Правовой статус высшего должностного лица субъекта Российской Федерации как субъекта единой системы публичной власти | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №36 (535) сентябрь 2024 г.

Дата публикации: 03.09.2024

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Биктеева, А. Ш. Правовой статус высшего должностного лица субъекта Российской Федерации как субъекта единой системы публичной власти / А. Ш. Биктеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 36 (535). — С. 82-84. — URL: https://moluch.ru/archive/535/117446/ (дата обращения: 16.10.2024).



Анализ правового статуса и полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации крайне важен в целях повышения эффективности публичных органов власти. В настоящее время качественная реализация отдельных, в том числе, чрезвычайных полномочий высших должностных лиц является вопросом национальной безопасности и защиты суверенитета России.

Ключевые слова: Оренбургская область, высшее должностное лицо, Российская Федерация, исполнительная власть, местное самоуправление, правовой статус

Вопросы реализации полномочий высших должностных лиц и их правового статуса исторически являются крайне важными и актуальными для России вопросами как теоретического, так и практического характера. В первую очередь реализация власти на местах или в отдельных административно-территориальных единицах (губернии, области, края и т. д.) — вопрос создания эффективной вертикали власти по модели «центр — регионы» [5], а если речь идет про приграничные регионы, то в первую очередь вопрос защиты границы, национальной безопасности и суверенитета.

Институт губернатора как высшего должностного лица зародился при Петре I и показал себя как эффективный инструмент реализации власти в регионах. Исторически главной проблематикой института высшего должностного лица в субъекте России был баланс полномочий, которые бы позволяли эффективно управлять регионом, но не терять политико-правовые и экономические связи с центральной властью.

Как отмечает Н. А. Григорьев, «…регионам планируется предоставить больше возможностей в развитии социально-экономического состояния: самостоятельная инвестиционная политика, перераспределение межбюджетных трансфертов, создание собственных научно-инновационных кластеров» [5]. И действительно, в настоящее время создаются новые комплексные меры поддержки и институты созидательного развития для регионов. Многие мероприятия можно выполнить на региональном или местном уровне в субъекте только при условии эффективной и слаженной работы органов исполнительной власти субъекта и органов местного самоуправления зависит развитие региона. Таким образом, вопросы правового статуса высшего должностного лица, а также регулирование его полномочий как «главного чиновника» региона крайне важная тема не только в теоретическом анализе, но и в практике — для улучшения эффективности публичных органов власти всех уровней и социально-экономического положения населения.

Главным нормативным правовым актом в России является Конституция Российской Федерации. В соответствии со статьями 72–73 Конституции Российской Федерации [1] устанавливается предмет ведения субъекта и та сфера деятельности, которая регулируется совместно с федеральным уровнем. Соответственно полномочия высшего должностного лица регулируются в данных пределах.

Кроме того, статья 77 Конституции Российской Федерации закрепляет сравнительно новое понятие для конституционного права России — «публичная власть», которая объединяет все уровни федеральной и региональной власти, а также включает в единую систему (вертикаль) власти местный уровень, органы местного самоуправления. Как отмечает О. А. Ковтун, «…высшее должностное лицо субъекта РФ, исходя из конституционного принципа разделения властей, входит в единую систему публичной власти в Российской Федерации и одновременно является частью системы органов публичной власти субъектов РФ» [6].

В этом аспекте подобная практика эффективно отражает конституционализированную в 2020 г. правовую категорию «система публичной власти». То есть принцип единства системы публичной власти в Российской Федерации, предполагающий взаимодействие органов и должностных лиц всех уровней власти для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории, максимально результативен в рамках городского самоуправления [7].

Данная статья Конституции в части 3 закрепляет основу правового статуса высшего должностного лица в следующей форме: «Высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства» [1], а также вводит ряд ограничений и запретов, которые накладывает данный статус.

Подробнее правовой статус и полномочия раскрываются в Федеральном законе «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» [2]. Как отмечали авторы указанного закона, «с учетом особенностей правового статуса высшего должностного лица субъекта РФ, характера и круга решаемых им публичных задач, высшее должностное лицо субъекта признается обязательным органом публичной власти. Высшее должностное лицо осуществляет руководство исполнительной властью в субъекте РФ, определяет систему и структуру органов исполнительных органов субъекта РФ. Высшее должностное лицо избирается гражданами или депутатами законодательного органа субъекта РФ. При этом определено, что высшее должностное лицо прекращает исполнение своих полномочий с истечением срока пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным высшим должностным лицом субъекта РФ» [4].

Так к основным полномочиям высшего должностного лица можно отнести следующие:

1) Представительские полномочия (представляет субъект во взаимодействии с федеральными органами власти, другими регионами, а также во внешнеэкономической деятельности в пределах полномочий);

2) Законодательные полномочия (подписывает, обнародует, отклоняет законы принятые законодательным органов власти);

3) Координация деятельности органов власти субъекта;

4) Определение структуры органов исполнительной власти, формирование данной ветви власти;

5) Вопросы регулирования деятельности органов местного самоуправления, вплоть до отрешения главы органа местного самоуправления.

Так в соответствии со статьей 42 Устава (Основного Закона) Оренбургской области (далее — Устав) в систему органов исполнительной власти Оренбургской области входят Губернатор Оренбургской области, Правительство Оренбургской области, иные органы исполнительной власти Оренбургской области. Кроме того, Губернатор Оренбургской области возглавляет Правительство Оренбургской области [3].

Также высшее должностное лицо издает нормативные правовые акты (указы, распоряжения), а также подписывает и обнародует законы регионального уровня. Высшее должностное лицо также имеет право законодательной инициативы и активно участвует в правотворчестве на уровне субъекта Российской Федерации.

Так в соответствии со статьей 37 Устава право законодательной инициативы в Законодательном Собрании принадлежит, в том числе и Губернатору Оренбургской области [3]. Например, только к бюджету Оренбургской области Губернатором Оренбургской области было внесено 18 поправок [8], что говорит о высоком уровне активности Д. В. Паслера в процессе принятия важнейшего регионального закона о бюджете

Также в соответствии со статьей 46 Устава определяется предмет деятельности Губернатора Оренбургской области, а именно по вопросам, связанным:

— с полномочиями органов государственной власти по предметам совместного ведения Российской Федерации и Оренбургской области;

— с отдельными полномочиями федеральных органов исполнительной власти, делегированными органам исполнительной власти Оренбургской области по предметам совместного ведения Российской Федерации и Оренбургской области;

— с полномочиями органов исполнительной власти Оренбургской области по иным предметам ведения, не отнесенным Конституцией Российской Федерации к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и Оренбургской области.

Высшее должностное лицо занимает крайне важное место и играет существенную роль в формировании публичной власти в России.

Во-первых, «главные чиновники» региона представляют интересы региона, что фактически является их ключевой задачей. Несмотря на то, что формальное наполнение полномочий установлено на федеральном уровне одинаково — реальные полномочия и качество их исполнения разительно отличаются. Если сравнить даже примерно одинаковые по экономическому уровню и количеству населения субъекты Российской Федерации, то можно отметить, что какие-то регионы в полной мере активно используют все доступные механизмы федеральной поддержки, привлекают инвестиции как от частных инвесторов, так и в рамках различных видов государственной поддержки. Считаем, что привлечение инвестиций в регион является одной из главнейших задач глав субъектов.

Во-вторых, от грамотно выстроенной работы команды высшего должностного лица зависит как клиентоцентричность всех уровней власти: от регионального правительства до администрации сельсоветов. Так, например, в Оренбургской область команда Губернатора и сам Д. В. Паслер уделяет огромное внимание качеству ответов на обращения граждан, вопросам оказания государственных и муниципальных услуг, цифровой трансформации региона, а также поддерживает участие Оренбургской области в различных федеральных проектах, пилотных запусках инициатив.

Таким образом, считаем, что в настоящее время высшее должностное лицо занимает центральное место в системе публичной власти на региональном уровне, а также является главным связующим элементом между центром и регионами, выстраивает важнейшие экономические связи с потенциальными инвесторами и бенефициарами, решает противоречия внутри системы публичной власти региона и настраивает работу по достижению основных показателей национальных проектов в своем субъекте.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.: по состоянию на 04 марта 2020 г.] // Собрание законодательства Рос. Федерации. — 1993. — № 31. — Ст. 4398.
  2. Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации [федер. закон: принят Гос. Думой 14 декабря 2021 г.: одобрен Советом Федерации 15 декабря 2021 г.: по состоянию на 25 декабря 2023 г.] // Российская газета. — 2021. — № 294. (25 декабря 2021 г.)
  3. Устав (Основной Закон) Оренбургской области [Закон Оренбургской области: принят Зак. Собр. Оренб. области 20 ноября 2000 г.: по состоянию на 1 ноября 2023 года] // Южный Урал. — 2000. — № 243.
  4. Досье на проект федерального закона № 1256381–7 «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (внесен 27.09.2021 сенатором РФ А. А. Клишасом, депутатом ГД П. В. Крашенинниковым) (подписан Президентом РФ) // Справочно-правовая система «Гарант»
  5. Григорьев, А. Н. Современный этап эволюции системы отношений «Центр регионы» / А. Н. Григорьев // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. — 2014. — № 2. — С. 157–165.
  6. Ковтун, А. О, Терещенко, Д. Н. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации как орган публичной власти / А. О. Ковтун, Д. Н. Терещенко // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2022. — № 7. — С. 141–144.
  7. Соколова А. И. Об отдельных особенностях организации местного самоуправления в городских поселениях и округах. / А. И. Соколова // Труды Оренбургского института (филиала) МГЮА — 2022. — № 4 (54)/2022 –С. 35–40.
  8. Губернатор Денис Паслер внёс 18 поправок к бюджету 2024 года. // Газета «Оренбуржье»: [сайт]. — URL: https://orenburzhie.ru/economy/gubernator-denis-pasler-vnyos-18-popravok-k-byudzhetu-2024-goda/ (дата обращения: 22.01.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): высшее должностное лицо, Оренбургская область, Российская Федерация, исполнительная власть, публичная власть, правовой статус, местное самоуправление, полномочие, Россия, совместное ведение.


Похожие статьи

Понятие и принципы ответственности субъектов муниципальных правоотношений

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления выступает самостоятельным правовым институтом. Осуществляя свои полномочия, органы местного самоуправления, находятся достаточно в сложных взаимоотношениях с государством. Конституцион...

Место Президента Российской Федерации в системе разделения властей

Основной отличительной особенностью конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации является обладание им широкими полномочиями в отношении законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Статья охватывает обзор правового ф...

Прекращение полномочий высшего должностного лица субъекта РФ на основании утраты доверия

В настоящей статье проводится анализ федерального законодательства, а также судебная практика и научные работы, связанные с конституционно-правовой ответственностью главы субъекта РФ. Исследуются основания выражения недоверия высшему должностному лиц...

Вопросы системности муниципальных правовых актов в Республике Крым

Системность муниципальных правовых актов является важным аспектом эффективного функционирования местного самоуправления в любом регионе. Она обеспечивает согласованность и соответствие муниципальных актов общегосударственной и региональной правовой б...

Особенности правового статуса государственного служащего в Российской Федерации

Государственная служба, будучи правовым институтом, присущий государственному управлению, отличается тысячелетней историей. Поэтапное становление и развитие института государственной службы обладает своими особенностями, которые обуславливаются конкр...

Теоретико-правовые основы участия органов публичной власти в гражданском обороте

В нынешних условиях необходимость участия государства в гражданском обороте является важной необходимостью для решения стоящих перед ним социальных задач. В статье рассмотрены различные теоретико-правовые аспекты участия органов государственной власт...

Некоторые проблемы правового регулирования структуры и системы исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации на примере Брянской области

В статье отражены некоторые проблемы правового регулирования органов исполнительной власти в регионах, вызванные разнообразием существующих моделей построения и функционирования органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации на пример...

Организационно-правовые основы деятельности ФСИН России

В статье рассматривается комплекс правовых аспектов функционирования Федеральной службы исполнения наказаний в современных условиях. На сегодняшний день, в целом, сложилась достаточно стройная система правового обеспечения уголовно-исполнительной дея...

Формы участия конституционных судов зарубежных стран в реализации конституционно-правовой ответственности органов и должностных лиц публичной власти: сравнительно-правовое исследование

На основе сравнительно-правового анализа конституционного законодательства зарубежных стран в статье определены основные формы участия конституционных судов в процессе применения конституционно-правовой ответственности к органам и должностным лицам п...

Полномочия органов местного самоуправления в области образования

В статье автор исследует объем и характер регулирования органами местного самоуправления образовательного процесса, их полномочия в Российской Федерации в сфере образования, определённые законом «Об образовании в Российской Федерации» 2012 года. Акце...

Похожие статьи

Понятие и принципы ответственности субъектов муниципальных правоотношений

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления выступает самостоятельным правовым институтом. Осуществляя свои полномочия, органы местного самоуправления, находятся достаточно в сложных взаимоотношениях с государством. Конституцион...

Место Президента Российской Федерации в системе разделения властей

Основной отличительной особенностью конституционно-правового статуса Президента Российской Федерации является обладание им широкими полномочиями в отношении законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Статья охватывает обзор правового ф...

Прекращение полномочий высшего должностного лица субъекта РФ на основании утраты доверия

В настоящей статье проводится анализ федерального законодательства, а также судебная практика и научные работы, связанные с конституционно-правовой ответственностью главы субъекта РФ. Исследуются основания выражения недоверия высшему должностному лиц...

Вопросы системности муниципальных правовых актов в Республике Крым

Системность муниципальных правовых актов является важным аспектом эффективного функционирования местного самоуправления в любом регионе. Она обеспечивает согласованность и соответствие муниципальных актов общегосударственной и региональной правовой б...

Особенности правового статуса государственного служащего в Российской Федерации

Государственная служба, будучи правовым институтом, присущий государственному управлению, отличается тысячелетней историей. Поэтапное становление и развитие института государственной службы обладает своими особенностями, которые обуславливаются конкр...

Теоретико-правовые основы участия органов публичной власти в гражданском обороте

В нынешних условиях необходимость участия государства в гражданском обороте является важной необходимостью для решения стоящих перед ним социальных задач. В статье рассмотрены различные теоретико-правовые аспекты участия органов государственной власт...

Некоторые проблемы правового регулирования структуры и системы исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации на примере Брянской области

В статье отражены некоторые проблемы правового регулирования органов исполнительной власти в регионах, вызванные разнообразием существующих моделей построения и функционирования органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации на пример...

Организационно-правовые основы деятельности ФСИН России

В статье рассматривается комплекс правовых аспектов функционирования Федеральной службы исполнения наказаний в современных условиях. На сегодняшний день, в целом, сложилась достаточно стройная система правового обеспечения уголовно-исполнительной дея...

Формы участия конституционных судов зарубежных стран в реализации конституционно-правовой ответственности органов и должностных лиц публичной власти: сравнительно-правовое исследование

На основе сравнительно-правового анализа конституционного законодательства зарубежных стран в статье определены основные формы участия конституционных судов в процессе применения конституционно-правовой ответственности к органам и должностным лицам п...

Полномочия органов местного самоуправления в области образования

В статье автор исследует объем и характер регулирования органами местного самоуправления образовательного процесса, их полномочия в Российской Федерации в сфере образования, определённые законом «Об образовании в Российской Федерации» 2012 года. Акце...

Задать вопрос