К вопросу о формировании компетенций у детей, обучающихся в системе дополнительного хореографического образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №36 (535) сентябрь 2024 г.

Дата публикации: 09.09.2024

Статья просмотрена: 18 раз

Библиографическое описание:

Цыдыпова, О. Б. К вопросу о формировании компетенций у детей, обучающихся в системе дополнительного хореографического образования / О. Б. Цыдыпова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 36 (535). — С. 245-247. — URL: https://moluch.ru/archive/535/117493/ (дата обращения: 15.11.2024).



Занятие хореографией оказывает разносторонние влияние на человека. Это вытекает из того, что природа танца — это вид искусства. Занятия хореографией влияет на эмоциональную сферу обучающихся, в свою очередь занимаясь хореографией мы можем корректировать физические дефекты своего тела, совершенствовать человека духовно под воздействием музыки, формировать уверенность в себе, направлять к самосовершенствованию и развитию.

Танец позволяет личности выразить себя, проявить свое эмоциональное отношение к чему-либо. В танец вложен определенный смысл, который возможно передать при правильном его исполнении.

Освоение занимающимся хореографии направлено на формирование таких компетенций, как творческое мышление, воображение. Но в отличие от прочих видов искусств, оно положительно влияет на физическое состояние обучающихся.

В теории хореографического обучения большое внимание уделяется проблеме развития детского танцевального творчества. По мнению психологов (Г. Альтшуллер, Л. С. Выготский, Л. Пономарев, Г. Уоллес, П. Н. Якобсон и др.), возможность творчества в большей степени зависит от знаний человека, которые определяются соответствующими способностями и стимулируются целенаправленной деятельностью.

Анализ литературных источников указывает на то, что в настоящее время в связи с переходом от стандартов 3-го поколения к более совершенным наблюдается отставание в разработке и применении методик, позволяющих оперативно формировать нужные компетенции.

Необходимо заметить, что в образовательных стандартах внимание акцентируется на усвоении основных компетенций обучающихся, которые закладывают определенные предпосылки для усвоения прочих компетенций. Существует мнение ученых, о том, что понятие компетенции определяет деятельностную составляющую полученного образования, которая дает возможность формироваться знаниям, умениям и навыкам в той или иной ситуации. Тем самым, компетенции являются важными составляющими условиями в педагогической деятельности по достижению целей обучения, в связи с тем, что обучающийся выступает в качестве важного носителя имеющегося опыта.

В теории хореографического обучения большое внимание уделяется проблеме развития детского танцевального творчества. По мнению психологов (Г. Альтшуллер, Л. С. Выготский, Л. Пономарев, Г. Уоллес, П. Н. Якобсон и др.), возможность творчества в значительной мере зависит от знаний человека, которые подкрепляются соответствующими способностями и стимулируются целенаправленной деятельностью.

К хореографическим компетенциям относятся координированность, ритмичность и пространственная организация движений, техничность, музыкальность и артистичность их исполнения, творческая интерпретация.

Рассмотрим некоторые из них. Так, например, двигательная компетенция, представляет собой способность ритмично, музыкально, координированно, сбалансированно, эмоционально и выразительно двигаться, умение правильно держать положение корпуса, рук и головы; умение самостоятельно исполнять танцевальные движения различной сложности после устного пояснения и демонстрации педагогом данного танцевального движения; умение ориентироваться в пространстве и перемещаться по заданной траектории.

В процессе совместной творческой деятельности педагога-хореографа и учащихся танцевальная практика оказывается существенным фактором общего интеллектуального роста детей [5].

Еще одной важной компетенцией, формируемой у детей в ходе обучения хореографии, является музыкально-ритмические функции, например умение понимать характер музыки, проявлять его в движениях и пластике; воспроизводить музыкально-ритмические упражнения по программе педагога; исполнять музыкально-ритмические движения.

Предложены теоретические положения формирования компетенций у детей, обучающихся хореографии, они направлены на внутреннюю организованность и целеустремленность, а также воспитывают традиции в танцевальном коллективе. И. С. Овечкина определяет компетенции, формируемые у детей, как навыки, необходимые для выстраивания конструктивного взаимодействия с другими людьми, возможностью высказать свое мнение и в ходе общения приходить к компромиссу.

Таким образом, хореография способствует формированию у личности ответственности, самостоятельности, активизирует познавательные процессы, восприятие и воображение.

Еще одна компетенция, формируемая в ходе обучения хореографии, — это умение выразительно передавать танцевальные движения, используемые в ходе обучения; это навыки импровизировать под разнообразную музыку, а также создавать новые танцевальные движения, показывать движения и конструировать танцевальные композиции на основе имеющегося хореографического материала.

Исходя из этого мы определяем значимость компетенций в процессе хореографических занятий, так как они позволяют сделать процесс более легким, эффективным, плодотворным и насыщенным. Участники коллектива должны уметь четко выражать свои намерения, разрешать сложные возникающие ситуации, осознавать роль каждого для достижения общей цели.

Важную роль играет организация процесса хореографической деятельности. От этого зависит, будут ли достигнуты общие цели, какая будет психологическая атмосфера на занятиях и как будут чувствовать себя участники хореографического коллектива.

Хореографическое искусство — это не область теоретических знаний, а область практического творчества. Тут сложно знать если ты не умеешь. А чтобы уметь, важно постоянно развивать в себе те возможности, которые представлены преподавателем.

Все это дает возможность сформировать важные компетенции, которые нужны не только в пространстве хореографического класса, но и в обычной жизни у каждого человека. Запоминание обучающимся ключевых компетенций в настоящее время является важным показателем качества обучения.

На наш взгляд возможности дальнейших исследований в области формирования компетенций у обучающихся хореографии детей будут продолжаться.

Литература:

  1. Махонин Е. В. Формируемые компетенции как основополагающий компонент при развитии физических качеств у обучающихся по направлению хореография // Ученые записки Орловского государственного университета. — № 2 (71). — С. 250–253.
  2. Овечкина И. С. Хореографическая деятельность: педагогические компоненты / И. С. Овечкина // Культура и время перемен. — 2020. — №. 1. — С. 18–22.
  3. Тимофеева Л. Р. Развитие коммуникативных навыков в системе дополнительного хореографического образования // Международный научный журнал «Вестник науки». — № 6 (63) Т4. — С. 412–418.
  4. Таланкин Д. О. Педагогический базис танцевального искусства как этическая форма коммуникации детей // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2015. № 10. — С. 62–69.
  5. Тихомиров В. Д. О концепции непрерывного хореографического образования // Хореографическое образование: тенденции развития: сб. тезисов научно-практической конф. — М., 2021. — С. 123–127.
Основные термины (генерируются автоматически): компетенция, возможность творчества, детское танцевальное творчество, занятие хореографией, знание человека, мнение психологов, проблема развития, ходя обучения хореографии, хореографическое обучение, целенаправленная деятельность.


Похожие статьи

К вопросу об особенностях формирования профессиональных компетенций у обучающихся технических вузов

К вопросу об определении комплекса педагогических условий социализации младших школьников в детской хореографической студии

К вопросу о модернизации системы физического воспитания в школах РФ

К вопросу развития системы воспитания, образования и формирования направленности личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Особенности музыкально-психологического сопровождения в процессе формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста с ОВЗ

К вопросу о развитии творческого потенциала студентов музыкального отделения на практике в дошкольном образовательном учреждении

О формировании практических умений и навыков у студентов, изучающих дисциплину «Безопасность жизнедеятельности»

Педагогические аспекты проблемы по улучшению методики преподавания математики в работе с одаренными детьми

Способствование развитию творческого потенциала учащихся ДМШ и СПО в рамках дисциплины «Музыкальной литературы»: к вопросу о формах работы и методическо-материальном обеспечении

Духовно-нравственное воспитание детей средствами хореографического искусства в рамках дополнительных платных образовательных услуг по образовательной программе «Подготовка к обучению в хореографической школе»

Похожие статьи

К вопросу об особенностях формирования профессиональных компетенций у обучающихся технических вузов

К вопросу об определении комплекса педагогических условий социализации младших школьников в детской хореографической студии

К вопросу о модернизации системы физического воспитания в школах РФ

К вопросу развития системы воспитания, образования и формирования направленности личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Особенности музыкально-психологического сопровождения в процессе формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста с ОВЗ

К вопросу о развитии творческого потенциала студентов музыкального отделения на практике в дошкольном образовательном учреждении

О формировании практических умений и навыков у студентов, изучающих дисциплину «Безопасность жизнедеятельности»

Педагогические аспекты проблемы по улучшению методики преподавания математики в работе с одаренными детьми

Способствование развитию творческого потенциала учащихся ДМШ и СПО в рамках дисциплины «Музыкальной литературы»: к вопросу о формах работы и методическо-материальном обеспечении

Духовно-нравственное воспитание детей средствами хореографического искусства в рамках дополнительных платных образовательных услуг по образовательной программе «Подготовка к обучению в хореографической школе»

Задать вопрос