В современной ситуации особенно актуальными задачами образования становятся адаптация студентов к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения ими программ профессионального образования. Реализация этих целей возможна и с использованием игровых технологий. Использование игровых методов в обучении служит средством, способствующим развитию познавательной активности процессов непроизвольной памяти, высокой структуре знаний по изучаемому предмету, подготовке к работе по выбранной профессии, углублению знаний посредством эмоций, развитие логического и творческого мышления, воспитание личности в коллективе. Таким образом, целью статьи является исследование процесса использования игровых технологий в химии. Объект исследования — методы использования игровых технологий на уроках химии. Предметом исследования являются игровые упражнения в обучении химии.
Ключевые слова: химия, педагогическая практика, игровая технология, эффективность, упражнения, педагогика, школа, закрепление знаний.
В настоящее время поток информации для студентов увеличился, что приводит к сложности ее получения. Также очень сильно возросла умственная нагрузка на учащихся, поэтому перед педагогами встает вопрос о том, как вызвать и поддержать интерес учащихся к изучению нового материала, развить у них желание изучать материал самостоятельно. Преподавание химии направлено на развитие у учащихся правильного логического мышления, подкрепленного устной грамотностью, то есть учащиеся должны знать и правильно произносить химические термины, названия веществ и их соединений, точно и максимально кратко излагать свою точку зрения. Таким образом, использование игровых ситуаций часто помогает решить проблему нежелания участвовать в новых, особенно сложных видах работы, повышает интерес к предмету и расширяет мышление учащихся. Игра позволяет решать различные обучающие и обучающие задачи:
— помогает обрести уверенность в своих силах, оптимизм;
— включает студента в процесс самопознания и самообразования [1].
Внедряя в учебный процесс дидактические игры, у учащихся возникает интерес к химии, поощряется их активность, на занятиях создается позитивная атмосфера. В результате студент из пассивного слушателя превращается в активного ученика. Любая дидактическая игра: состоит из плана игры, дидактического задания, игрового действия, правил. Разрабатывая игру, учителю необходимо подробно и тщательно проработать следующие этапы:
— определение дидактических целей и задач;
— разработка контента и правил;
— нахождение форму и название;
— продумывание создания атрибутов и вспомогательных инструментов.
Игровые технологии удобно запускать с небольших сервисов. К ним относятся решение химических ребусов, шарад, анаграмм, кроссвордов, использование игр «Да-Нет». Они длятся несколько минут и могут быть использованы для снятия напряжения после трудной задачи, сосредоточения внимания или перехода к новому этапу урока. Их цель — проверка мастерства объяснения, первоначального подтверждения и применения знаний в нестандартной ситуации. Большие игровые мероприятия обычно охватывают весь урок. Зачастую для их подготовки требуется внеклассная работа. Они могут стать основой различных внеклассных мероприятий: химических вечеринок, дней химии и т. д. В дидактических целях игровые уроки можно классифицировать как уроки совершенствования знаний, уроки применения или уроки обобщения/систематизации. Они завершают исследование по одной или нескольким темам.
Кроме того, обязательным условием проведения игр было участие учащихся всех классов независимо от уровня успеваемости, чтобы в играх могли участвовать не только лучшие ученики, но и менее подготовленные ученики. За соблюдением этого условия следит преподаватель, который регламентирует состав играющих, приглашает к участию отдельных учащихся, например:
1. Игра «Руки вверх». Цель: подтвердить понятия «чистое вещество» и «примесь».
Ход игры: воспитатель перечисляет различные вещества и смеси, делая небольшую паузу (2–3 секунды) между отдельными названиями.
При названии чистого вещества учащиеся должны поднять руки вверх, а в случае смеси руки должны опираться на стол. Учащемуся, допустившему ошибку, предлагается встать за стол и привести примеры 2–3 чистых веществ и смесей. Некоторые примеры названий: кислород, воздух, силикат натрия, стекло, железо, сталь, азот.
2. Игра «Простое/сложное». Цель: подтвердить понятия «простой объект» и «сложный объект».
Ход игры: учащимся предлагается разделиться на три команды (по количеству рядов парт в классе).
Воспитатель раздает каждой команде карточку с пятью строками названий простых и сложных предметов. Задача учащихся в каждой команде — разделить вещи на простые и сложные. Побеждает та команда, которая первой выполнит задание или соберет максимальное количество правильных ответов. Количество рядов на карточке должно соответствовать количеству учащихся в команде. Карточки для каждой команды могут быть одинаковыми или разными по содержанию. Пример карты:
1-й ряд: кислород, оксид кальция, медь, медный купорос, азот, гидроксид натрия.
2-й ряд: магний, углекислый газ, железо, хлорид серебра, кальций, оксид кремния.
3-й ряд: водород, оксид азота, нитрат калия, аммиак, мышьяк, золото.
4-й ряд: гидроксид меди, сера, хлор, хлорид натрия, сероводород, литий.
5-й ряд: кобальт, марганец, хлороводород, вода, титан, фторид натрия.
Результаты практических наблюдений по организации и проведению игр на уроках химии можно охарактеризовать следующим образом. В начале обучения учащиеся не хотели участвовать в игре, им было сложно соблюдать правила соревнований, на выполнение заданий отводилось недостаточно времени. При этом преподавателю приходилось несколько раз индивидуально объяснять ученику суть заданий и приводить примеры и модели их выполнения [2]. В результате игры отнимали много времени на выполнение заданий. Кроме того, были выявлены существенные пробелы в знаниях и практических навыках учащихся по использованию таблицы Менделеева, классификации химических элементов по различным группам, выделению основных понятий при выполнении конкретных заданий.
Следует отметить, что, как правило, в содержание разработки дидактических игр по химии входят нестандартные задания, не похожие на задания, выполняемые учащимися на занятиях, поэтому для их выполнения им необходимо задействовать воображение. и знания, полученные в ходе другой деятельности или ранее приобретенный опыт. При выполнении таких задач обучающийся первоначально предлагает ряд гипотез решения таких задач, затем часть этих гипотез отвергается и остается одно правильное решение. Только творческие способности ученика позволяют ему найти выход из проблемной ситуации. Игровая форма урока создается с помощью игровых методов и условий, которые выступают средством стимулирования и вовлечения учащихся в учебную деятельность. Реализация игровых методов и игровых ситуаций на уроке идет по следующим основным направлениям:
— цель ставится перед учащимися в виде игрового задания;
— образовательная деятельность подчиняется правилам игры;
— в качестве его инструмента используется учебный материал, в учебную деятельность включается элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игру;
— успешное выполнение дидактического задания связано с результатом игры.
Использование игр на занятиях в определенной степени стимулирует мотивационно-творческую, познавательную деятельность и направленность учащихся в процессе формирования универсальной учебной деятельности. В этом случае творческий интерес рассматривается как постоянная потребность человека в знаниях [3]. Чувство страсти, эмоциональный подъем составляют основу «радости открытия». Стремление к творческим достижениям отражается в стремлении учащихся хорошо выполнять игровые задания. Игра может занять несколько минут или целый урок. Игра больше не может продолжать урок. В этом случае ценность игры теряется. При использовании игр необходимо создавать условия, в которых играют не только ученики, но и педагог. При подготовке к таким урокам химии учителю необходимо:
— создание краткого описания игры (сценария);
— показ временных рамок игры;
— учет уровня образования и возможных особенностей обучающихся;
— реализация междисциплинарных связей.
Таким образом, использование игр на занятиях в определенной степени стимулирует мотивационно-творческую, познавательную деятельность и направленность учащихся в процессе формирования универсальной учебной деятельности. В данном случае творческий интерес рассматривается как постоянная потребность человека в знаниях. Чувство страсти, эмоциональный подъем составляют основу «радости открытия». Стремление к творческим достижениям отражается в стремлении учащихся хорошо выполнять игровые задания.
Ввиду дидактических целей урока в процессе исследования и закрепления нового материала важно использовать игровые ситуации, которые часто используются как вспомогательное средство для усиления положительной мотивации учебной деятельности и создания проблемных ситуаций. Для создания игровых ситуаций на уроках я использую исторические экскурсы, факты из жизни, развлекательные задания, научно-популярные рассказы, отрывки из литературных произведений, в химическом содержании которых присутствуют противоречия между научными фактами и обычными жизненными представлениями учащихся. Игры на уроках химии всегда сопровождаются повышением интереса учащихся к предмету, поэтому повышается качество знаний и умений. В качестве примера можно привести «Периодический закон и Д. И. Ниже мы представляем дидактическую игру по химии для учащихся 8 класса «КВН» на тему «Периодическая система химических элементов Менделеева». Цель урока — игра: обобщение и оценка знаний учащихся. Задачи урока:
- Образование — углубление знаний, повторение изученного.
- Развитие-наблюдение, мышление, развитие аналитико-синтетических процессов, обучение сравнению, развитие творческого воображения.
- Учебно-эстетическое, нравственное, трудовое воспитание, любовь к изучению предмета.
Оборудование и материалы: Д. И. Таблица Менделеева, Д. И. Портрет Менделеева, фломастеры, чистые листы бумаги, секундомер, экран, ноутбук, проектор.
Планируемые результаты:
- Личность — готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, их стремление к учебе и целенаправленная познавательная деятельность, формирование системы важных социальных и межличностных отношений.
- Метадисциплинарность — овладение студентами междисциплинарными понятиями, их способность применять их в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность формировать личную образовательную траекторию, овладение навыками учебной и исследовательской работы.
- Дисциплина — владение основными химическими понятиями и законами, уверенное использование химической терминологии и символики.
Ход игрового урока КВН:
1. Приветствие: Приветствие от команды «Алхимики», «Бриллианты».
2. Подготовка: вопросы задаются каждой команде по очереди.
Вопросы команде № 1.
- Д. Я. Кто был отцом Менделеева?
- Какой элемент является самым сильным окислителем?
- Закисление молока — физическое или химическое явление?
- Как называется положительно заряженная ядерная частица массой 1?
Вопросы команде № 2.
- Д. И. Кто была мать Менделеева?
- Какие элементы являются только реставраторами?
- Образование леденцов — физическое или химическое явление?
- Приведите пример аллотропии неметаллов.
- Как называется нейтральная частица ядра с массой 1?
3. Домашнее задание: повторить написанные сказки.
4. Заключение, оценка. Дидактическая игра может использоваться как средство формирования познавательной активности учащихся при изучении химии. Его можно использовать на уроках обобщения, а также на уроках систематизации знаний или наблюдения.
Правильно организованная и успешно проведенная игра на струнах формирует интерес учащихся к системе естественнонаучного образования — химии [4]. Проведение таких занятий способствует глубокому усвоению учебного материала. Игра-конкурс способствует созданию здоровой психологической атмосферы в классном коллективе, воспитывает внимательность и внимательность, дает учащимся возможность раскрыть таланты, а также продемонстрировать знания вне предметной области. При этом формируются следующие навыки:
— коммуникативный (умение работать в группе, умение доказывать свои предложения, прислушиваться к мнению других людей);
— регулятор (умение оценивать результаты обслуживания, в том числе собственные, планирование работы);
— познавательная (умение использовать информацию, представленную в различных формах (текст, картинка, реальные предметы, выделять ее важную часть для решения определенной задачи)) универсальная учебная деятельность учащихся [5].
Игровые технологии являются одним из дополнительных методических инструментов повышения эффективности образовательного процесса. Деятельность игры по отношению к учащимся выполняет функции эмоциональности, диагностики, релаксации, самосознания, проведение игр учителю позволяет проанализировать уровень образованности учащихся и способности овладевать предметными знаниями, стимулировать и развивать познавательный интерес учащихся к изучаемому предмету, а также создать условия для совершенствования их личностных качеств. Возможности игровой технологии настолько разнообразны, что позволяют вовлечь в игру учащихся с любыми индивидуальными особенностями.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что роль игровых методов в обучении очень важна. Химия — сложная наука и процесс получения знаний для школьников в целом — нелегкий и тяжелый труд, он требует постоянного внимания, хорошо развитой памяти, напряженных усилий, максимальной интеллектуальной работы. Поэтому для успешного обучения необходимо формировать эти психические качества. Таким образом ученик познает мир и развивается в специально созданной для него игровой среде. То есть обучение помогает не только получить знания, но и повысить эффективность обучения. Воспитательная функция игровых методов проявляется в воспитании положительного отношения к предмету, стремления к изучению химии, трудолюбия и рвения к познанию нового.
Литература:
- Ляпина О. А., Рогачева Н. А., Яковлев К. В. Использование игровых технологий при изучении химии. // Современные проблемы науки и образования. — 2018. — N4. — 78–83.
- Турсынбекова А. Использование игровых технологий в обучении химии // Химиясправочник: научно-педагогический журнал. — 2013. — N5(2). — 14–18.
- Лоскутова Л. В. Использование игровых технологий на уроках химии // Психодидактика высшего и среднего образования. — 2021. — 33–36.
- Жумахан Г. Э., Исламова Б. Б., Куанышева Ж. К. Игровые технологии в обучении химии в условиях обновленного содержания образования // Журнал Казахского национального женского педагогического университета. — 2019. — N2(1). — 58–61.
- Петрищева Л. П., Бекетова Т. С., Мишина А. М. Уроки химии с использованием игрового обучения // Наука и образование. — 2022. — N2. — 102–109.