В статье рассматривается упражнение как единица обучения иностранному языку. Выделены типы, виды упражнений, дана их характеристика. Приводятся примеры упражнений, направленные на формирование языковых и речевых навыков, развитие речевых умений.
Ключевые слова: упражнение, навык, умение, языковые упражнения, условно-речевые упражнения, речевые упражнения.
Упражнение занимает особое место в обучении иностранному языку, поскольку благодаря содержанию упражнения усваивается языковой и речевой материал. И. Л. Бим рассматривает упражнение как «форму взаимодействия учителя и учащихся (при самостоятельной работе — учащихся и учебника), опосредуемую учебным материалом и имеющую стандартизованную структуру» [1, C. 68].
В структуре упражнения И. Л. Бим выделяет:
1) постановку задачи (явной или скрытой для учащихся);
2) указание на пути решения задачи (опоры и ориентиры);
3) решение задачи;
4) контроль/самоконтроль.
С. Ф. Шатилов дает упражнению следующее определение: «Упражнение — специально организованное в учебных условиях одно- или многоразовое выполнение отдельной операции, ряда операций либо действий речевого (или языкового) характера» [1, C. 68].
Для упражнения характерно наличие таких параметров, как:
- цель;
- речевая задача (условная или реальная);
- речевые действия;
- языковая форма и содержание;
- определенное место в системе упражнений;
- определенное время на его выполнение;
- результат после его выполнения;
- вербальный и невербальный материал;
- способ выполнения упражнения;
- организационная форма выполнения упражнения [1].
Существует более десятка классификаций упражнений. Классификация упражнений, предложенная Е. И. Пассовым, заслуживает особого внимания, поскольку учитывает последовательность формирования навыков и умений. Так, выделяют три типа упражнений:
- языковые;
- условно-речевые;
- речевые.
Языковые и условно-речевые упражнения используются на этапе тренировки. Языковые упражнения направлены на формирование языковых навыков (фонетических, грамматических, лексических). Условно-речевые упражнения направлены на формирование и совершенствование речевых навыков. Речевые упражнения используются на этапе активизации (применения). Они предназначены для развития речевых умений во всех видах речевой деятельности.
Выделяют следующие виды языковых упражнений:
- дифференцировочные;
- имитационные;
- подстановочные;
- трансформационные.
Дифференцировочные упражнения направлены на различение языковых явлений. Например:
– «Найдите в тексте слова, относящиеся к данной теме»;
– «Сгруппируйте слова по указанному признаку»;
– «Найдите услышанное слово в тексте»;
– «Назовите существительные, которые могут сочетаться с данным глаголом»;
– «Выпишите из текста слова по определенным признакам (с префиксами, суффиксами, сложные слова)».
Имитационные упражнения направлены на повторение языкового материала. Например:
– «Повторите … вслед за диктором»;
– «Прочтите предложения хором (по цепочке, в парах);
– «Подтвердите высказывание диктора, если он прав»;
– «Прочтите слово из списка, затем произнесите его по памяти»;
– «Повторите для того, кто вас не расслышал».
Подстановочные упражнения формируют устойчивость и стабильность навыка. Например:
– «Составьте предложения с помощью подстановочной таблицы»;
– «Составьте предложения из заданных слов»;
– «Вставьте нужные артикли»;
– «Закончите предложения по образцу»;
– «Раскройте скобки, употребляя соответствующую грамматическую форму».
Трансформационные упражнения формируют навыки замены, сокращения и расширения языковых единиц. Например:
– «Выразите ту же мысль иначе»;
– «Напишите предложения в … форме»;
– «Замените выделенные слова»;
– «Сократите предложения по образцу»;
– «Расширьте следующие предложения по указанному образцу, употребляя новые слова»;
– «Замените сложноподчиненные предложения двумя простыми, не изменяя содержания» [2].
Условно-речевые упражнения имитируют речевую коммуникацию в учебных условиях. Е. И. Пассов выдвигает к условно-речевым упражнениям следующие требования:
- наличие речевой задачи («Подтверди», «Опровергни», «Выясни»);
- ситуативность;
- преимущественная направленность внимания на цель и содержание, а не на форму;
- достоверность реплик, т. е. их соответствие действительности; действительность может быть воображаемой («Представь, что ты тоже собираешься это делать»);
- употребление разговорных клише («You are wrong», «I don’t think so» и т. д.) [3, C. 98].
Приведем примеры условно-речевых упражнений.
Имитационное условно-речевое упражнение: «Say that you have it too».
Подстановочное условно-речевое упражнение : — I have a pen. And you? — I have a book».
Трансформационное условно-речевое упражнение: «Find out…»; «Object…» и др.
Речевым упражнениям присущи следующие признаки:
- речевое упражнение обеспечивает наличие речевой стратегии и тактики говорящего;
- речевое упражнение актуализирует взаимоотношения участников общения;
- речевое упражнение развивает речевую активность и самостоятельность говорящего;
- речевое упражнение — это новая ситуация, благодаря чему обеспечивается вербальное и структурное разнообразие высказывания, его новизна [4].
Приведем примеры речевых упражнений:
– «Какое из последних прочитанных тобой произведений посоветуешь прочесть своему другу?»
– «Убеди своего друга, что участие в работе драматического кружка интересно»;
– «Придумайте логическое завершение рассказа»;
– «Приведите примеры из вашей жизни, доказывающие, что …»;
– «Прослушайте начало рассказа и постарайтесь догадаться о том, что произошло дальше»;
– «Представьте себе ситуацию, связанную с приездом в чужой город, и расскажите о …»;
– «Расскажите о фильме, который вам больше всего понравился»;
– «Выразите свое отношение к прочитанному»;
– «Напишите от своего имени письмо с учетом заданной ситуации общения».
Таким образом, упражнение является одной из ведущих категорий в обучении иностранным языкам. Последовательное выполнение языковых, условно-речевых и речевых упражнений обеспечивает формирование языковых и речевых навыков, а также развитие речевых умений во всех видах речевой деятельности.
Литература:
- Методика преподавания иностранных языков: общий курс / А. Н. Шамов. — М., 2008. — 253 с.
- Настольная книга преподавателя иностранного языка: справ. пособие / Е. А. Маслыко и др. — Мн., 1996. — 522 с.
- Татарницева С. Н. Методика обучения иностранным языкам: теория и практика. — Тольятти., 2021. — 329 с.
- Пассов Е. И., Кузовлева Н. Е. Урок иностранного языка. — Ростов н/Д., 2010. — 640 с.