Разработка компетентностного профиля маркетолога, востребованного работодателем | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 марта, печатный экземпляр отправим 5 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №36 (535) сентябрь 2024 г.

Дата публикации: 09.09.2024

Статья просмотрена: 16 раз

Библиографическое описание:

Сучкова, А. Ю. Разработка компетентностного профиля маркетолога, востребованного работодателем / А. Ю. Сучкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 36 (535). — С. 150-157. — URL: https://moluch.ru/archive/535/117458/ (дата обращения: 21.02.2025).



В статье разработан компетентностный профиль маркетолога, востребованный работодателем на рынке труда. Анализ требований работодателей осуществлялся на основе изучения вакансий маркетологов, размещенных на сайте по поиску работы и сотрудников HeadHunter. Было рассмотрено 250 вакансий работодателей для должностей «Ассистент маркетолога», «Маркетолог» и «Директор по маркетингу». Результаты исследования показывают, какие требования работодатели предъявляют к образованию, квалификации и опыту работы соискателей.

Ключевые слова: ассистент маркетолога, маркетолог, директор по маркетингу, компетенции, профессиональные компетенции, надпрофессиональные компетенции, высшее образование, смысловое облако, вакансии, требования, ключевые навыки, стрессоустойчивость.

В настоящее время направление маркетинг очень динамично трансформируется. Профессия обогащается новыми технологиями, которые используются для изучения целевой аудитории, анализа её взаимодействия с брендами, коммуникации с ней и анализа результативности. Более того, поведенческие образы потребителей подвергаются пересмотру и изменению гораздо чаще, чем когда-либо. Всё это обязывает современного специалиста по маркетингу развиваться вместе с внешним окружением, в котором он осуществляет свою профессиональную деятельность.

По данным экспертом Работа.ру и СберМаркетинг в начале 2022 годы в сфере маркетинга было зафиксировано большое количество резюме, превосходящее число вакансий. К концу 2022 года число резюме снизилось и составляло 3 резюме на вакансию. Уровень желаемой заработной платы при этом у соискателей возрос до 63,3 тысяч рублей. Основными тенденциями в требованиях работодателей можно выделить следующие: «поиск и создание позитивного потребительского опыта», «следование текущим трендам» и «формирование новых». От маркетологов работодатели ожидают обеспечение «стабильного развития бизнеса компании в условиях высокой неопределенности рынка».

Целью данной работы является исследование компетентностного профиля маркетологов, в оценке и развитии которого заинтересованы выпускники высших учебных заведений, сами образовательные организации и работодатели. Исследование направлено на установление компетенций, которые являются предпосылкой личностного роста и профессионального успеха выпускников.

Объектом исследования является рынок труда в сфере маркетинга, а предметом — компетентностный профиль маркетологов.

На первом этапе были проведены опросы, обработка результатов которых осуществлялась с использованием смысловых облаков. Это позволяет структурировать ответы респондентов на открытые вопросы и выделить из них наиболее повторяющиеся слова (рис. 1–3). Каждое слово — это отдельное облако. Выделение слов помогает увидеть ценные, уникальные характеристики изучаемого объекта и это может стать основой формулировки оригинального ценностного предложения. Из смыслового облака можно выделить, например, топ-3 словосочетаний — ключевых фраз. [1, с.33]

Первый — среди абитуриентов (выпускников 10, 11 классов МОУ Гимназия № 15 г. Клин) с целью определения их ожиданий от будущего после окончания школы.

Смысловое облако ожиданий абитуриентов от будущего после окончания школы (старшеклассники МОУ Гимназия № 15 г. Клин)

Рис. 1. Смысловое облако ожиданий абитуриентов от будущего после окончания школы (старшеклассники МОУ Гимназия № 15 г. Клин)

Ожидания старшеклассников, как видно из рисунка 1, в основном связаны с высоким и стабильным доходом, домом и успешным бизнесом. Объем выборки составил 22 человека.

Второй опрос — абитуриентов (выпускников 10, 11 классов) с целью определения их ожиданий от обучения в МИЭТе (выборка — 28 человек).

Смысловое облако ожиданий абитуриентов от поступления и обучения в МИЭТе

Рис. 2. Смысловое облако ожиданий абитуриентов от поступления и обучения в МИЭТе

Здесь можно заметить (рис.2), что основные ожидания связаны с получением качественного высшего образования, освоением профессии, высокой заработной платой.

Также был проведен опрос для студентов второго курса направления подготовки 38.03.02 «Менеджмент» НИУ МИЭТ с целью определения образа, которому они хотели бы соответствовать через 4 и более лет. Размер выборки — 21 человек. Студентам предлагалось ответить на 3 вопроса (рис. 3–5): [2, с.76]

Чем занимается маркетолог (в чем заключаются его каждодневные обязанности)?

Кем вы видите себя после окончания Университета?

Какие навыки, по вашему мнению, вам необходимо приобрести (развить) для того, чтобы приблизиться к этому образу?

На основании анализа смыслового облака результатов ответа на вопрос: «Чем занимается маркетолог?» можно сделать вывод, что у респондентов работа маркетолога ассоциируется в основном с продвижением продукта или услуги, с исследованием и аналитикой рынка.

Смысловое облако результатов ответа на вопрос: «Чем занимается маркетолог?»

Рис. 3. Смысловое облако результатов ответа на вопрос: «Чем занимается маркетолог?»

Смысловое облако результатов ответа на вопрос: «Кем себя видите после окончания университета?»

Рис. 4. Смысловое облако результатов ответа на вопрос: «Кем себя видите после окончания университета?»

На данном смысловом облаке можно увидеть, что ребята видят себя после окончания университета хорошими, востребованными специалистами, с хорошей заработной платой.

Смысловое облако результатов ответа на вопрос: «Какие навыки, по вашему мнению, вам необходимо приобрести (развить) для того, чтобы приблизиться к этому образу?»

Рис. 5. Смысловое облако результатов ответа на вопрос: «Какие навыки, по вашему мнению, вам необходимо приобрести (развить) для того, чтобы приблизиться к этому образу?»

Основные навыки, выделенные студентами: знание, профессиональные навыки, стрессоустойчивость, решительность, ответственность, креативность и другие.

Для того чтобы сопоставить ожидания абитуриентов и образ маркетолога, который видят студенты, с тем, что требуют работодатели было проведено исследование вакансий маркетологов, размещенных на одном из самых крупных сайтов по поиску работы и сотрудников в мире HeadHunter (по данным рейтинга Similarweb). Был проведен анализ таких должностей как «ассистент маркетолога», «маркетолог» и «директор по маркетингу», в ходе которого было рассмотрено по 100 вакансий для ассистента и маркетолога и 50 вакансий для директора. [3, с.158]

Отрасли, в которых наблюдается спрос для ассистента маркетолога: медицина, информационные технологии и маркетинг. Для маркетолога и директора по маркетингу картина немного иная. Но наибольшее количество вакансий представлено в сфере IT.

Распределение различных уровней заработной платы по вакансиям «ассистент маркетолога», «маркетолог» и «директор по маркетингу» отражено на рисунках 6–8.

Зарплата в вакансиях для ассистента маркетолога

Рис. 6. Зарплата в вакансиях для ассистента маркетолога

Зарплата в вакансиях для маркетолога

Рис. 7. Зарплата в вакансиях для маркетолога

Зарплата в вакансиях для директора по маркетингу

Рис. 8. Зарплата в вакансиях для директора по маркетингу

По данным ГородРабот.ру средняя зарплата помощника маркетолога по Москве за 2023 год составляет 52 928 рублей. В анализируемых вакансиях в основном представлена зарплата ниже средней. Но это связано с тем, что для ассистента маркетолога 25 % проанализированных вакансий подразумевают работу удаленно, соответственно, в таких вакансиях зарплата указана ниже, чем в аналогичных.

Зарплата маркетолога в среднем начинается от 60–70 тысяч рублей. Средняя зарплата — 79 533 рубля, соответственно, в анализируемых вакансиях в основном представлено значение зарплаты равное средней и выше. 19 % вакансий предлагают возможность удаленной работы, но при этом на заработной плате это никак не сказывается.

Для директора по маркетингу основное значение зарплаты находится в диапазоне от 100 до 200 тысяч рублей, а средняя по данным ГородРабот.ру 135 470 рублей. 18 % вакансий предлагают возможность удаленной работы аналогично, как и для маркетолога.

Для ассистента маркетолога в большинстве вакансий указано, что требуется опыт работ от 1 года до 3 лет, но также встречаются и вакансии, в которых этот опыт не требуется. Для маркетолога — в основном 1–3 года, для директора по маркетингу — 3–6 лет. В 90 % вакансиях условием является полная занятость.

Далее был осуществлен анализ основных требований и ключевых навыков, предъявляемых к исследуемым вакансиям (рис. 9–14).

Основные требования, предъявляемые к ассистенту маркетолога

Рис. 9. Основные требования, предъявляемые к ассистенту маркетолога

Ключевые навыки ассистента маркетолога

Рис. 10. Ключевые навыки ассистента маркетолога

Основные требования, предъявляемые к маркетологу

Рис. 11. Основные требования, предъявляемые к маркетологу

Ключевые навыки маркетолога

Рис. 12. Ключевые навыки маркетолога

Основные требования, предъявляемые к директору по маркетингу

Рис. 13. Основные требования, предъявляемые к директору по маркетингу

Ключевые навыки директора по маркетингу

Рис. 14. Ключевые навыки директора по маркетингу

Требования, предъявляемые к ассистенту маркетолога, в основном основываются на поддержке менеджера по маркетингу в планировании, подготовке и реализации товаров или услуг, а также включают в себя различную административную работу. Здесь важны базовые навыки по работе с компьютером, а также универсальные надпрофессиональные компетенции, такие как: ответственность, командная работа, креативность и т. д. Основные требования, предъявляемые к маркетологу, в основном связаны с продвижением товара или услуги. Также сами требования формулируются достаточно обобщенно, шаблонно. Навыки близки к тем, наличие которых требуется у ассистента маркетолога. Самым главным отличием является то, что для маркетолога важно наличие практического опыта. Для директора по маркетингу требования формулируются достаточно узко и конкретно, в зависимости от специфики отрасли и деятельности компании, для анализа вакансий они были обобщены. Также в большинстве случаев сами должности формулируются более конкретно: руководитель отдела маркетинга В2В, руководитель отдела didgital маркетинга, руководитель отдела рекламы, директор по маркетингу и PR и т. д. Что касается ключевых навыков, то для директора по маркетингу важен уже не только практический опыт в сфере маркетинга, но еще и управленческие навыки, наличие опыта на руководящей должности. Для директора большое значение имеет персональная эффективность, которая включает в себя стратегическое, системное мышление, решение проблем и принятие решений.

Таким образом, каждая из профессий включает в себя определенный набор профессиональных и надпрофессиональных компетенций, который постоянно увеличивается в процессе перехода на следующую ступень карьерной лестницы.

В сравнении с компетенциями, отмеченными студентами второго курса, и требованиями, которые предъявляют работодатели, есть некоторые различия. Например, студенты особо подчеркнули навык «стрессоустойчивость», в то время как работодатели не отметили ее критическую значимость. Возможно, для студентов большое количество ситуаций является стрессом. Это обусловлено тем, что со многими ситуациями в своей жизни в силу возраста студенты сталкиваются впервые, в то время как работодатели — более опытные люди. Многие ситуации уже не вызывают у них подобный стресс и тревогу, а значит, значимость компетенции «стрессоустойчивость» снижается. Исходя из этого, работодателям и университетам стоит уделить особое внимание эмоциональному состоянию молодых сотрудников, которым может быть трудно адаптироваться в новой для себя реальности и в ситуациях повышенной нагрузки. Студентам же следует осознать, что многие ситуации необходимо прожить для извлечения опыта, который позволит снизить стресс от подобных ситуаций в дальнейшем.

Таким образом, практическая значимость состоит в том, что важно сформировать понимание в процессе осуществления и развития профессиональных и надпрофессиональных компетенций обучающихся, что в дальнейшем сможет предотвратить опасные для рынка труда и начинающих специалистов проблемы, вызванные недостаточным пониманием требований работодателей к профилю выпускника и начинающего специалиста.

Литература:

  1. Игрунова О. М. Практикум по дисциплине «Маркетинговые исследования». Учебное пособие. — М.: ООО «Русайнс», 2023. — 144С.
  2. Игрунова О. М. Маркетинг своими руками: учебное пособие / О. М. Игрунова. — Москва: РУСАЙН, 2021. — 192 с.
  3. Игрунова О., Манакова Е., Прима Я. Маркетинговые исследования: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер, 2017. — 224 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ассистент маркетолога, вакансия, маркетинг, директор, маркетолог, навык, смысловое облако результатов ответа, окончание университета, рынок труда, смысловое облако.


Похожие статьи

Развитие профессиональной квалификации специалистов в крупных торговых компаниях

В статье дается оценка требований, предъявляемых крупными торговыми компаниями, к квалификации специалистов на рынке труда. На основе результатов исследования составлен портрет востребованных специалистов для розничной сети. В статье описывается р...

Совершенствование системы управления персоналом торговой организации на рынке информационных услуг

В статье рассмотрены особенности управления персоналом торговой организации. В ходе опроса сотрудников были выявлены ключевые направления по совершенствованию системы управления персоналом. Разработанные рекомендации повысят эффективность работы торг...

Совершенствование качества подготовки квалифицированных кадров с учетом потребностей работодателей

В статье описываются актуальные проблемы подготовки молодых специалистов под запрос работодателя. Какие задачи стоят перед образовательным учреждением для повышения качества подготовки выпускников, которые в дальнейшем будут удовлетворять потребности...

Анализ применения личностных опросников для оценки soft skills кандидатов при приеме на работу в российских компаниях

В статье обозначена роль оценки soft skills кандидатов при приеме на работу и рассмотрена фактическая распространенность оценки данной категории навыков с помощью личностных опросников.

Карьерное консультирование сотрудников для формирования кадрового резерва компании

Представлены понятия кадрового резерва и карьерного консультирования сотрудников. Отражены особенности консультирования персонала по вопросам карьеры. Проведено исследование отношения руководителей к карьерному консультированию сотрудников для формир...

Тренинг личностного роста как метод формирования эмоционального интеллекта молодых специалистов сферы услуг

В статье авторы представляют результаты эмпирического исследования эмоционального интеллекта молодых специалистов сферы услуг с целью выявления уровня сформированности необходимых социально-психологических компетенций. По результатам исследования был...

Применение практико-ориентированных технологий как инструмента подготовки специалистов по гостеприимству к демонстрационному экзамену

В статье раскрывается сущность практико-ориентированного подхода в освоении профессионального цикла дисциплин специалистов по гостеприимству. Данный подход выступает инструментом формирования профессиональных компетенций студентов и позволяет спроеци...

Особенности управления человеческими ресурсами в салоне красоты

В статье рассматриваются социально-психологические особенности управления человеческими ресурсами в компаниях индустрии красоты: важность эмоционального и эстетического труда как части профессиональной деятельности специалистов салона красоты, необхо...

Методы и стратегии управления развитием проектных компетенций у студентов СПО на кафедре дизайна

В статье рассматриваются подходы к управлению развитием проектных компетенций у студентов среднего профессионального образования (СПО) на кафедре дизайна. Особое внимание уделено значению проектных компетенций в образовательном процессе дизайнеров, а...

Мотивация к профессиональной деятельности среди соискателей рабочих мест в банковской сфере

В статье представлено исследование, посвященное изучению различий между амбициозными и малоамбициозными соискателями с точки зрения их профессиональных мотивов и ценностных ориентаций. В исследовании применяется методика «Тест Якоря карьеры» Эдгара Ш...

Похожие статьи

Развитие профессиональной квалификации специалистов в крупных торговых компаниях

В статье дается оценка требований, предъявляемых крупными торговыми компаниями, к квалификации специалистов на рынке труда. На основе результатов исследования составлен портрет востребованных специалистов для розничной сети. В статье описывается р...

Совершенствование системы управления персоналом торговой организации на рынке информационных услуг

В статье рассмотрены особенности управления персоналом торговой организации. В ходе опроса сотрудников были выявлены ключевые направления по совершенствованию системы управления персоналом. Разработанные рекомендации повысят эффективность работы торг...

Совершенствование качества подготовки квалифицированных кадров с учетом потребностей работодателей

В статье описываются актуальные проблемы подготовки молодых специалистов под запрос работодателя. Какие задачи стоят перед образовательным учреждением для повышения качества подготовки выпускников, которые в дальнейшем будут удовлетворять потребности...

Анализ применения личностных опросников для оценки soft skills кандидатов при приеме на работу в российских компаниях

В статье обозначена роль оценки soft skills кандидатов при приеме на работу и рассмотрена фактическая распространенность оценки данной категории навыков с помощью личностных опросников.

Карьерное консультирование сотрудников для формирования кадрового резерва компании

Представлены понятия кадрового резерва и карьерного консультирования сотрудников. Отражены особенности консультирования персонала по вопросам карьеры. Проведено исследование отношения руководителей к карьерному консультированию сотрудников для формир...

Тренинг личностного роста как метод формирования эмоционального интеллекта молодых специалистов сферы услуг

В статье авторы представляют результаты эмпирического исследования эмоционального интеллекта молодых специалистов сферы услуг с целью выявления уровня сформированности необходимых социально-психологических компетенций. По результатам исследования был...

Применение практико-ориентированных технологий как инструмента подготовки специалистов по гостеприимству к демонстрационному экзамену

В статье раскрывается сущность практико-ориентированного подхода в освоении профессионального цикла дисциплин специалистов по гостеприимству. Данный подход выступает инструментом формирования профессиональных компетенций студентов и позволяет спроеци...

Особенности управления человеческими ресурсами в салоне красоты

В статье рассматриваются социально-психологические особенности управления человеческими ресурсами в компаниях индустрии красоты: важность эмоционального и эстетического труда как части профессиональной деятельности специалистов салона красоты, необхо...

Методы и стратегии управления развитием проектных компетенций у студентов СПО на кафедре дизайна

В статье рассматриваются подходы к управлению развитием проектных компетенций у студентов среднего профессионального образования (СПО) на кафедре дизайна. Особое внимание уделено значению проектных компетенций в образовательном процессе дизайнеров, а...

Мотивация к профессиональной деятельности среди соискателей рабочих мест в банковской сфере

В статье представлено исследование, посвященное изучению различий между амбициозными и малоамбициозными соискателями с точки зрения их профессиональных мотивов и ценностных ориентаций. В исследовании применяется методика «Тест Якоря карьеры» Эдгара Ш...

Задать вопрос