Исследование особенностей синдрома эмоционального профессионального выгорания и психологической разгрузки сотрудников многопрофильного стационара А. М. Войно-Ясенецкого г. Хабаровска | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №36 (535) сентябрь 2024 г.

Дата публикации: 10.09.2024

Статья просмотрена: 125 раз

Библиографическое описание:

Комиссарова, К. А. Исследование особенностей синдрома эмоционального профессионального выгорания и психологической разгрузки сотрудников многопрофильного стационара А. М. Войно-Ясенецкого г. Хабаровска / К. А. Комиссарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 36 (535). — С. 45-52. — URL: https://moluch.ru/archive/535/117398/ (дата обращения: 16.10.2024).



Профессиональная деятельность медицинских работников, участвующих в процессе оказания медицинской помощи пациентам, связанна с постоянным физическим и эмоциональным стрессом, вследствие этого риск «выгорания» у них намного выше, чем у работников других профессий.

По классификации профессий по «критерию трудности и вредности» (по А. С. Шафрановой), медицина относиться к профессии высшего типа по признаку необходимости постоянной внеурочной работы над предметом и собой [1]. В 60-х годах в США впервые был введен термин «человек-человек», в которых на эффективность работы влияет социальное окружение. Были сделаны выводы о существовании профессиональной деформации и необходимости особого профессионального отбора в профессиях системы «человек — человек» [2].

Анализ распространенности выгорания среди медицинских работников.

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) — это синдром, возникающий в результате хронического стресса на рабочем месте, который не был успешно преодолен. «Выгорание» крайне негативно влияет на профессиональную и личную жизнь медицинского персонала. Возникает больше профессиональных ошибок, снижается удовлетворенность пациентов, у медицинского персонала возникает депрессия и тревожность, приводящие к возможным суицидам. Синдром эмоционального выгорания был впервые описан в 1974 году американским психологом Фрейденбергером, для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений. Разработанная им модель оказалась удобной для оценки этого состояния у медицинских работников. Ведь их рабочий день это постоянное теснейшее общение с людьми, к тому же больными, требующими постоянной заботы и внимания, сдержанности [3].

Факторы, влияющие на СЭВ и его последствия.

Современным подходом в предотвращении «выгорания» считается создания благополучной среды на рабочем месте:

— снижение переработок;

— адекватная нагрузка;

— достойная оплата труда;

— денежные и моральные вознаграждения;

— профессиональное взаимодействие и социальная поддержка;

— рациональное применение цифровых технологий, которые не обременяет деятельность;

— создание позитивной и поддерживающей организационной культуры, развитие неформального общения коллег;

— гибкий график и поддержка автономности в работе персонала;

— баланс между работай и личной жизнью [3].

Основными симптомами синдрома эмоционального выгорания являются:

  1. Усталость, утомление, истощение после активной профессиональной деятельности (изменяющейся график работы, дефицит персонала).
  2. Излишняя, дублирующая административная и отчетная нагрузка.
  3. Психосоматические проблемы (колебания артериального давления, головные боли, заболевания пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, неврологические расстройства, бессонница).
  4. Появление негативного отношения к пациентам (вместо имевшихся ранее позитивных взаимоотношений).
  5. Отрицательная настроенность к выполняемой деятельности.
  6. Агрессивные тенденции (гнев, раздражительность по отношению к коллегам и пациентам).
  7. Функциональное, негативное отношение к себе.
  8. Тревожные состояния, депрессия, ощущения бессмысленности происходящих событий, чувство вины [3].

Исходя из теоретического анализа синдрома эмоционального профессионального выгорания и особенности психологической разгрузки сотрудников больниц, мною был проведен опросник «Маслач» среди медицинского персонала, по которому можно вычислить значения 3 шкал:

— «Эмоциональное истощение»;

— «Деперсонализация»;

— «Редукция профессиональных достижений» [4].

«Эмоциональное истощение» — проявляется в снижении эмоционального тонуса, повышенной психической истощаемости и аффективной лабильности, равнодушием, неспособностью испытывать сильные эмоции, как положительные, так и отрицательные, утраты интереса и позитивных чувств к окружающим, ощущении «пресыщенности» работой, неудовлетворенностью жизнью в целом.

«Деперсонализация» — проявляется в эмоциональном отстранении и безразличии, формальном выполнении профессиональных обязанностей без личностной включенности и сопереживания, а в отдельных случаях — в раздражительности, негативизме и циничном отношении к коллегам и пациентам. На поведенческом уровне «деперсонализация» проявляется в высокомерном поведении, использовании профессионального сленга, юмора, ярлыков.

«Редукция профессиональных достижений» — проявляется в негативном оценивании себя, результатов своего труда и возможностей для профессионального развития. Высокое значение этого показателя отражает тенденцию к негативной оценке своей компетентности и продуктивности и, как следствие, снижение профессиональной мотивации, нарастание негативизма в отношении служебных обязанностей, в лимитировании своей вовлеченности в профессию за счет перекладывания обязанностей и ответственности на других людей, к изоляции от окружающих, отстраненность и неучастие, избегание работы сначала психологически, а затем физически [3].

Профилактика и лечение СЭВ.

В настоящее время существует много исследований, подтверждающих широко распространенную неудовлетворенность профессией и чувство сожаления в связи с выбором медицинской карьеры. Повышенные нагрузки в деятельности, продолжительность рабочего дня, сверхурочная работа стимулируют развития выгорания. Перерывы в работе оказывают положительный эффект и снижают уровень выгорания, но этот эффект носит временный характер. Врачи и медсестры испытывают более сильное выгорание сравнению с обслуживающим персоналом больницы, по этой причине создание благоприятной среды для медицинских работников является основным принципом профилактики «выгорания». Так как выгорание — не просто результат стресса, а следствие неуправляемого стресса [5].

Эмпирическое исследование.

Для исследования синдрома профессионального выгорания у медицинского персонала (врачи, медицинские сестра), была сформирована группа 137 людей в возрасте от 20 лет. Эта группа была поделана на три подгруппы, в зависимости от стажа работы:

— Работники со стажем работы до 2-х лет.

— Работники со стажем от 3–5 лет.

— Стажем работы более 5 лет.

Таблица 1

Стаж работы сотрудников в возрасте от 20 лет

Должность

0–2 (%)

3–5 (%)

5 и более (%)

Врач (59)

4 (6,8)

18 (30,5)

37 (62,7)

М/С (78)

8 (10,3)

15 (19,2)

55 (70,5)

Для определения уровня эмоционального выгорания был выбран опросник, разработанный Маслач, который состоит из 22 вопросов (приложение 1).

Каждая шкала вносит равный вклад в формирование понятия «профессиональное выгорание». Мною при оценке уровней выгорания нулевой точкой «началом координат» считалась точка, соответствующая отсутствию нарушений по всем, трем шкалам — 0, но каждая шкала имеет разное количество пунктов, вследствие чего значение по шкале приводится к нормативу деления на максимальное количество баллов:

— Эмоциональное истощение — 3500 баллов.

— Деперсонализация — 1789 баллов.

— Редукция профессионализма — 4385 баллов.

Далее для более информативной оценки выгорания общее количество людей, принявших участие в опросе, были разделены на две группы: врачи и средний медицинский персонал.

Максимальное количество баллов у врачей

— Эмоциональное истощение — 1492 баллов.

— Деперсонализация — 719 баллов.

— Редукция профессионализма — 1918 баллов.

Стадии выгорания медицинского персонала с высшим образованием (врачей) среди мужчин и женщин из 59 человек из них мужчин-23, женщин-36 (таблица 2, рисунки 1 и 2).

Таблица 2

Стадии выгорания медицинского персонала с высшим образованием (врачей) среди мужчин и женщин

Стадии выгорания

Мужчины (%)

Женщины (%)

Эмоциональное истощение

515.б (34,5)

977.б (65,5)

Деперсонализация

289.б (40,2)

430.б (59,8)

Редукция профессионализма

789.б (41,1)

1129.б (58,9)

Стадии выгорания медицинского персонала с высшим образованием (врачей) среди мужчин

Рис. 1. Стадии выгорания медицинского персонала с высшим образованием (врачей) среди мужчин

Стадии выгорания медицинского персонала с высшим образованием (врачей) среди женщин

Рис. 2. Стадии выгорания медицинского персонала с высшим образованием (врачей) среди женщин

Исходя из расчета среднего значения опрошенных, на 1 врача мужчину и 1 врача женщину, более подвержены:

— Эмоциональному истощению — женщины.

— Деперсонализации — мужчины.

— Редукции профессионализма — женщины.

Максимальное количество баллов у среднего персонала:

— Эмоциональное истощение — 2008 баллов.

— Деперсонализация — 1070 баллов.

— Редукция профессионализма — 2467 баллов.

Стадии выгорания медицинского персонала со средним образованием (медицинская сестра/брат) из 78 человек из них мужчин-7, женщин-71 (таблица 3, рисунки 3 и 4).

Таблица 3

Стадии выгорания медицинского персонала со средним образованием (медицинская сестра/брат) среди мужчин и женщин

Стадии выгорания

Мужчины (%)

Женщины (%)

Эмоциональное истощение

190.б (9,5)

1818.б (90,5)

Деперсонализация

96.б (9,0)

974.б (91,0)

Редукция профессионализма

217.б (8,8)

2250.б (91,2)

Стадии выгорания медицинского персонала со средним образованием (медицинская сестра/брат) среди мужчин

Рис. 3. Стадии выгорания медицинского персонала со средним образованием (медицинская сестра/брат) среди мужчин

Стадии выгорания медицинского персонала со средним образованием (медицинская сестра/брат) среди женщин

Рис. 4. Стадии выгорания медицинского персонала со средним образованием (медицинская сестра/брат) среди женщин

Исходя из расчета среднего значения опрошенных, на 1 медбрата и 1 медсестру, более подвержены:

— Эмоциональному истощению мужчины.

— Деперсонализации подвержены как мужчины, так и женщины.

— Редукции профессионализма мужчины.

На основании проведенного исследования видно, что каждому из опрошенных медицинских работников необходимо переустанавливать приоритеты и думать об изменении образа жизни, внося перемены в повседневную рутину. Принимая на себя ответственность за характер переживания стресса, вы начинаете обретать контроль над собой и при этом душевно переходите из положения жертвы к состоянию уцелевшего.

Отдельно стоит отметить особенности СЭВ у медицинских работников во время эпидемии COVID-19, так как 90 % респондентов осуществили профессиональную деятельность во время пандемии и вопрос борьбы с «выгоранием» приобрел огромную важность. Неблагоприятные психологические эффекты, воздействующие на медицинских работников, значительно усилилась. У медицинских работников возникали депрессии, злоупотребление алкоголем и нарушения сна.

Определенно несколько источников беспокойства медицинских работников во время пандемии:

  1. Нехватка СИЗ (средства индивидуальной защиты).
  2. Возможность заразить семью, коллег, пациентов, заразиться самому.
  3. Недоступность тестов, если есть симптомы заражения.
  4. Неуверенность, что их медицинское учреждение их поддержит, если они и их семья заболеет.
  5. Беспокойство за детей при увеличении рабочего времени медицинских работников в условиях закрытия школ и детских садов.
  6. Неуверенность в собственной компетентности (работа в реанимации, работа в СИЗ).
  7. Неуверенность в доступе полной и последней информации о лечении и профессиональных рисках, отсутствие специфического лечения.

По итогам проведенного опроса и его анализа мной приложены рекомендации по предупреждению СЭВ (приложение 2).

Практические рекомендации по профилактике эмоционального выгорания медицинских работников (врачи, медицинские сестра/братья):

— Старайтесь рассчитывать, обдуманно распределять все свои нагрузки.

— Учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой.

— Проще относитесь к конфликтам на работе.

— Как ни странно это звучит — не пытайтесь всегда и во всем быть лучшем.

Необходимо помнить, что работа — всего лишь часть жизни. Знание того, что СЭВ фактически является не только и не сколько вышей проблемой, сколько проблемой профессии, должно помочь адекватно отнестись к появлению его симптомов и своевременно попытаться внести коррективы в свою жизнь.

На сегодняшний день данная тема является актуальной среди медицинского персонала в связи с увеличением Неблагоприятных психологических факторов, воздействующих на медицинских работников, во время и после Осуществления профессиональной деятельности во время пандемии COVID-19.

Опираясь на количественные и качественные показатели, можно сделать вывод, что несмотря на тот факт, что больший стаж работы увеличивает выраженность СЭВ,весь медицинский персонал больницы А.М Войно-Ясенецкого нуждается в обучении, направленном на профилактику и снижению вреда, вызываемого профессиональным стрессом.

Приложение 1

Опросник выгорания Маслач/Бланк для медицинских работников

Утверждение

Никогда

Очень редко

Редко

Иногда

Часто

Очень часто

Каждый день

1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным(ой)

2. К концу рабочего дня я чувствую себя как выжитый лимон

3. Я чувствую себя усталым(ой), когда встаю утром и должен (должна) идти на работу

4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои пациенты, и использую это для более успешного лечения

5. Я общаюсь с моими пациентами (больными) только формально, без лишних эмоций и стремлюсь свести время общения с ними до минимума

6. Я чувствую себя энергичным(ой) и эмоционально приподнятым(ой)

7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях с больными и их родственниками

8. Я чувствую угнетенность и апатию

9. Я могу позитивно влиять на самочувствие и настроение больных (пациентов)

10. В последнее время я стал(а) более черствым(ой) (бесчувственным) по отношению к больным

11. Как правило, окружающие меня люди слишком много требуют от меня. Они скорее утомляют, чем радуют меня

12. У меня много планов на будущее, я верю в их осуществление

13. Я испытываю все больше жизненных разочарований

14. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня раньше

15. Бывает, мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими больными

16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех

17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и оптимизма в отношениях с моими коллегами и в отношениях с моими больными

18. Я легко общаюсь с больными и их родственниками независимо от их социального статуса и характера

19. Я многое успеваю сделать за день

20. Я чувствую себя на пределе возможностей

21. Я много еще смогу достичь в своей жизни

22. Больные, как правило, — неблагодарные люди

Приложение 2

Рекомендации по предупреждению синдрома эмоционального выгорания

Литература:

  1. Аленицкая М. В., Кику П. Ф., Дубель Е. В., Унгуряну Т. Н. Труд и здоровье медицинских работников: монография / — Владивосток: Издательство Дальневост. федерал. ун-та, 2023–250 с.: ил.
  2. Таскина Е. А. Проблема эмоциональной устойчивости и профессионального выгорания медицинских работников / Вестник Российского нового университета. Серия «Человек в современном мире», 2020 (1) — 36с.
  3. Худова И. Ю., Улумбекова Г. Э. «Выгорание» у медицинских работников: диагностика, лечение, особенности в эпоху COVID-19 // ОРГЗДРАВ: Новости. Мнения. Обучение. Вестник ВШОУЗ. 2021. № 1 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vygoranie-u-meditsinskih-rabotnikov-diagnostika-lechenie-osobennosti-v-epohu-covid-19 (дата обращения: 20.08.2024).
  4. Опросник выгорания Маслач. Материал Psylab.info — энциклопедии психодиагностики. https://psylab.info/Опросник_выгорания_Маслач.
  5. Синдром эмоционального выгорания и личностные особенности медицинских работников. По материалам заседания Алтайского краевого научного общества кардиологов (АКНОК) Барнаул, 2005г. https://www.10gkb.by/informatsiya/stati/sindrom-emotsionalnogo-vygoraniya-i-lichnostnye-osobennosti-meditsinskikh-rabotnikov?mohdbaieknophlfc.
Основные термины (генерируются автоматически): медицинский персонал, стадий выгорания, работник, редукция профессионализма, эмоциональное выгорание, эмоциональное истощение, балл, врач, высшее образование, медицинская сестра.


Похожие статьи

Анализ работы по теме самообразования «Развитие коммуникативно-речевых способностей обучающихся начальной школы с ОВЗ средствами театральной деятельности»

Модель организации профессиональной ориентации учащихся с разными возможностями, способствующая развитию социально-педагогического партнерства МОУ ООШ № 5 г. Качканар

Изучение физического состояния студентов 1 курса Филиала Национального исследовательского университета «МЭИ» в г. Смоленске

Психолого-педагогические аспекты конструирования уроков естественно-математического цикла с учетом психологических особенностей детей с ОВЗ

Влияние перехода с дистанционного формата обучения на очный, на формирование синдрома эмоционального выгорания у студентов лечебного факультета Пермского государственного медицинского университета имени академика Е. А. Вагнера

Опыт применения симуляционного курса в обучении интернов и ординаторов на кафедре факультетской терапии ВГМА имени Н. Н. Бурденко

Анализ полового состава больных сердечно-сосудистыми заболеваниями по нозологическим формам (по материалам инфарктного отделения республиканской больницы г. Махачкала)

Результаты психолого-педагогического исследования по изучению уровня стрессоустойчивости и стресса студентов первокурсников и по определению их уровня адаптации к требованиям ВУЗа

Содержание работы по формированию краеведческих представлений младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на материале учебного предмета «Человек и мир»

Теоретические аспекты формирования общения детей и подростков разновозрастной группы реабилитационного центра

Похожие статьи

Анализ работы по теме самообразования «Развитие коммуникативно-речевых способностей обучающихся начальной школы с ОВЗ средствами театральной деятельности»

Модель организации профессиональной ориентации учащихся с разными возможностями, способствующая развитию социально-педагогического партнерства МОУ ООШ № 5 г. Качканар

Изучение физического состояния студентов 1 курса Филиала Национального исследовательского университета «МЭИ» в г. Смоленске

Психолого-педагогические аспекты конструирования уроков естественно-математического цикла с учетом психологических особенностей детей с ОВЗ

Влияние перехода с дистанционного формата обучения на очный, на формирование синдрома эмоционального выгорания у студентов лечебного факультета Пермского государственного медицинского университета имени академика Е. А. Вагнера

Опыт применения симуляционного курса в обучении интернов и ординаторов на кафедре факультетской терапии ВГМА имени Н. Н. Бурденко

Анализ полового состава больных сердечно-сосудистыми заболеваниями по нозологическим формам (по материалам инфарктного отделения республиканской больницы г. Махачкала)

Результаты психолого-педагогического исследования по изучению уровня стрессоустойчивости и стресса студентов первокурсников и по определению их уровня адаптации к требованиям ВУЗа

Содержание работы по формированию краеведческих представлений младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на материале учебного предмета «Человек и мир»

Теоретические аспекты формирования общения детей и подростков разновозрастной группы реабилитационного центра

Задать вопрос