Встатье представлены результаты исследования приверженности современных студентов традиционным ценностям, определено место патриотизма в системе ценностей современных студентов, проанализировано восприятие студентами феномена «патриотизм».
Ключевые слова: студенческая молодежь; ценности современных студентов; патриотизм.
The article presents the results of a study of modern students’ commitment to traditional values, determines the place of patriotism in the value system of modern students, and students’ perception of the phenomenon of “patriotism”.
Keywords: student youth; values of modern students; patriotism
Геополитическое положение Российской Федерации в настоящее время является достаточно сложным. В связи с противостоянием мировых держав за ресурсы и сферы влияния наша страна сталкивается с колоссальным количеством угроз, в том числе с информационными атаками, призванными разрушить идеалы патриотизма русского народа, расколоть наше общество изнутри. Самым восприимчивым к таким провокациям является молодое поколение, которое только начинает самостоятельный жизненный путь, не сформировало твердые политические взгляды, что дополняется стремлением к материальной независимости при достаточно нестабильном финансовом положении. В поисках лучшего будущего молодые люди могут стать источником социальной и политической нестабильности страны. [1,4]
В этой связи важно проводить планомерную и систематическую работу по патриотическому воспитанию молодежи, в том числе создавать оптимальные психолого-педагогические условия формирования патриотизма как ценности у студенческой молодежи. В задачи высшего образования должны входить формование гражданской самоидентификации студентов, культивирование традиционных нравственных устоев, приверженность социальным и правовым нормам российского общества в целях единения российского народа и обеспечения безопасности нации.
Необходимо отметить, согласно исследованию «Роспатриотцентр», проведенному в 2019 году совместно с ВЦИОМ, среди современной студенческой молодежи наблюдаются позитивные тенденции в оценке и принятии патриотических ценностей. Студентам, обучающимся на различных факультетах, задавался вопрос: «Что такое быть патриотом?». В результате опороса, были выявлены 10 популярных тем, которые в основу уже широко известной концепции «10 граней Патриотизма»: Служение Отечеству, История, Культура, Спорт, Добровольчество, Семья, Наука, Педагогика, Медиа и Экология. Выделение именно данных опорных точек патриотизма, четко коррелирующих с ценностями, признанными традиционными на законодательном уровне, говорит об тенденции к осознанию понятия «патриотизм» и способов выражения любви к родной стране. [3]
С целью выявления оптимальных психолого-педагогических условий формирования патриотизма как ценности и идентификации проблемных зон в существующей на сегодняшний день системе патриотического воспитания высших учебных заведений было проведено эмпирическое исследование на базе Первого Московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова Министерства Здравоохранения Российской Федерации (далее — Сеченовский Университет).
Выборка составила 30 человек (10 юношей и 20 девушек) в возрасте от 21 до 25 лет.
На первом этапе на базе опросника М.Рокича «Исследование ценностных ориентаций» определялись приоритетные терминальные (ценности-цели) и инструментальные (ценности-средства) ценности студентов. На втором этапе с помощью бланкового теста «Патриограмма», разработанного С. И. Кудиновым, А. В. Потемкиным, была произведена оценка компонентов патриотизма у респондентов.
В результате исследования было установлено, что только 20 % студентов приоритезируют духовно-нравственные терминальные ценности. Духовно-нравственные ценности мы определили в соответствии с перечнем, зафиксированном в Указе Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. N 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», а также с учетом работы Ю. А. Зубок, Н. А. Селиверстовой [2]. Таким образом, к данной категории относятся жизненная мудрость, здоровье, красота природы и искусства, любовь, наличие хороших и верных друзей, познание, развитие, счастливая семейная жизнь, счастье других. Важно отметить, что здоровье, любовь, счастливая семейная жизнь являются важнейшими тремя ценностями для студентов, поставивших в приоритет традиционные ценности. Абсолютное большинство студентов (80 %) поставили на одно из первых трех мест какую-либо ценность, связанную с личным благополучием, чаще всего, это было материальная обеспеченность.
Результаты опрос по методу М.Рокича представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Самые значимые терминальные ценности студентов
Выборы студентов в отношении ценностей-средств (инструментальных) распределились достаточно разнообразно. Определить инструментальные традиционные ценности в рамках опросника М. Рокича оказалось сложнее, чем терминальные. Это связано с тем, что ряд ценностей данной группы (например, «смелость в отстаивании своего мнения», «самоконтроль» и другие) отнести однозначно к традиционным или аутоцентрическим не представляется возможным. Таким образом, среди инструментальных ценностей в качестве традиционных были выделены наиболее однозначно трактуемые категории: исполнительность, ответственность, терпимость, широта взглядов, чуткость, честность, эффективность в делах.
Подавляющее большинство (60 %), независимо от степени ориентированности на традиционные ценности, указали «Ответственность» в качестве одной из самых важных ценностей, что является позитивным показателем для студентов медицинского вуза. Среди первой тройки самых важных присутствуют также жизнерадостность, независимость, образованность, самоконтроль, твердая воля. Распределение выборов студентов среди инструментальных ценностей представлено на рисунке 2.
Рис. 2. Самые значимые инструментальные ценности студентов
На втором этапе исследования методика «Патриограмма» позволила выявить представления студентов о патриотизме (см. рисунок 3) и установить корреляцию между приоритетностью традиционных ценностей у респондента и степенью выраженности патриотизма. Проверка путем расчета критерия rs-Спирмена показала, что существует связь представлений о патриотизме c уровнем значимости духовно-нравственных ценностей (rs=0,532 при p ≤0,05). Патриотизм более выражен у приверженцев традиционных ценностей.
Интерпретация результатов «Патриограммы» в рамках ценностного компонента и когнитивного компонента показала, что для большинства опрошенных студентов характерна концентрация на собственных интересах, т. е. эгоцентрические установки при проявлении патриотизма. Вместе с тем студены показали хороший уровень осведомленности о понятии «патриотизм», его существенных признаках и формах проявления.
Рис. 3. Патриограмма
Таким образом, проведенной эксперимент выявил, что у современных студентов нет однозначного и четкого разделения приоритетных ценностей на традиционные и аутоцентрические ценности, присущие «обществу потребления»: материальная обеспеченность важна для абсолютного большинства, а, например, наличие друзей перестало иметь первостепенную важность.
Результаты проведенного исследования могут быть использованы при составлении рекомендаций по коррекции воспитательных программ вузов в целях развития патриотизма как ценности у студентов.
Литература:
- Бузыкина Ю. С. Психологические характеристики и представление о патриотизме у молодежи // Мир науки. Педагогика и психология, 2019, № 4, https://mir-nauki.com/PDF/22PSMN419.pdf
- Зубок Ю. А., Селиверстова Н. А. Смысловые компоненты образа будущего страны в представлениях молодёжи // Наука. Культура. Общество. 2022. Т. 28, № 4. С. 56–74.
- Основы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Методические рекомендации [Электронный ресурс] / Утверждены Экспертным советом по патриотическому воспитанию при ФГБУ «Роспатриотцентр» 10.10.2022 года — Электрон.дан. — М.: Портал ФГБУ «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи». — Режим доступа: https://rospatriotcentr.ru/upload/iblock/be8/fx2d1jxt4wa37m5qizi33gfxtr74i86k.pdf
- Ситаров В. А. Ценностные трансформации современной студенческой молодежи.// Знание, понимание, умение. 2017, № 2. С. 202–210.