Период адаптации является трудным и важным для детей, поступающих в детский сад. Как бы не был расстроен маленький ребенок, в нем доминирует, познавательный, поисковый интерес и стремление к деятельности. Зная это, мы создаем такую деятельность, в которой ребенок забывает о своих переживаниях и гармонично развивается. Поэтому мы предлагаем, наряду с традиционными приемами, использование методического пособия «Сенсорная адаптационно-дидактическая юбка».
Целью данного вида деятельности является создание условий для успешной адаптации ребенка к условиям ДОО.
При использовании сенсорной адаптационно-дидактической юбки мы планируем решать следующие задачи:
- Создать условия для благоприятной адаптации ребенка к детскому саду.
- Поддерживать доверительные отношения ребенка со взрослым и сверстниками.
- Развивать разные виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное.
- Развивать активную речь, расширять словарный запас детей.
Сенсорная адаптационно-дидактическая юбка — это необычное дидактическое пособие, которое привлекает детей своей яркостью и многообразием элементов. В период адаптации юбка будет помогать детям отвлечься от переживаний, связанных с расставанием с близкими людьми.
Дидактическая юбка является:
— привлекательной для детей;
— развивающей;
— многофункциональной;
— мобильной;
— удобной для воспитателя и для ребенка.
Наша дидактическая юбка содержит в себе такие игры, как:
— «Солнышко, тучка и радуга» — (игра с потешкой) (Рис. 1)
Тучка, тучка, не грусти
Спрячь ты капельки свои
Тебе каждый улыбнётся
Тут и солнышко проснётся
Свои лучики расправит
И ребяток позабавит
Радугу зовёт играть
Вместе петь и танцевать.
Рис. 1
— «Покорми ежа » (Рис. 2) — взрослый демонстрирует ежа. Объяснить ребенку, что ёж, набирая грибы, так увлекся, что не заметил наступления вечера. А когда понял, что время уже позднее, заспешил домой. Он бежал очень быстро и растерял все грибы. Предложить: «Давай поможем ежу собрать все грибы, и как следует закрепить их у него на спинке». Собирая грибы, прикреплять их на липучки.
Рис. 2
— « Гусеница» (игра «большой — маленький») (Рис. 3) — игра направлена на развитие способности различать предметы по величине, развитие мелкой моторики, точности движений, зрительного восприятия, знание цветов. Также на развитие логического мышления, внимательности, совершенствование навыка «собирать целое»
Рис. 3
— «Собери букет для мамы» (Рис. 4) — к подолу юбки пришита трава, по всей юбке на липучках расположены разноцветные цветы. Ребёнку нужно собрать из цветов букет.
Рис. 4
— Шнуровка «Башмачок» (Рис. 5) — Шнуровка — полезное занятие для развития мелкой моторики ребенка. Шнурование является прекрасным способом выработки внимательности, усидчивости и трудолюбия, научит ребёнка завязывать шнурки.
Рис. 5
— «Поймай шарик» (Рис. 6) — ребёнку предлагается пристегнуть пуговицы, тем самым поймать шарик, чтобы тот не улетел. Данная игра способствует формированию координации движений и мелкой моторики рук, тактильному восприятию, усидчивости, концентрации внимания предназначена для, а также тренировки навыков самообслуживания.
Рис. 6
— «Что привез нам паровоз?» (Рис. 7) — это одновременно игра и пособие, которое помогает в решении многих познавательных и речевых задач. С помощью этой игры можно закреплять знание геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник и т. д., обогащать и активизировать словарь, закреплять счет, развивать воображение.
Рис. 7
— «Сюрпризный карман» (Рис. 8) — Расстегнув карман ребёнок находит героев сказки. Слушая сказку, ребёнок старается проговаривать и повторять вслед за воспитателем отдельные слова и фразы, тем самым закрепляя её содержание, расширяя и обогащая словарный запас, совершенствуется пространственное ориентирование: впереди, сзади…Наполняемость кармана может меняться.
Рис. 8
— Игра «Пирамида» (Рис. 9) — Целью данной игры является различие предметов по размеру, цвету, выстраивание последовательности в зависимости от размера. В процесс развития активно вовлекается моторика рук, сенсорное и зрительное восприятие, мыслительные процессы, речь. Ребенок будет учиться различать предметы по размеру и цвету, выстраивать последовательность в зависимости от размера.
Рис. 9
— Игра «Эмоции» (Рис. 10) — игра «Эмоции» поможет ребёнку научится различать различные чувства человека. Данная игра способствует развитию речи, мышления, внимательности и усидчивости, развивает мелкую моторику, фантазию и эмоциональный интеллект ребенка.
Рис. 10
С помощью этой юбки можно знакомить детей с основными цветами (желтый, синий, красный).
Сенсорная юбка способствует созданию теплых и доверительных отношений с детьми и взрослыми. Игры с юбкой можно сопровождать стихами и потешками.
Привлекательная внешне, юбка манит к себе ребёнка, притягивает его, позволяя действовать с ее элементами, а главное, общаться с педагогом, привыкая к нему тактильно, эмоционально, а затем и вербально. Действуя с элементами юбки, ребенок расширяет диапазон своих сенсорных ощущений, развивает мелкую моторику, внимание, память, мышление. Для выражения своих эмоций, объяснения их, малыш ищет контакт с окружающими его взрослыми и детьми, а значит, совершенствует свою речь, учится приемам общения. (Рис. 11)
Рис. 11
Ребенок различает, сравнивает, устанавливает сходство предметов по их признакам — по цвету, форме, величине. Действуя с предметами, он приобретает навыки, необходимые для самообслуживания: умение застегнуть и расстегнуть пуговицу и молнию, липучку, достать понравившийся предмет из определенного кармашка, прикрепить его, снять, убрать на место.
Сенсорная адаптационно-дидактическая юбка служит прекрасным помощником в адаптационный период и является отличным дидактическим пособием. Занятия с юбкой стимулируют познавательную, исследовательскую активность, способствуют развитию восприятия, внимания, эмоционально-волевой сферы речи (пополнение активного и пассивного словаря, формирование фразовой речи и т. д.).