Своевременная обработка багажа пассажиров является одной из важнейших задач в предоставлении авиационных услуг. В современных аэропортах установлены автоматизированные системы обработки багажа, позволяющие без участия человека доставить имущество пассажира до нужного места комплектования багажа. Однако данные системы не всегда гарантируют бесперебойность своей работы. В практике встречаются случаи сбоев и выхода из строя сортировочных линий и других узловых механизмов, из-за чего происходят задержки в обработке багажа. В данной статье проведен анализ основных причин несвоевременной обработки багажа в аэропорту Санкт-Петербург (Пулково).
Ключевые слова: Пулково, аэропорт, неулетевший багаж, багажная система, сбои, задержки.
Аэропорт Санкт-Петербург (Пулково) является одним из крупнейших аэропортов России. За 2023 год аэропорт обслужил свыше 20 млн пассажиров, что является рекордным показателем для аэропорта за всю историю его работы. Основной поток пассажиров приходится на период летних отпусков, а также на январские праздники. В связи с этим основные статистические показатели аэропорта, например, регулярность полетов, количество задержек, количество нарушений при обслуживании воздушных судов, пассажиров, багажа, грузов и почты стремительно ухудшаются. Это связано в первую очередь с тем, что инфраструктура аэропорта и его ресурсы могут не справляться с тем наплывом пассажиров, который можно зафиксировать в пиковые периоды.
Служба обработки багажа не является исключением. Сезонные периоды сопровождаются усилением в работе смен, привлечением дополнительной рабочей силы в лице студентов проектов «Взлетная полоса», а также «Российские студенческие отряды». Молодые специалисты данных проектов помогают разгрузить основных работников аэропорта в пиковые периоды, а также улучшить статистику основных производственных показателей аэропорта.
Основными показателями качественной работы службы обработки багажа, помимо отсутствия задержек вылета воздушных судов по вине данной службы, являются минимизация количество несвоевременно обработанного багажа, а также сокращение сбойных ситуаций в работе службы.
Несвоевременно обработанным багажом считается багаж, который по какой-либо причине не был отправлен тем рейсом, на который он был зарегистрирован. Весь несвоевременно обработанный багаж после его обнаружения попадает в отдел розыска багажа. Агент данного отдела формирует отчет о несвоевременно обработанном багаже за рабочую смену. После формирования отчета специалисты отдела систем сортировки багажа расследуют причины неулетевшего багажа, а также формируют статистический отчет.
При обнаружении несвоевременного обработанного багажа в отделе розыска багажа (далее ОРБ), он оформляется досылкой следующим ближайшим рейсом. При прилете досылаемого багажа в аэропорт назначения он доставляется до адреса пассажира за счет аэропорта.
Основную работу по расследованию причин неулетевшего багажа выполняет специалист отдела систем сортировки багажа. Главной задачей специалиста при формировании отчета является установление основной причины неулета конкретного места багажа.
В аэропорту Санкт-Петербург (Пулково) существует классификатор основных причин несвоевременного обработанного багажа. Данный классификатор включает в себя следующие причины:
– Превышение времени обработки багажа в багажной системе;
– Потеря стыковки трансферного багажа;
– Отсутствие BSM-сообщения на багажное место;
– Несвоевременная обработка багажа в терминале;
Превышением времени обработки багажа в багажной системе считается потеря истории движения багажа более чем на 5 минут. Это может быть связано с тем, что багаж может застрять в каком-нибудь проезде в багажной системе, багаж может «слипнуться» с другим багажным местом, т. е. багажная бирка одного места багажа будет следовать по багажной системе вместе с другим багажным местом, также багаж может выпасть не на свой латерал комплектовки и быть утерянным в багажном дворике.
Если время между стыковочными рейсами, а именно время установки колодок прилетевшего воздушного судна (ONB) и время отправления следующего рейса (STD), не превышает 50 минут, то причиной неулетвшего багажа пассажира в данном случае является потеря стыковки. Если же время превышает 50 минут, то причина «потеря стыковки» в данном случае не подходит, и расследовать неулет багажа нужно более детально.
Отсутствие BSM-сообщения также является одной из наиболее часто встречающейся причиной неулетевшего багажа. При сверке неотсканированного багажа и истории его движения по багажной системе будет одна отметка «BSM получено». В данном случае специалист отдела систем сортировки багажа идентифицирует данный багаж, как багаж до трапа, т. е. это может детская коляска или инвалидная коляска, которая будет загружена на борт воздушного судна у трапа. При обнаружении багажа с данным статусом специалист не передает багаж в поиск, т. к. на нем никакой истории движения багажа по багажной системе.
В несвоевременную обработку багажа в терминале входит различное количество причин. Основными из них являются ошибки операторов багажной системы (грузчиков), которые включают в себя «засыл», т. е. отправка багажного места не в том направлении и не тем рейсом, который указан на багажной бирке, ошибки в доставке негабаритного багажа к латералу комплектовки, выдача трансферного багажа в зал выдачи багажа.
Анализ причин несвоевременной обработки багажа в аэропорту Санкт-Петербург (Пулково) показал, что в большинстве случаев задержки в обработке багажа происходят из-за некорректной работы багажной системы. Большой поток вылетающего багажа, который обрабатывается системой, занимает большое количество сортировочных узлов, в следствии чего, багаж стремится выпасть на резервный латерал. Для решения данной проблемы стоит изменить алгоритм работы самой багажной системы, которая отправляет скапливающийся багаж по неназначенным маршрутам. Также не стоит забывать о человеческом факторе. В результате ошибок обслуживающего персонала количество несвоевременно обработанного багажа возрастает с каждым годом.
Литература:
- Кашеваров В. Управление процессами обработки багажа в авиационной деятельности [Текст] / Кашеваров В. // Control Engeneering Россия. — 2021. — № 5;
- Романенко, В. А. Математическая модель автоматической системы обработки багажа аэропорта со значительными трансферными пассажиропотоками [Текст] / В. А. Романенко // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. — 2011. — № 6;
- [Электронный ресурс] // Умная система обработки багажа для аэропорта Монреаля: [сайт]. — URL: https://www.anylogic.ru/resources/case-studies/creating-a-smart-baggage-handling-system-for-montreal-international-airport/ (дата обращения: 30.08.2024);
- [Электронный ресурс] // Автоматизированная обработка багажа в аэропортах: [сайт]. — URL: https://nissa-eng.ru/stati/avtomatizirovannaja-obrabotka-bagazha-v-ajeroportah/ (дата обращения: 30.08.2024);
- [Электронный ресурс] // Аэропорт Санкт-Петербург (Пулково): [сайт]. — URL: https://pulkovoairport.ru/ (дата обращения: 30.08.2024).