Некоторые аспекты правового регулирования права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в контексте свободы движения рабочей силы в рамках ЕАЭС | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №36 (535) сентябрь 2024 г.

Дата публикации: 06.09.2024

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Борганова, О. С. Некоторые аспекты правового регулирования права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в контексте свободы движения рабочей силы в рамках ЕАЭС / О. С. Борганова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 36 (535). — С. 87-90. — URL: https://moluch.ru/archive/535/117411/ (дата обращения: 18.12.2024).



В рамках статьи рассматриваются ключевые аспекты обеспечения права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в контексте трудовой миграции и провозглашенной в рамках ЕАЭС свободы передвижения рабочей силы. Автором сделан ряд рекомендаций по совершенствованию механизма обеспечения реализации рассматриваемого права.

Ключевые слова: ЕАЭС, свобода передвижения, трудовая миграция, рынок труда, право гражданина, пенсионное обеспечение, социальное обеспечение.

Учредительные договоры интеграционных объединений, как отмечается в научной литературе практически единогласно, направлены главным образом, на «установление общего рынка и обеспечение его функционирования для всех государств-членов Союза» [7].

В рамках Евразийского экономического сообщества закреплен ряд основных свобод, к числу которых относятся, в том числе, и свобода передвижения товаров, услуг и капитала, свобода передвижения рабочей силы. Все названные свободы в своей совокупности представляют собой фундамент, основу внутреннего рынка

Под свободой передвижения лиц понимается право работников-мигрантов и членов их семей свободно перемещаться по территории союзных государств. Договор о ЕАЭС предусматривает обеспечение рассматриваемой свободы в отношении двух указанных категорий лиц. Свобода передвижения рабочей силы обеспечивается посредством отмены различного рода ограничений, квот, патентов, а также наиболее благоприятных условий, которые предоставляются собственным гражданам государства, в котором осуществляется трудоустройство. Так, в рамках ЕАЭС гражданам союзных государств по общему правилу не требуется получения дополнительного разрешения на осуществление своей трудовой деятельности, по умолчанию признаются документы об образовании и квалификации, полученные на территории другого союзного государства (за исключением некоторых видов деятельности (например, педагогическая, юридическая, медицинская и фармацевтическая деятельности). Более того, на уровне национального законодательства союзных государств установлено также положение о признании ученых званий и степеней [1].

Договором значительным образом были расширены права трудовых мигрантов союзных государств, в том числе, в части утверждения безвизового режима въезда. Определено, что граждане государств-участников имеют право без получения специального разрешения осуществлять трудовую деятельность на территории любого союзного государства. Безусловно, положительный характер имеет тот факт, что граждане союзных государств имеют право осуществлять трудовую деятельность на территории государств, входящих в ЕС, как на основании трудового, так и на основании гражданско-правового договора, что в значительной мере влияет на возможности успешного трудоустройства. Также государства не применяют в отношении граждан союзных государств те ограничения в сфере миграционной политики, которые в нормах национального законодательства предусмотрены для граждан третьих стран. Для граждан союзных государств открытыми для трудоустройства являются практически все сферы деятельности, за исключением тех, которые носят стратегический, государственный характер и сами по себе не предполагают допуск иностранных элементов. К числу таких сфер относится, например, правоохранительная деятельность государства, сфера государственной службы, стратегически важные отрасли экономики и проч.

По общему правилу срок, в течение которого граждане могут пребывать на территории государства трудоустройства, привязан к сроку действия заключенного ими трудового договора, также таким гражданам предоставлено право осуществлять трудовую деятельность в соответствии со своей квалификацией.

Важным аспектом, обеспечивающим полноценную реализацию принципа свободы передвижения рабочей силы, является предоставление трудящимся социальных гарантий. Как было указано, правовое регулирование трудовой миграции в ЕАЭС основано, в том числе, и на нормах национального законодательства союзных государств.

Так, например, долгое время государства-участники ЕАЭС не могли достигнуть согласия в вопросах определения пенсионной политики трудящихся. В 2019 г. после заключения в г. Санкт-Петербурге Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза [2], данный вопрос был урегулирован на должном уровне. Данное Соглашение закрепляет равные права трудящихся в сфере пенсионного обеспечения. Так, например, установлено, что формирование пенсионных прав трудящихся лиц осуществляется за счет пенсионных взносов на тех же условиях, что и формирование пенсионных прав граждан данного государства, в котором осуществлено трудоустройство. Также закреплен принцип равенства территорий и экспорта пенсий, поскольку выплата пенсий осуществляется также и в том случае, если трудящийся или член его семьи проживает на территории другого союзного государства. Не допускается уменьшение размеров пенсий, приостановление или прекращение выплаты пенсии на основании местожительства трудящегося или члена его семьи на территории другого союзного государства. Рассматриваемое Соглашение можно расценивать как важный этап в вопросе обеспечения реализации принципа свободы передвижения рабочей силы в рамках ЕАЭС.

Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что регулирование свободы передвижения рабочей силы между государствами-членами ЕАЭС является одним из важных проявлений права граждан на свободу передвижения, выбор места жительства и пребывания. В связи с этим представляется рациональным рассмотреть некоторые проблемные аспекты международно-правового регулирования данного аспекта.

Важное, на наш взгляд, значение в рассматриваемом случае имеет закрепление правил социального обеспечения трудящихся мигрантов из союзных государств. По общему правилу, социальное обеспечение таких граждан должно осуществляться на тех же условиях, которые применяются и к собственным гражданам.

Государства-участники ЕАЭС не вправе применять ограничения, предусмотренные национальным законодательством, для защиты своего рынка труда. Однако, применение таких ограничений, по общему правилу, допустимо в тех случаях, когда это обусловлено необходимостью защиты национальной безопасности, в том числе, и в тех отраслях экономики, которые для конкретного союзного государства имеют стратегическое значение, а также в целях защиты общественного порядка.

Относительно недавно в рамках ЕАЭС был подписан акт, регламентирующий вопросы пенсионного обеспечения. Долгое время государства-участники ЕАЭС не могли достигнуть согласия в вопросах определения пенсионной политики трудящихся. В 2019 г. после заключения в г. Санкт-Петербурге Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза [2], данный вопрос был урегулирован на должном уровне. Данное Соглашение закрепляет равные права трудящихся в сфере пенсионного обеспечения.

Названный выше акт устанавливает, что в вопросах формирования пенсионных прав трудящихся за счет пенсионных взносов, трудовые мигранты приравниваются в своих правах к собственным гражданам государства трудоустройства. Аналогичные правила в полной мере применяются также и к членам семьи трудящегося мигранта.

Закреплено на уровне рассматриваемого Соглашения также правило об экспорте пенсии, в соответствии с которым трудящееся лицо либо член его семьи имеют право на получение пенсии на территории государства проживания либо государства-члена, которое назначило соответствующую пенсию. При изменении местожительства трудящегося мигранта или членов его семьи не может рассматриваться компетентными органами как основание для уменьшения размера пенсии, а также для прекращения или приостановления их выплаты. Правом на получение пенсии также наделены члены семьи трудящегося лица в случае смерти последнего.

Также стоит отметить, что Договор о ЕАЭС устанавливает в рамках своих положений возможность оказания бесплатной скорой и медицинской помощи в экстренной и неотложной формах как самим трудящимся, так и членам их семей вне зависимости от того, имеется ли у них страховой полис и иные соответствующие документы. Предусмотрена и возможность медицинской эвакуации пациента в целях его спасения и сохранения здоровья, производится возмещение затрат медицинской организации на оказание скорой медицинской помощи трудящимся государств-членов за счет бюджета государства трудоустройства [5, с. 18].

В целом, стоит констатировать, что иностранные работники, являющиеся членами союзных государств, наделены целым рядом важных преференций, социальных гарантий, иных прав, обуславливающих равенство граждан принимающего государства и граждан, являющихся трудовыми мигрантами. Для эффективного функционирования об обеспечения развития рассматриваемого интеграционного объединения была сформирована Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). Такая Комиссия представляет собой постоянно действующий орган Союза. ЕЭК была разработана концепция «Об особом статусе трудящегося государств-членов ЕАЭС» (далее по тексту — Концепция) [3]. В рамках рассматриваемой Концепции указано на наличие существенных сложностей при решении вопроса об обязательной постановке трудящихся из союзных государств, которые имеют долгосрочные трудовые договоры, на миграционный учет в России. В соответствии с преамбулой Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» [4] следует, что освобождение трудящихся и членов его семьи от прохождения процедуры по постановке на миграционный учет может повлечь за собой риск нарушения прав таких лиц. Как уже было отмечено ранее, Договор об ЕАЭС предусматривает 30-дневный срок для постановки прибывшего трудового мигранта на миграционный учет. Реализация на практике предложения об освобождении граждан государств — ​членов ЕАЭС и членов их семей от постановки на миграционный учет в Российской Федерации может привести к разбалансировке системы миграционного учета, затруднить обеспечение контроля за пребыванием в стране граждан государств — ​членов ЕАЭС.

Освобождение этой категории иностранных граждан от постановки на миграционный учет обусловит изменение порядка обращения миграционной карты (вследствие фактического освобождения этих лиц от обязанности получать и заполнять миграционную карту при въезде в Россию), что может потребовать внесения изменений в международный договор Российской Федерации, Федеральный закон о порядке въезда/выезда иностранных граждан в отношении установления соответствующих исключений, что изменит концепцию миграционного учета [6].

В проекте рассматриваемой Конвенции содержится указание относительно того, что граждане союзных государств не могут регистрировать свой статус индивидуального предпринимателя. Данное правило, на наш взгляд, в полной мере противоречит положениям Договора о ЕАЭС, в соответствии с которым по своему правовому статусу трудящийся гражданин союзного государства и члены его семьи на территории принимающего государства рассматриваются в качестве иностранных граждан, которые временно пребывают на территории иностранного государства. Такой статус обуславливает наличие некоторых ограничений для своего обладателя в сравнении с собственными гражданами принимающего государства в вопросах осуществления предпринимательской деятельности.

Договор о ЕАЭС также предусматривает наличие права таких граждан и членов их семьи иметь в собственности недвижимое имущество, правом на свободное владение, пользование и распоряжение таким имуществом. Право собственности таких граждан также гарантируется и защищается. Трудящиеся мигранты наделены правом на вступление и участие в деятельности профсоюзов, что прямо следует из положений п. 5 ст. 98 Договора о ЕАЭС, данное право реализуется наравне с аналогичным правом собственных граждан государства пребывания.

В рамках рассматриваемой Концепции также предложено обеспечение трудящегося и членов его семьи услугами обязательного медицинского страхования, что рассматривается некоторыми учеными довольно критично. Так, например, М. Л. Галас указывает, что взносы и отчисления в фонд обязательного медицинского страхования могут отчисляться исключительно с доходов работающего иностранного гражданина, однако, и это делается не всеми работодателями. Возникает закономерный вопрос о том, из каких источников финансирования должны покрываться расходы на обязательное медицинское страхование неработающих членов семьи трудящихся мигрантов из союзных государств [6]. Если же такие расходы будут покрываться за счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования, то это может закономерно повлечь за собой ущемление прав в указанной сфере всех остальных получателей таких услуг, в том числе, и, например, собственных российских граждан.

Возможным вариантом разрешения указанной проблемы видится формирование межгосударственного фонда обязательного медицинского страхования, который будет финансироваться за счет целевых взносов союзных государств. Кроме того, данная проблема может быть решена и посредством создания специализированного межгосударственного фонда социальной поддержки трудящихся государств — членов ЕАЭС и членов их семей.

Литература:

  1. Договор о Евразийском экономическом союзе (г. Астана, 29 мая 2014 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 16.01.2015.
  2. Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза (Заключено в г. Санкт-Петербурге 20.12.2019) // Доступ из Справ. — правовой системы «Консультант Плюс».
  3. Концепция об особом статусе трудящегося государств-членов ЕАЭС [Электронный ресурс] // Финансовый университет при Правительстве РФ. URL: http://www.fa.ru/News/2020–01–27–2501.aspx (дата обращения: 15.04.2024).
  4. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ (ред. от 14.04.2023) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 34. — Ст. 4029.
  5. Алиев С. Б. Трудовая миграция и социальное обеспечение трудящихся в Евразийском экономическом союзе. М.: Евразийская экономическая комиссия, 2016.
  6. Галас М. Л. Правовое регулирование статуса трудящегося государств — членов ЕАЭС // Экономика. Налоги. Право. 2020. № 13 (4). С. 148–156.
  7. Пономарева К. А. Основные свободы и их влияние на режим налогообложения прибыли и доходов в Европейском союзе и Евразийском экономическом союзе // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2020. № 3. С. 185–206.
Основные термины (генерируются автоматически): миграционный учет, гражданин, рабочая сила, свобода передвижения, союзное государство, государство, обязательное медицинское страхование, член, национальное законодательство, общее правило, пенсионное обеспечение, Российская Федерация, семья, трудовая деятельность.


Похожие статьи

Проблемы обеспечения права на труд в современных государствах: российский и зарубежный опыт

Статья посвящена анализу современных проблем, возникающих в сфере трудовых правоотношений России и зарубежных государств по поводу реализации и обеспечения права граждан на труд. Прослеживается мысль о единой природе, предпосылках и содержании пробле...

К вопросу о защите свободы вероисповедания осужденных

В статье в историческом разрезе рассмотрены проблемы уголовно-исполнительной системы, касающиеся вопросов обеспечения прав осужденных на свободу совести и свободу вероисповедания, приводятся примеры прокурорской практики и цифры статистики ФСИН, иссл...

Реализация конституционного права граждан на достойный уровень жизни в контексте реализации конституционного права на благоприятную окружающую среду

В статье рассматривается реализация конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, анализ действующего законодательства в области охраны окружающей среды и эффективность применения законодательства. Рассматриваются основные подходы...

Проблемы реализации права на информацию в предпринимательской деятельности

Данная статья посвящена рассмотрению современных проблем, возникающих при реализации права на информацию в предпринимательской деятельности. Актуальность статьи обусловлена возрастающей ролью информации в правовых отношениях с участием предпринимател...

Право осужденных на получение юридической помощи: субъекты и особенности осуществления

В статье рассматриваются существующие механизмы защиты прав лиц, отбывающих уголовные наказания. Проанализированы гарантии соблюдения и защиты прав и свобод осужденных в рамках законодательства Российской Федерации и международных договоров. Подчеркн...

Нормативно-правовое регулирование миграционных отношений в Российской Федерации

В статье автор исследует правовое регулирование миграционных отношений в Российской Федерации. Миграционная политика Российской Федерации основывается на законодательных актах и Конституции Российской Федерации, устанавливающих основные нормы, обеспе...

К вопросу о сближении законодательства в сфере защиты прав потребителей стран —участниц ЕАЭС: на примере норм права Российской Федерации и Республики Казахстан

Статья посвящена проблеме правового регулирования гарантий защиты интересов потребителя в условиях сближения законодательства стран-участниц ЕАЭС и совершенствования законодательства в данной сфере. В рамках предпринятой попытки исследования данной п...

Условия и возможности реализации конституционного права на медицинскую помощь в системе здравоохранения Российской Федерации

Актуальность исследования условий и возможностей реализации конституционного права граждан на медицинскую помощь в системе здравоохранения очевидна, поскольку это право формирует основу обеспечения жизни, базового принципа в системе защиты прав челов...

Проблемы реализации конституционного права на свободу совести и свободу вероисповедания в российском обществе

В статье автор анализирует нормативно-правовое регулирование реализации конституционного права на свободу совести и свободу вероисповедания. Конституционное право на свободу совести и свободу вероисповедания неукоснительно принадлежит каждому граждан...

Деятельность СМИ: конституционные пределы свободы творчества и критерии законных интересов. Общая экспозиция вопроса

В статье анализируются нормы действующего законодательства, которые регулируют деятельность средств массовой информации (далее — СМИ) на территории Российской Федерации. Также рассмотрены права и свободы, которыми обладает журналист, занимаясь профес...

Похожие статьи

Проблемы обеспечения права на труд в современных государствах: российский и зарубежный опыт

Статья посвящена анализу современных проблем, возникающих в сфере трудовых правоотношений России и зарубежных государств по поводу реализации и обеспечения права граждан на труд. Прослеживается мысль о единой природе, предпосылках и содержании пробле...

К вопросу о защите свободы вероисповедания осужденных

В статье в историческом разрезе рассмотрены проблемы уголовно-исполнительной системы, касающиеся вопросов обеспечения прав осужденных на свободу совести и свободу вероисповедания, приводятся примеры прокурорской практики и цифры статистики ФСИН, иссл...

Реализация конституционного права граждан на достойный уровень жизни в контексте реализации конституционного права на благоприятную окружающую среду

В статье рассматривается реализация конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду, анализ действующего законодательства в области охраны окружающей среды и эффективность применения законодательства. Рассматриваются основные подходы...

Проблемы реализации права на информацию в предпринимательской деятельности

Данная статья посвящена рассмотрению современных проблем, возникающих при реализации права на информацию в предпринимательской деятельности. Актуальность статьи обусловлена возрастающей ролью информации в правовых отношениях с участием предпринимател...

Право осужденных на получение юридической помощи: субъекты и особенности осуществления

В статье рассматриваются существующие механизмы защиты прав лиц, отбывающих уголовные наказания. Проанализированы гарантии соблюдения и защиты прав и свобод осужденных в рамках законодательства Российской Федерации и международных договоров. Подчеркн...

Нормативно-правовое регулирование миграционных отношений в Российской Федерации

В статье автор исследует правовое регулирование миграционных отношений в Российской Федерации. Миграционная политика Российской Федерации основывается на законодательных актах и Конституции Российской Федерации, устанавливающих основные нормы, обеспе...

К вопросу о сближении законодательства в сфере защиты прав потребителей стран —участниц ЕАЭС: на примере норм права Российской Федерации и Республики Казахстан

Статья посвящена проблеме правового регулирования гарантий защиты интересов потребителя в условиях сближения законодательства стран-участниц ЕАЭС и совершенствования законодательства в данной сфере. В рамках предпринятой попытки исследования данной п...

Условия и возможности реализации конституционного права на медицинскую помощь в системе здравоохранения Российской Федерации

Актуальность исследования условий и возможностей реализации конституционного права граждан на медицинскую помощь в системе здравоохранения очевидна, поскольку это право формирует основу обеспечения жизни, базового принципа в системе защиты прав челов...

Проблемы реализации конституционного права на свободу совести и свободу вероисповедания в российском обществе

В статье автор анализирует нормативно-правовое регулирование реализации конституционного права на свободу совести и свободу вероисповедания. Конституционное право на свободу совести и свободу вероисповедания неукоснительно принадлежит каждому граждан...

Деятельность СМИ: конституционные пределы свободы творчества и критерии законных интересов. Общая экспозиция вопроса

В статье анализируются нормы действующего законодательства, которые регулируют деятельность средств массовой информации (далее — СМИ) на территории Российской Федерации. Также рассмотрены права и свободы, которыми обладает журналист, занимаясь профес...

Задать вопрос