Применение игровых технологий в преподавании химии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №35 (534) август 2024 г.

Дата публикации: 03.09.2024

Статья просмотрена: 9 раз

Библиографическое описание:

Тугелбай, А. С. Применение игровых технологий в преподавании химии / А. С. Тугелбай. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 35 (534). — С. 173-176. — URL: https://moluch.ru/archive/534/117412/ (дата обращения: 16.10.2024).



В современной ситуации особенно актуальными задачами образования становятся адаптация студентов к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения ими программ профессионального образования. Реализация этих целей возможна и с использованием игровых технологий. Использование игровых методов в обучении служит средством, способствующим развитию познавательной активности процессов непроизвольной памяти, высокой структуре знаний по изучаемому предмету, подготовке к работе по выбранной профессии, углублению знаний посредством эмоций, развитие логического и творческого мышления, воспитание личности в коллективе. Таким образом, целью статьи является исследование процесса использования игровых технологий в химии. Объект исследования — методы использования игровых технологий на уроках химии. Предметом исследования являются игровые упражнения в обучении химии.

Ключевые слова: химия, педагогическая практика, игровая технология, эффективность, упражнения, педагогика, школа, закрепление знаний.

В настоящее время поток информации для студентов увеличился, что приводит к сложности ее получения. Также очень сильно возросла умственная нагрузка на учащихся, поэтому перед педагогами встает вопрос о том, как вызвать и поддержать интерес учащихся к изучению нового материала, развить у них желание изучать материал самостоятельно. Преподавание химии направлено на развитие у учащихся правильного логического мышления, подкрепленного устной грамотностью, то есть учащиеся должны знать и правильно произносить химические термины, названия веществ и их соединений, точно и максимально кратко излагать свою точку зрения. Таким образом, использование игровых ситуаций часто помогает решить проблему нежелания участвовать в новых, особенно сложных видах работы, повышает интерес к предмету и расширяет мышление учащихся. Игра позволяет решать различные обучающие и обучающие задачи:

— помогает обрести уверенность в своих силах, оптимизм;

— включает студента в процесс самопознания и самообразования [1].

Внедряя в учебный процесс дидактические игры, у учащихся возникает интерес к химии, поощряется их активность, на занятиях создается позитивная атмосфера. В результате студент из пассивного слушателя превращается в активного ученика. Любая дидактическая игра: состоит из плана игры, дидактического задания, игрового действия, правил. Разрабатывая игру, учителю необходимо подробно и тщательно проработать следующие этапы:

— определение дидактических целей и задач;

— разработка контента и правил;

— нахождение форму и название;

— продумывание создания атрибутов и вспомогательных инструментов.

Игровые технологии удобно запускать с небольших сервисов. К ним относятся решение химических ребусов, шарад, анаграмм, кроссвордов, использование игр «Да-Нет». Они длятся несколько минут и могут быть использованы для снятия напряжения после трудной задачи, сосредоточения внимания или перехода к новому этапу урока. Их цель — проверка мастерства объяснения, первоначального подтверждения и применения знаний в нестандартной ситуации. Большие игровые мероприятия обычно охватывают весь урок. Зачастую для их подготовки требуется внеклассная работа. Они могут стать основой различных внеклассных мероприятий: химических вечеринок, дней химии и т. д. В дидактических целях игровые уроки можно классифицировать как уроки совершенствования знаний, уроки применения или уроки обобщения/систематизации. Они завершают исследование по одной или нескольким темам.

Кроме того, обязательным условием проведения игр было участие учащихся всех классов независимо от уровня успеваемости, чтобы в играх могли участвовать не только лучшие ученики, но и менее подготовленные ученики. За соблюдением этого условия следит преподаватель, который регламентирует состав играющих, приглашает к участию отдельных учащихся, например:

1. Игра «Руки вверх». Цель: подтвердить понятия «чистое вещество» и «примесь».

Ход игры: воспитатель перечисляет различные вещества и смеси, делая небольшую паузу (2–3 секунды) между отдельными названиями.

При названии чистого вещества учащиеся должны поднять руки вверх, а в случае смеси руки должны опираться на стол. Учащемуся, допустившему ошибку, предлагается встать за стол и привести примеры 2–3 чистых веществ и смесей. Некоторые примеры названий: кислород, воздух, силикат натрия, стекло, железо, сталь, азот.

2. Игра «Простое/сложное». Цель: подтвердить понятия «простой объект» и «сложный объект».

Ход игры: учащимся предлагается разделиться на три команды (по количеству рядов парт в классе).

Воспитатель раздает каждой команде карточку с пятью строками названий простых и сложных предметов. Задача учащихся в каждой команде — разделить вещи на простые и сложные. Побеждает та команда, которая первой выполнит задание или соберет максимальное количество правильных ответов. Количество рядов на карточке должно соответствовать количеству учащихся в команде. Карточки для каждой команды могут быть одинаковыми или разными по содержанию. Пример карты:

1-й ряд: кислород, оксид кальция, медь, медный купорос, азот, гидроксид натрия.

2-й ряд: магний, углекислый газ, железо, хлорид серебра, кальций, оксид кремния.

3-й ряд: водород, оксид азота, нитрат калия, аммиак, мышьяк, золото.

4-й ряд: гидроксид меди, сера, хлор, хлорид натрия, сероводород, литий.

5-й ряд: кобальт, марганец, хлороводород, вода, титан, фторид натрия.

Результаты практических наблюдений по организации и проведению игр на уроках химии можно охарактеризовать следующим образом. В начале обучения учащиеся не хотели участвовать в игре, им было сложно соблюдать правила соревнований, на выполнение заданий отводилось недостаточно времени. При этом преподавателю приходилось несколько раз индивидуально объяснять ученику суть заданий и приводить примеры и модели их выполнения [2]. В результате игры отнимали много времени на выполнение заданий. Кроме того, были выявлены существенные пробелы в знаниях и практических навыках учащихся по использованию таблицы Менделеева, классификации химических элементов по различным группам, выделению основных понятий при выполнении конкретных заданий.

Следует отметить, что, как правило, в содержание разработки дидактических игр по химии входят нестандартные задания, не похожие на задания, выполняемые учащимися на занятиях, поэтому для их выполнения им необходимо задействовать воображение. и знания, полученные в ходе другой деятельности или ранее приобретенный опыт. При выполнении таких задач обучающийся первоначально предлагает ряд гипотез решения таких задач, затем часть этих гипотез отвергается и остается одно правильное решение. Только творческие способности ученика позволяют ему найти выход из проблемной ситуации. Игровая форма урока создается с помощью игровых методов и условий, которые выступают средством стимулирования и вовлечения учащихся в учебную деятельность. Реализация игровых методов и игровых ситуаций на уроке идет по следующим основным направлениям:

— цель ставится перед учащимися в виде игрового задания;

— образовательная деятельность подчиняется правилам игры;

— в качестве его инструмента используется учебный материал, в учебную деятельность включается элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игру;

— успешное выполнение дидактического задания связано с результатом игры.

Использование игр на занятиях в определенной степени стимулирует мотивационно-творческую, познавательную деятельность и направленность учащихся в процессе формирования универсальной учебной деятельности. В этом случае творческий интерес рассматривается как постоянная потребность человека в знаниях [3]. Чувство страсти, эмоциональный подъем составляют основу «радости открытия». Стремление к творческим достижениям отражается в стремлении учащихся хорошо выполнять игровые задания. Игра может занять несколько минут или целый урок. Игра больше не может продолжать урок. В этом случае ценность игры теряется. При использовании игр необходимо создавать условия, в которых играют не только ученики, но и педагог. При подготовке к таким урокам химии учителю необходимо:

— создание краткого описания игры (сценария);

— показ временных рамок игры;

— учет уровня образования и возможных особенностей обучающихся;

— реализация междисциплинарных связей.

Таким образом, использование игр на занятиях в определенной степени стимулирует мотивационно-творческую, познавательную деятельность и направленность учащихся в процессе формирования универсальной учебной деятельности. В данном случае творческий интерес рассматривается как постоянная потребность человека в знаниях. Чувство страсти, эмоциональный подъем составляют основу «радости открытия». Стремление к творческим достижениям отражается в стремлении учащихся хорошо выполнять игровые задания.

Ввиду дидактических целей урока в процессе исследования и закрепления нового материала важно использовать игровые ситуации, которые часто используются как вспомогательное средство для усиления положительной мотивации учебной деятельности и создания проблемных ситуаций. Для создания игровых ситуаций на уроках я использую исторические экскурсы, факты из жизни, развлекательные задания, научно-популярные рассказы, отрывки из литературных произведений, в химическом содержании которых присутствуют противоречия между научными фактами и обычными жизненными представлениями учащихся. Игры на уроках химии всегда сопровождаются повышением интереса учащихся к предмету, поэтому повышается качество знаний и умений. В качестве примера можно привести «Периодический закон и Д. И. Ниже мы представляем дидактическую игру по химии для учащихся 8 класса «КВН» на тему «Периодическая система химических элементов Менделеева». Цель урока — игра: обобщение и оценка знаний учащихся. Задачи урока:

  1. Образование — углубление знаний, повторение изученного.
  2. Развитие-наблюдение, мышление, развитие аналитико-синтетических процессов, обучение сравнению, развитие творческого воображения.
  3. Учебно-эстетическое, нравственное, трудовое воспитание, любовь к изучению предмета.

Оборудование и материалы: Д. И. Таблица Менделеева, Д. И. Портрет Менделеева, фломастеры, чистые листы бумаги, секундомер, экран, ноутбук, проектор.

Планируемые результаты:

  1. Личность — готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, их стремление к учебе и целенаправленная познавательная деятельность, формирование системы важных социальных и межличностных отношений.
  2. Метадисциплинарность — овладение студентами междисциплинарными понятиями, их способность применять их в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность формировать личную образовательную траекторию, овладение навыками учебной и исследовательской работы.
  3. Дисциплина — владение основными химическими понятиями и законами, уверенное использование химической терминологии и символики.

Ход игрового урока КВН:

1. Приветствие: Приветствие от команды «Алхимики», «Бриллианты».

2. Подготовка: вопросы задаются каждой команде по очереди.

Вопросы команде № 1.

  1. Д. Я. Кто был отцом Менделеева?
  2. Какой элемент является самым сильным окислителем?
  3. Закисление молока — физическое или химическое явление?
  4. Как называется положительно заряженная ядерная частица массой 1?

Вопросы команде № 2.

  1. Д. И. Кто была мать Менделеева?
  2. Какие элементы являются только реставраторами?
  3. Образование леденцов — физическое или химическое явление?
  4. Приведите пример аллотропии неметаллов.
  5. Как называется нейтральная частица ядра с массой 1?

3. Домашнее задание: повторить написанные сказки.

4. Заключение, оценка. Дидактическая игра может использоваться как средство формирования познавательной активности учащихся при изучении химии. Его можно использовать на уроках обобщения, а также на уроках систематизации знаний или наблюдения.

Правильно организованная и успешно проведенная игра на струнах формирует интерес учащихся к системе естественнонаучного образования — химии [4]. Проведение таких занятий способствует глубокому усвоению учебного материала. Игра-конкурс способствует созданию здоровой психологической атмосферы в классном коллективе, воспитывает внимательность и внимательность, дает учащимся возможность раскрыть таланты, а также продемонстрировать знания вне предметной области. При этом формируются следующие навыки:

— коммуникативный (умение работать в группе, умение доказывать свои предложения, прислушиваться к мнению других людей);

— регулятор (умение оценивать результаты обслуживания, в том числе собственные, планирование работы);

— познавательная (умение использовать информацию, представленную в различных формах (текст, картинка, реальные предметы, выделять ее важную часть для решения определенной задачи)) универсальная учебная деятельность учащихся [5].

Игровые технологии являются одним из дополнительных методических инструментов повышения эффективности образовательного процесса. Деятельность игры по отношению к учащимся выполняет функции эмоциональности, диагностики, релаксации, самосознания, проведение игр учителю позволяет проанализировать уровень образованности учащихся и способности овладевать предметными знаниями, стимулировать и развивать познавательный интерес учащихся к изучаемому предмету, а также создать условия для совершенствования их личностных качеств. Возможности игровой технологии настолько разнообразны, что позволяют вовлечь в игру учащихся с любыми индивидуальными особенностями.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что роль игровых методов в обучении очень важна. Химия — сложная наука и процесс получения знаний для школьников в целом — нелегкий и тяжелый труд, он требует постоянного внимания, хорошо развитой памяти, напряженных усилий, максимальной интеллектуальной работы. Поэтому для успешного обучения необходимо формировать эти психические качества. Таким образом ученик познает мир и развивается в специально созданной для него игровой среде. То есть обучение помогает не только получить знания, но и повысить эффективность обучения. Воспитательная функция игровых методов проявляется в воспитании положительного отношения к предмету, стремления к изучению химии, трудолюбия и рвения к познанию нового.

Литература:

  1. Ляпина О. А., Рогачева Н. А., Яковлев К. В. Использование игровых технологий при изучении химии. // Современные проблемы науки и образования. — 2018. — N4. — 78–83.
  2. Турсынбекова А. Использование игровых технологий в обучении химии // Химиясправочник: научно-педагогический журнал. — 2013. — N5(2). — 14–18.
  3. Лоскутова Л. В. Использование игровых технологий на уроках химии // Психодидактика высшего и среднего образования. — 2021. — 33–36.
  4. Жумахан Г. Э., Исламова Б. Б., Куанышева Ж. К. Игровые технологии в обучении химии в условиях обновленного содержания образования // Журнал Казахского национального женского педагогического университета. — 2019. — N2(1). — 58–61.
  5. Петрищева Л. П., Бекетова Т. С., Мишина А. М. Уроки химии с использованием игрового обучения // Наука и образование. — 2022. — N2. — 102–109.
Основные термины (генерируются автоматически): учащийся, игра, использование игр, урок химии, учебная деятельность, дидактическая игра, задание, знание, команда, предмет, универсальная учебная деятельность, урок.


Похожие статьи

Применение игровых технологий в преподавании химии: виды химических игр и методические рекомендации

В данной статье рассматриваются эффективные подходы использования игровых технологий в обучении химии, направленные на повышение интереса учащихся к предмету и упрощение процесса освоения материала. Предложенные методы способствуют активизации учебно...

Проектная деятельность при изучении физики как способ повышения мотивации обучающихся

В статье автор рассматривает проблему развития универсальных учебных действий при использовании современных образовательных технологий на уроках физики. Раскрывает эффективность формирования универсальных учебных действий (УУД), через использование с...

Интеграция предметов как метод развития ключевых компетенций и творческих способностей учащихся

Статья посвящена теме методика преподавания, предметом исследования которой являются уроки биологии и химии. Цель работы заключается в разработке методики и технологии обучения для формирования у учащихся ключевых компетенций на уроках биологии и хим...

Способы повышения мотивации на уроках иностранного языка

Данная статья раскрывает понятие «мотивация в обучении», которое в современном мире актуально как никогда. Объёмы информации растут год от года и поэтому требования к ученикам в школах и студентам в вузах также молниеносно меняются. Задача педагога н...

Деловая игра как метод формирования математической компетентности студентов – экономистов

В статье рассматривается метод деловой игры как модель формирования математических компетенций у студентов-экономистов. Указывается, роль математической компетентности в образовании студентов-экономистов, их будущей профессиональной деятельности. По...

Приемы театральной педагогики в обучении общению на английском языке

В статье раскрываются теоретические основания к использованию театральных технологий в образовательном процессе. В ней представлены пути решения актуальной проблемы современной методики обучения устному общению посредством театрализации.

Современные игровые технологии в ДОУ в соответствии с ФГОС

В данной статье описываются современные игровые технологии, используемые в дошкольном образовании, как методы активного развития познавательных процессов дошкольников. Основная идея работы заключается в том, чтобы показать, как игровая технология спо...

Игровая технология как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся

С давних времён игры являлись главным средством обучения. И даже сейчас, в эпоху модернизации образования, особая роль отводится использованию игр в процессе обучения. В полной мере в игре открываются неожиданные способности и взрослого человека, и т...

Применение интерактивных методов обучения как средства повышения мотивации к изучению иностранного языка

В данной статье описываются способы повышения мотивации к изучению ИЯ у учеников старшего звена, при помощи интерактивных методов обучения. Особое внимание уделяется описанию ключевых особенностей психологического развития учеников. Автор описывает с...

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Похожие статьи

Применение игровых технологий в преподавании химии: виды химических игр и методические рекомендации

В данной статье рассматриваются эффективные подходы использования игровых технологий в обучении химии, направленные на повышение интереса учащихся к предмету и упрощение процесса освоения материала. Предложенные методы способствуют активизации учебно...

Проектная деятельность при изучении физики как способ повышения мотивации обучающихся

В статье автор рассматривает проблему развития универсальных учебных действий при использовании современных образовательных технологий на уроках физики. Раскрывает эффективность формирования универсальных учебных действий (УУД), через использование с...

Интеграция предметов как метод развития ключевых компетенций и творческих способностей учащихся

Статья посвящена теме методика преподавания, предметом исследования которой являются уроки биологии и химии. Цель работы заключается в разработке методики и технологии обучения для формирования у учащихся ключевых компетенций на уроках биологии и хим...

Способы повышения мотивации на уроках иностранного языка

Данная статья раскрывает понятие «мотивация в обучении», которое в современном мире актуально как никогда. Объёмы информации растут год от года и поэтому требования к ученикам в школах и студентам в вузах также молниеносно меняются. Задача педагога н...

Деловая игра как метод формирования математической компетентности студентов – экономистов

В статье рассматривается метод деловой игры как модель формирования математических компетенций у студентов-экономистов. Указывается, роль математической компетентности в образовании студентов-экономистов, их будущей профессиональной деятельности. По...

Приемы театральной педагогики в обучении общению на английском языке

В статье раскрываются теоретические основания к использованию театральных технологий в образовательном процессе. В ней представлены пути решения актуальной проблемы современной методики обучения устному общению посредством театрализации.

Современные игровые технологии в ДОУ в соответствии с ФГОС

В данной статье описываются современные игровые технологии, используемые в дошкольном образовании, как методы активного развития познавательных процессов дошкольников. Основная идея работы заключается в том, чтобы показать, как игровая технология спо...

Игровая технология как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся

С давних времён игры являлись главным средством обучения. И даже сейчас, в эпоху модернизации образования, особая роль отводится использованию игр в процессе обучения. В полной мере в игре открываются неожиданные способности и взрослого человека, и т...

Применение интерактивных методов обучения как средства повышения мотивации к изучению иностранного языка

В данной статье описываются способы повышения мотивации к изучению ИЯ у учеников старшего звена, при помощи интерактивных методов обучения. Особое внимание уделяется описанию ключевых особенностей психологического развития учеников. Автор описывает с...

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Задать вопрос