Следует признать, что хотя счастье каждого человека полностью зависит от самого человека, но роль просвещения и образования в достижении счастья нельзя переоценить Отсюда в педагогической литературе появилась форма «счастливого образования», суть которого, по словам R. Cigman, заключается в том, что «педагоги должны не только преследовать традиционные цели передачи знаний, понимания и навыков детям, но и подготовить почву для достижения таких целей, поставив детей в «соответствующие условия», из которых они могли бы учиться. Школы должны продвигать эти «условия для обучения» так же серьезно, как они всегда продвигали само обучение» [2].
В последнее время во школах Вьетнама стало более актуальнее применение феликсологического подхода с целью предупреждения школьного насилия. Данное нововведение основывается на результатах педагогических исследований авторов мира. Например, В. Г. Петров и К. В. Злыгостева разработали многоуровневою концептуальную модель представлений о счастье, согласно которой существуют два уровня представлений о счастье: идеальные и реальные представления. Следовательно, реальные представления, в свою очередь, включают в себя бытийно-житейский уровень, операционный уровень и экзистенциально-смысловой уровень представлений [1, С.197–199]. F. Talebzadeh и M. Samkan разработали другой вариант подобной модели, включающий четыре основные категории факторов счастья: физические, социально-эмоциональные, индивидуальные и учебные факторы [5, С.1462]. Masood Badri в своём исследовании проанализировал структурные отношения между важными элементами школы, дома, семьи и счастьем школьников Абу-Даби. С помощью метода уравнения структурного моделирования (SEM) автор выявил как косвенное, так и прямое влияние переменных на счастье школьников, связанных с домом и школой. Метод MANOVA помог автору изучить существенные различия пола учащихся, уровня образования, местоположения школы, типа школы и национальности по отношению к их счастью (см. Рис.1) [6]
Рис. 1. Результат метода уравнения структурного моделирования (SEM) при изучении отношения между домом, школой и счастьем учащихся
На основе анализа и синтеза опыта мировых и вьетнамских ученых в области феликсологического образования, мы построили следующую модель исследования развития личности счастливых школьников старших школ при реализации феликсологического подхода (см.рис.2)
Рис. 2. Модель исследования развития личности счастливых школьников старших школ при реализации феликсологического подхода
Главным методами нашего теоретического исследования являются анализ и синтез, систематизация и метод моделирования. Для первичного сбора информации о том, какой фактор счастливого образования находится в центре внимания учителей и школьников, мы предлагаем метод анкеты, называемой «Вектора внимания».
Таблица 1
Анкета «Вектор внимания» для учителей и учеников (перевод с вьетнамского языка)
Вектор внимания/ Attention vector Уважаемые учителя (ученики)! Заполните следующие три варианта: счастливая школа, счастливый класс, счастливые уроки, в позиции 1, 2 и 3 в схеме ниже. |
В процессе эксперимента используются следующие вспомогательные методы исследования: анкета, наблюдение, психологический тест, беседа, методы изучения продуктов деятельности школьников. Обработка полученных данных проводилась с помощью методов математической статистики в программе SPSS
Важный вопрос для многих исследований по счастливому образованию заключается в том, как определить его факторы воздействия на личность школьников. В рамках нашей модели исследования развития личности счастливых школьников старших школ при реализации феликсологического подхода необходимо выявить 3 фактора: счастливая школа, счастливые классы и уроки, которые занимают три позиции в анкете «Вектор внимания». Эта анкета использовалась как средством выявления мнения учителей и школьников школ о важности факторов счастливого образования. Таким образом, наша модель исследования в настоящее время практически отвечает актуальным требованиям вьетнамских педагогов в решении двух следующих вопросов:
1) Как построить инструменты счастливого образования для позитивного изменения личности школьников?
2) как измерить изменения личности детей в результате использования феликсологического подхода в обучении?
Литература:
- Петров В. Г., Злыгостева К. В. Представления о счастье у студентов. // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 3- 3, С. 197- 202. URL: https://vestnik.kemsu.ru/jour/article/view/1222/1215
- Cigman R.Enhancing children// Journal of Philosophy of Education. 2008. Volume 42 (3–4). Pp. 539–557. URL: https://doi.org/10.1111/j.1467–9752.2008.00648.x
- Diener E. Subjective well-being is essential to well-being// Psychological Inquiry. 1998. Volume 9(1). — Pp. 33–37. URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1207/s15327965pli09013
- Diener E. Subjective well-being: Three decades of progress//Psychological Bulletin. 1999. Volume 125(2). Pp. 276–302. URL: https://psycnet.apa.org/doi/10.1037/0033–2909.125.2.276
- Fatemeh Talebzadeh, Mahmoud Samkan. Happiness for our kids in schools: A conceptual model// Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2011. Volume 29. — Pp.1462–1471. DOI:10.1016/j.sbspro.2011.11.386. URL: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2011.11.386
- Masood Badri, Ali Al Nuaimi, Yang Guang, Yousef Al Sheryani and Asma Al Rashedi. The efects of home and school on children’s happiness: a structural equation model// International Journal of Child Care and Education Policy. 2018. Volume 17. P. 12–17. URL: https://ijccep.springeropen.com/track/pdf/10.1186/s40723–018–0056-z.pdf