Упражнение как единица обучения иностранному языку | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №35 (534) август 2024 г.

Дата публикации: 02.09.2024

Статья просмотрена: 30 раз

Библиографическое описание:

Ахраменко, Е. В. Упражнение как единица обучения иностранному языку / Е. В. Ахраменко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 35 (534). — С. 155-157. — URL: https://moluch.ru/archive/534/117416/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассматривается упражнение как единица обучения иностранному языку. Выделены типы, виды упражнений, дана их характеристика. Приводятся примеры упражнений, направленные на формирование языковых и речевых навыков, развитие речевых умений.

Ключевые слова: упражнение, навык, умение, языковые упражнения, условно-речевые упражнения, речевые упражнения.

Упражнение занимает особое место в обучении иностранному языку, поскольку благодаря содержанию упражнения усваивается языковой и речевой материал. И. Л. Бим рассматривает упражнение как «форму взаимодействия учителя и учащихся (при самостоятельной работе — учащихся и учебника), опосредуемую учебным материалом и имеющую стандартизованную структуру» [1, C. 68].

В структуре упражнения И. Л. Бим выделяет:

1) постановку задачи (явной или скрытой для учащихся);

2) указание на пути решения задачи (опоры и ориентиры);

3) решение задачи;

4) контроль/самоконтроль.

С. Ф. Шатилов дает упражнению следующее определение: «Упражнение — специально организованное в учебных условиях одно- или многоразовое выполнение отдельной операции, ряда операций либо действий речевого (или языкового) характера» [1, C. 68].

Для упражнения характерно наличие таких параметров, как:

  1. цель;
  2. речевая задача (условная или реальная);
  3. речевые действия;
  4. языковая форма и содержание;
  5. определенное место в системе упражнений;
  6. определенное время на его выполнение;
  7. результат после его выполнения;
  8. вербальный и невербальный материал;
  9. способ выполнения упражнения;
  10. организационная форма выполнения упражнения [1].

Существует более десятка классификаций упражнений. Классификация упражнений, предложенная Е. И. Пассовым, заслуживает особого внимания, поскольку учитывает последовательность формирования навыков и умений. Так, выделяют три типа упражнений:

  1. языковые;
  2. условно-речевые;
  3. речевые.

Языковые и условно-речевые упражнения используются на этапе тренировки. Языковые упражнения направлены на формирование языковых навыков (фонетических, грамматических, лексических). Условно-речевые упражнения направлены на формирование и совершенствование речевых навыков. Речевые упражнения используются на этапе активизации (применения). Они предназначены для развития речевых умений во всех видах речевой деятельности.

Выделяют следующие виды языковых упражнений:

  1. дифференцировочные;
  2. имитационные;
  3. подстановочные;
  4. трансформационные.

Дифференцировочные упражнения направлены на различение языковых явлений. Например:

– «Найдите в тексте слова, относящиеся к данной теме»;

– «Сгруппируйте слова по указанному признаку»;

– «Найдите услышанное слово в тексте»;

– «Назовите существительные, которые могут сочетаться с данным глаголом»;

– «Выпишите из текста слова по определенным признакам (с префиксами, суффиксами, сложные слова)».

Имитационные упражнения направлены на повторение языкового материала. Например:

– «Повторите … вслед за диктором»;

– «Прочтите предложения хором (по цепочке, в парах);

– «Подтвердите высказывание диктора, если он прав»;

– «Прочтите слово из списка, затем произнесите его по памяти»;

– «Повторите для того, кто вас не расслышал».

Подстановочные упражнения формируют устойчивость и стабильность навыка. Например:

– «Составьте предложения с помощью подстановочной таблицы»;

– «Составьте предложения из заданных слов»;

– «Вставьте нужные артикли»;

– «Закончите предложения по образцу»;

– «Раскройте скобки, употребляя соответствующую грамматическую форму».

Трансформационные упражнения формируют навыки замены, сокращения и расширения языковых единиц. Например:

– «Выразите ту же мысль иначе»;

– «Напишите предложения в … форме»;

– «Замените выделенные слова»;

– «Сократите предложения по образцу»;

– «Расширьте следующие предложения по указанному образцу, употребляя новые слова»;

– «Замените сложноподчиненные предложения двумя простыми, не изменяя содержания» [2].

Условно-речевые упражнения имитируют речевую коммуникацию в учебных условиях. Е. И. Пассов выдвигает к условно-речевым упражнениям следующие требования:

  1. наличие речевой задачи («Подтверди», «Опровергни», «Выясни»);
  2. ситуативность;
  3. преимущественная направленность внимания на цель и содержание, а не на форму;
  4. достоверность реплик, т. е. их соответствие действительности; действительность может быть воображаемой («Представь, что ты тоже собираешься это делать»);
  5. употребление разговорных клише («You are wrong», «I don’t think so» и т. д.) [3, C. 98].

Приведем примеры условно-речевых упражнений.

Имитационное условно-речевое упражнение: «Say that you have it too».

Подстановочное условно-речевое упражнение : — I have a pen. And you? — I have a book».

Трансформационное условно-речевое упражнение: «Find out…»; «Object…» и др.

Речевым упражнениям присущи следующие признаки:

  1. речевое упражнение обеспечивает наличие речевой стратегии и тактики говорящего;
  2. речевое упражнение актуализирует взаимоотношения участников общения;
  3. речевое упражнение развивает речевую активность и самостоятельность говорящего;
  4. речевое упражнение — это новая ситуация, благодаря чему обеспечивается вербальное и структурное разнообразие высказывания, его новизна [4].

Приведем примеры речевых упражнений:

– «Какое из последних прочитанных тобой произведений посоветуешь прочесть своему другу?»

– «Убеди своего друга, что участие в работе драматического кружка интересно»;

– «Придумайте логическое завершение рассказа»;

– «Приведите примеры из вашей жизни, доказывающие, что …»;

– «Прослушайте начало рассказа и постарайтесь догадаться о том, что произошло дальше»;

– «Представьте себе ситуацию, связанную с приездом в чужой город, и расскажите о …»;

– «Расскажите о фильме, который вам больше всего понравился»;

– «Выразите свое отношение к прочитанному»;

– «Напишите от своего имени письмо с учетом заданной ситуации общения».

Таким образом, упражнение является одной из ведущих категорий в обучении иностранным языкам. Последовательное выполнение языковых, условно-речевых и речевых упражнений обеспечивает формирование языковых и речевых навыков, а также развитие речевых умений во всех видах речевой деятельности.

Литература:

  1. Методика преподавания иностранных языков: общий курс / А. Н. Шамов. — М., 2008. — 253 с.
  2. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справ. пособие / Е. А. Маслыко и др. — Мн., 1996. — 522 с.
  3. Татарницева С. Н. Методика обучения иностранным языкам: теория и практика. — Тольятти., 2021. — 329 с.
  4. Пассов Е. И., Кузовлева Н. Е. Урок иностранного языка. — Ростов н/Д., 2010. — 640 с.
Основные термины (генерируются автоматически): упражнение, речевое упражнение, иностранный язык, предложение, речевая деятельность, речевая задача, слово, текст слова, умение, формирование языковых.


Ключевые слова

упражнение, навык, умение, речевые упражнения, языковые упражнения, условно-речевые упражнения

Похожие статьи

Обучение аудированию на уроках английского языка и типология упражнений для развития этого вида речевой деятельности

В статье рассматривается понятие аудирования, взаимосвязь с другими видами речевой деятельности, виды и этапы аудирования, а также приводятся примерные упражнения для развития и совершенствования этого навыка.

Игровые упражнения для обучения общению на уроке английского языка

В статье рассматривается игра как способ обучения иноязычному общению. Описаны функции игры. Приводятся примеры игровых заданий на уроке английского языка.

Содержание работы учителя английского языка по формированию и развитию личностных результатов обучения

В данной статье рассматривается процесс и особенности формирования и развития личностных результатов обучения английскому языку. Три вида личностных действий, применяемых в учебной деятельности.

Мотивация учащихся к изучению иностранных языков

В статье рассматриваются особенности мотивации учащихся к изучению иностранных языков, охарактеризованы стимулы, мотивы и потребности. Изложены основные принципы преподавания иностранных языков, мотивирующие учеников.

Грамматические игры на уроке иностранного языка

В статье рассматривается игра на уроке иностранного языка. Выделены функции игровой деятельности. Приведены примеры грамматических игр на уроке иностранного языка.

Компетентностные задания на уроках русского языка в начальной школе как средство реализации системно-деятельностного подхода

В данной статье рассматриваются различные виды компетентностных заданий, которые мотивируют интерес к самостоятельному приобретению знаний. Предлагаются конкретные приемы работы с учащимися, к которым относятся задания на формирование познавательной ...

Использование игр при обучении иноязычному общению

В статье рассматривается игровая методика в обучении иноязычному общению. Предлагаются игры для обучения общению на уроке английского языка.

Лексические игры на уроке английского языка

В статье рассматривается учебная игра на уроке английского языка. Описаны функции игровой деятельности. Приведены примеры лексических игр на уроке английского языка.

Песня как методическое средство в обучении английскому языку

Работа с песенным материалом на уроках иностранного языка включена во многие учебные пособия, однако, довольно часто недооценивается, или игнорируется преподавателями. В данной статье песня рассматривается как многогранное, полифункциональное методич...

Коммуникативные игры в обучении дошкольников иностранному языку

В статье рассматриваются коммуникативные игры как эффективное средство обучения дошкольников иностранному языку. Проанализированы цели обучения дошкольников иностранному языку, классификации обучающих игр, а также отличия коммуникативных игр от други...

Похожие статьи

Обучение аудированию на уроках английского языка и типология упражнений для развития этого вида речевой деятельности

В статье рассматривается понятие аудирования, взаимосвязь с другими видами речевой деятельности, виды и этапы аудирования, а также приводятся примерные упражнения для развития и совершенствования этого навыка.

Игровые упражнения для обучения общению на уроке английского языка

В статье рассматривается игра как способ обучения иноязычному общению. Описаны функции игры. Приводятся примеры игровых заданий на уроке английского языка.

Содержание работы учителя английского языка по формированию и развитию личностных результатов обучения

В данной статье рассматривается процесс и особенности формирования и развития личностных результатов обучения английскому языку. Три вида личностных действий, применяемых в учебной деятельности.

Мотивация учащихся к изучению иностранных языков

В статье рассматриваются особенности мотивации учащихся к изучению иностранных языков, охарактеризованы стимулы, мотивы и потребности. Изложены основные принципы преподавания иностранных языков, мотивирующие учеников.

Грамматические игры на уроке иностранного языка

В статье рассматривается игра на уроке иностранного языка. Выделены функции игровой деятельности. Приведены примеры грамматических игр на уроке иностранного языка.

Компетентностные задания на уроках русского языка в начальной школе как средство реализации системно-деятельностного подхода

В данной статье рассматриваются различные виды компетентностных заданий, которые мотивируют интерес к самостоятельному приобретению знаний. Предлагаются конкретные приемы работы с учащимися, к которым относятся задания на формирование познавательной ...

Использование игр при обучении иноязычному общению

В статье рассматривается игровая методика в обучении иноязычному общению. Предлагаются игры для обучения общению на уроке английского языка.

Лексические игры на уроке английского языка

В статье рассматривается учебная игра на уроке английского языка. Описаны функции игровой деятельности. Приведены примеры лексических игр на уроке английского языка.

Песня как методическое средство в обучении английскому языку

Работа с песенным материалом на уроках иностранного языка включена во многие учебные пособия, однако, довольно часто недооценивается, или игнорируется преподавателями. В данной статье песня рассматривается как многогранное, полифункциональное методич...

Коммуникативные игры в обучении дошкольников иностранному языку

В статье рассматриваются коммуникативные игры как эффективное средство обучения дошкольников иностранному языку. Проанализированы цели обучения дошкольников иностранному языку, классификации обучающих игр, а также отличия коммуникативных игр от други...

Задать вопрос