Профессиональная деятельность медицинских работников, участвующих в процессе оказания медицинской помощи пациентам, связанна с постоянным физическим и эмоциональным стрессом, вследствие этого риск «выгорания» у них намного выше, чем у работников других профессий.
По классификации профессий по «критерию трудности и вредности» (по А. С. Шафрановой), медицина относиться к профессии высшего типа по признаку необходимости постоянной внеурочной работы над предметом и собой [1]. В 60-х годах в США впервые был введен термин «человек-человек», в которых на эффективность работы влияет социальное окружение. Были сделаны выводы о существовании профессиональной деформации и необходимости особого профессионального отбора в профессиях системы «человек — человек» [2].
Анализ распространенности выгорания среди медицинских работников.
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) — это синдром, возникающий в результате хронического стресса на рабочем месте, который не был успешно преодолен. «Выгорание» крайне негативно влияет на профессиональную и личную жизнь медицинского персонала. Возникает больше профессиональных ошибок, снижается удовлетворенность пациентов, у медицинского персонала возникает депрессия и тревожность, приводящие к возможным суицидам. Синдром эмоционального выгорания был впервые описан в 1974 году американским психологом Фрейденбергером, для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений. Разработанная им модель оказалась удобной для оценки этого состояния у медицинских работников. Ведь их рабочий день это постоянное теснейшее общение с людьми, к тому же больными, требующими постоянной заботы и внимания, сдержанности [3].
Факторы, влияющие на СЭВ и его последствия.
Современным подходом в предотвращении «выгорания» считается создания благополучной среды на рабочем месте:
— снижение переработок;
— адекватная нагрузка;
— достойная оплата труда;
— денежные и моральные вознаграждения;
— профессиональное взаимодействие и социальная поддержка;
— рациональное применение цифровых технологий, которые не обременяет деятельность;
— создание позитивной и поддерживающей организационной культуры, развитие неформального общения коллег;
— гибкий график и поддержка автономности в работе персонала;
— баланс между работай и личной жизнью [3].
Основными симптомами синдрома эмоционального выгорания являются:
- Усталость, утомление, истощение после активной профессиональной деятельности (изменяющейся график работы, дефицит персонала).
- Излишняя, дублирующая административная и отчетная нагрузка.
- Психосоматические проблемы (колебания артериального давления, головные боли, заболевания пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, неврологические расстройства, бессонница).
- Появление негативного отношения к пациентам (вместо имевшихся ранее позитивных взаимоотношений).
- Отрицательная настроенность к выполняемой деятельности.
- Агрессивные тенденции (гнев, раздражительность по отношению к коллегам и пациентам).
- Функциональное, негативное отношение к себе.
- Тревожные состояния, депрессия, ощущения бессмысленности происходящих событий, чувство вины [3].
Исходя из теоретического анализа синдрома эмоционального профессионального выгорания и особенности психологической разгрузки сотрудников больниц, мною был проведен опросник «Маслач» среди медицинского персонала, по которому можно вычислить значения 3 шкал:
— «Эмоциональное истощение»;
— «Деперсонализация»;
— «Редукция профессиональных достижений» [4].
«Эмоциональное истощение» — проявляется в снижении эмоционального тонуса, повышенной психической истощаемости и аффективной лабильности, равнодушием, неспособностью испытывать сильные эмоции, как положительные, так и отрицательные, утраты интереса и позитивных чувств к окружающим, ощущении «пресыщенности» работой, неудовлетворенностью жизнью в целом.
«Деперсонализация» — проявляется в эмоциональном отстранении и безразличии, формальном выполнении профессиональных обязанностей без личностной включенности и сопереживания, а в отдельных случаях — в раздражительности, негативизме и циничном отношении к коллегам и пациентам. На поведенческом уровне «деперсонализация» проявляется в высокомерном поведении, использовании профессионального сленга, юмора, ярлыков.
«Редукция профессиональных достижений» — проявляется в негативном оценивании себя, результатов своего труда и возможностей для профессионального развития. Высокое значение этого показателя отражает тенденцию к негативной оценке своей компетентности и продуктивности и, как следствие, снижение профессиональной мотивации, нарастание негативизма в отношении служебных обязанностей, в лимитировании своей вовлеченности в профессию за счет перекладывания обязанностей и ответственности на других людей, к изоляции от окружающих, отстраненность и неучастие, избегание работы сначала психологически, а затем физически [3].
Профилактика и лечение СЭВ.
В настоящее время существует много исследований, подтверждающих широко распространенную неудовлетворенность профессией и чувство сожаления в связи с выбором медицинской карьеры. Повышенные нагрузки в деятельности, продолжительность рабочего дня, сверхурочная работа стимулируют развития выгорания. Перерывы в работе оказывают положительный эффект и снижают уровень выгорания, но этот эффект носит временный характер. Врачи и медсестры испытывают более сильное выгорание сравнению с обслуживающим персоналом больницы, по этой причине создание благоприятной среды для медицинских работников является основным принципом профилактики «выгорания». Так как выгорание — не просто результат стресса, а следствие неуправляемого стресса [5].
Эмпирическое исследование.
Для исследования синдрома профессионального выгорания у медицинского персонала (врачи, медицинские сестра), была сформирована группа 137 людей в возрасте от 20 лет. Эта группа была поделана на три подгруппы, в зависимости от стажа работы:
— Работники со стажем работы до 2-х лет.
— Работники со стажем от 3–5 лет.
— Стажем работы более 5 лет.
Таблица 1
Стаж работы сотрудников в возрасте от 20 лет
Должность |
0–2 (%) |
3–5 (%) |
5 и более (%) |
Врач (59) |
4 (6,8) |
18 (30,5) |
37 (62,7) |
М/С (78) |
8 (10,3) |
15 (19,2) |
55 (70,5) |
Для определения уровня эмоционального выгорания был выбран опросник, разработанный Маслач, который состоит из 22 вопросов (приложение 1).
Каждая шкала вносит равный вклад в формирование понятия «профессиональное выгорание». Мною при оценке уровней выгорания нулевой точкой «началом координат» считалась точка, соответствующая отсутствию нарушений по всем, трем шкалам — 0, но каждая шкала имеет разное количество пунктов, вследствие чего значение по шкале приводится к нормативу деления на максимальное количество баллов:
— Эмоциональное истощение — 3500 баллов.
— Деперсонализация — 1789 баллов.
— Редукция профессионализма — 4385 баллов.
Далее для более информативной оценки выгорания общее количество людей, принявших участие в опросе, были разделены на две группы: врачи и средний медицинский персонал.
Максимальное количество баллов у врачей
— Эмоциональное истощение — 1492 баллов.
— Деперсонализация — 719 баллов.
— Редукция профессионализма — 1918 баллов.
Стадии выгорания медицинского персонала с высшим образованием (врачей) среди мужчин и женщин из 59 человек из них мужчин-23, женщин-36 (таблица 2, рисунки 1 и 2).
Таблица 2
Стадии выгорания медицинского персонала с высшим образованием (врачей) среди мужчин и женщин
Стадии выгорания |
Мужчины (%) |
Женщины (%) |
Эмоциональное истощение |
515.б (34,5) |
977.б (65,5) |
Деперсонализация |
289.б (40,2) |
430.б (59,8) |
Редукция профессионализма |
789.б (41,1) |
1129.б (58,9) |
Рис. 1. Стадии выгорания медицинского персонала с высшим образованием (врачей) среди мужчин
Рис. 2. Стадии выгорания медицинского персонала с высшим образованием (врачей) среди женщин
Исходя из расчета среднего значения опрошенных, на 1 врача мужчину и 1 врача женщину, более подвержены:
— Эмоциональному истощению — женщины.
— Деперсонализации — мужчины.
— Редукции профессионализма — женщины.
Максимальное количество баллов у среднего персонала:
— Эмоциональное истощение — 2008 баллов.
— Деперсонализация — 1070 баллов.
— Редукция профессионализма — 2467 баллов.
Стадии выгорания медицинского персонала со средним образованием (медицинская сестра/брат) из 78 человек из них мужчин-7, женщин-71 (таблица 3, рисунки 3 и 4).
Таблица 3
Стадии выгорания медицинского персонала со средним образованием (медицинская сестра/брат) среди мужчин и женщин
Стадии выгорания |
Мужчины (%) |
Женщины (%) |
Эмоциональное истощение |
190.б (9,5) |
1818.б (90,5) |
Деперсонализация |
96.б (9,0) |
974.б (91,0) |
Редукция профессионализма |
217.б (8,8) |
2250.б (91,2) |
Рис. 3. Стадии выгорания медицинского персонала со средним образованием (медицинская сестра/брат) среди мужчин
Рис. 4. Стадии выгорания медицинского персонала со средним образованием (медицинская сестра/брат) среди женщин
Исходя из расчета среднего значения опрошенных, на 1 медбрата и 1 медсестру, более подвержены:
— Эмоциональному истощению мужчины.
— Деперсонализации подвержены как мужчины, так и женщины.
— Редукции профессионализма мужчины.
На основании проведенного исследования видно, что каждому из опрошенных медицинских работников необходимо переустанавливать приоритеты и думать об изменении образа жизни, внося перемены в повседневную рутину. Принимая на себя ответственность за характер переживания стресса, вы начинаете обретать контроль над собой и при этом душевно переходите из положения жертвы к состоянию уцелевшего.
Отдельно стоит отметить особенности СЭВ у медицинских работников во время эпидемии COVID-19, так как 90 % респондентов осуществили профессиональную деятельность во время пандемии и вопрос борьбы с «выгоранием» приобрел огромную важность. Неблагоприятные психологические эффекты, воздействующие на медицинских работников, значительно усилилась. У медицинских работников возникали депрессии, злоупотребление алкоголем и нарушения сна.
Определенно несколько источников беспокойства медицинских работников во время пандемии:
- Нехватка СИЗ (средства индивидуальной защиты).
- Возможность заразить семью, коллег, пациентов, заразиться самому.
- Недоступность тестов, если есть симптомы заражения.
- Неуверенность, что их медицинское учреждение их поддержит, если они и их семья заболеет.
- Беспокойство за детей при увеличении рабочего времени медицинских работников в условиях закрытия школ и детских садов.
- Неуверенность в собственной компетентности (работа в реанимации, работа в СИЗ).
- Неуверенность в доступе полной и последней информации о лечении и профессиональных рисках, отсутствие специфического лечения.
По итогам проведенного опроса и его анализа мной приложены рекомендации по предупреждению СЭВ (приложение 2).
Практические рекомендации по профилактике эмоционального выгорания медицинских работников (врачи, медицинские сестра/братья):
— Старайтесь рассчитывать, обдуманно распределять все свои нагрузки.
— Учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой.
— Проще относитесь к конфликтам на работе.
— Как ни странно это звучит — не пытайтесь всегда и во всем быть лучшем.
Необходимо помнить, что работа — всего лишь часть жизни. Знание того, что СЭВ фактически является не только и не сколько вышей проблемой, сколько проблемой профессии, должно помочь адекватно отнестись к появлению его симптомов и своевременно попытаться внести коррективы в свою жизнь.
На сегодняшний день данная тема является актуальной среди медицинского персонала в связи с увеличением Неблагоприятных психологических факторов, воздействующих на медицинских работников, во время и после Осуществления профессиональной деятельности во время пандемии COVID-19.
Опираясь на количественные и качественные показатели, можно сделать вывод, что несмотря на тот факт, что больший стаж работы увеличивает выраженность СЭВ,весь медицинский персонал больницы А.М Войно-Ясенецкого нуждается в обучении, направленном на профилактику и снижению вреда, вызываемого профессиональным стрессом.
Приложение 1
Опросник выгорания Маслач/Бланк для медицинских работников
Утверждение |
Никогда |
Очень редко |
Редко |
Иногда |
Часто |
Очень часто |
Каждый день |
1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным(ой) |
|||||||
2. К концу рабочего дня я чувствую себя как выжитый лимон |
|||||||
3. Я чувствую себя усталым(ой), когда встаю утром и должен (должна) идти на работу |
|||||||
4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои пациенты, и использую это для более успешного лечения |
|||||||
5. Я общаюсь с моими пациентами (больными) только формально, без лишних эмоций и стремлюсь свести время общения с ними до минимума |
|||||||
6. Я чувствую себя энергичным(ой) и эмоционально приподнятым(ой) |
|||||||
7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях с больными и их родственниками |
|||||||
8. Я чувствую угнетенность и апатию |
|||||||
9. Я могу позитивно влиять на самочувствие и настроение больных (пациентов) |
|||||||
10. В последнее время я стал(а) более черствым(ой) (бесчувственным) по отношению к больным |
|||||||
11. Как правило, окружающие меня люди слишком много требуют от меня. Они скорее утомляют, чем радуют меня |
|||||||
12. У меня много планов на будущее, я верю в их осуществление |
|||||||
13. Я испытываю все больше жизненных разочарований |
|||||||
14. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня раньше |
|||||||
15. Бывает, мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими больными |
|||||||
16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех |
|||||||
17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и оптимизма в отношениях с моими коллегами и в отношениях с моими больными |
|||||||
18. Я легко общаюсь с больными и их родственниками независимо от их социального статуса и характера |
|||||||
19. Я многое успеваю сделать за день |
|||||||
20. Я чувствую себя на пределе возможностей |
|||||||
21. Я много еще смогу достичь в своей жизни |
|||||||
22. Больные, как правило, — неблагодарные люди |
Приложение 2
Рекомендации по предупреждению синдрома эмоционального выгорания
Литература:
- Аленицкая М. В., Кику П. Ф., Дубель Е. В., Унгуряну Т. Н. Труд и здоровье медицинских работников: монография / — Владивосток: Издательство Дальневост. федерал. ун-та, 2023–250 с.: ил.
- Таскина Е. А. Проблема эмоциональной устойчивости и профессионального выгорания медицинских работников / Вестник Российского нового университета. Серия «Человек в современном мире», 2020 (1) — 36с.
- Худова И. Ю., Улумбекова Г. Э. «Выгорание» у медицинских работников: диагностика, лечение, особенности в эпоху COVID-19 // ОРГЗДРАВ: Новости. Мнения. Обучение. Вестник ВШОУЗ. 2021. № 1 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vygoranie-u-meditsinskih-rabotnikov-diagnostika-lechenie-osobennosti-v-epohu-covid-19 (дата обращения: 20.08.2024).
- Опросник выгорания Маслач. Материал Psylab.info — энциклопедии психодиагностики. https://psylab.info/Опросник_выгорания_Маслач.
- Синдром эмоционального выгорания и личностные особенности медицинских работников. По материалам заседания Алтайского краевого научного общества кардиологов (АКНОК) Барнаул, 2005г. https://www.10gkb.by/informatsiya/stati/sindrom-emotsionalnogo-vygoraniya-i-lichnostnye-osobennosti-meditsinskikh-rabotnikov?mohdbaieknophlfc.