брантова Ф. С. Представления о психологически зрелой личности в сознании людей разного возраста: Автореферат дисс... канд. психол. наук. М., 2011. 30 с.
- Егоров И. В., Лесняк М. В. Психологическое исследование компонентов эмпатии у младших школьников с умственной отсталостью // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2010. № 3 (18). С. 131–141.
- Ермихина М. О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов: автореф.... канд. психол. наук. — Казань, 2004. — 18 с.
- Зимина Н. А. Личностная зрелость молодежи как критерий готовности к семейной жизни // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 15. С. 1096–1100
- Кузнецова Д. А. Определение понятия и структуры личностной зрелости // Личность и общество.2020. № 3(14). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pedjournal.com/archive/14/258 (дата обращения: 01.07.2024).
- Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл,2007. 511 с.
- Нестерова Е. А. Личностная зрелость в аспекте родительства // Психолого –педагогические проблемы этической психологии: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. — Ч.II. — Шадринск, 2003. С.114–120.
- Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. М.: ЗАО «Институт психотерапии», 2003. 319 с.
- Паттурина Н. П. Проблема зрелости в современной психологии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. СПб.: Издательство: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. 2006. № 17. Том 7. С.113–126.
- Прохорова О. Г. Подготовка молодёжи к родительству // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. 2008. № 1. С.59–70.
- Руженков В. А., Руженкова В. В., Лукьянцева И. С. Методика диагностики личностной зрелости//Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Медицина. Фармация. 2016. № 26 (247). Выпуск 36. С.65–70.
- Юнг К. Г. Конфликты детской души / К. Г. Юнг. М.: Директ-Медиа, 2008. 587 с.