В статье рассматривается строительство и развитие железнодорожного моста Нижнеленинское — Тунцзян, который является важным элементом международного транспортного коридора «Приморье-1», соединяя российский Нижнеленинское и китайский Тунцзян. Описывается история возникновения и реализации проекта, его характеристики и финансирование. Особое внимание уделяется оценке окупаемости моста и его роли в развитии торгово-экономических отношений между Россией и Китаем, а также в стимулировании экономического роста на Дальнем Востоке России. Также рассматривается перспектива строительства контейнерного терминала в порту Зарубино и его влияние на развитие региональной транспортной инфраструктуры и международной торговли.
Ключевые слова: пограничные переходы, железнодорожный мост, грузооборот.
The article deals with the construction and development of the railway bridge Nizhneleninskoye — Tongjiang, which is an important element of the international transportation corridor «Primorye-1», connecting Russian Nizhneleninskoye and Chinese Tongjiang. The history of the project's origin and implementation, its characteristics and financing are described. Special attention is paid to the assessment of the bridge's payback period and its role in the development of trade and economic relations between Russia and China, as well as in stimulating economic growth in the Russian Far East. The prospect of construction of a container terminal in the port of Zarubino and its impact on the development of regional transportation infrastructure and international trade is also considered.
Keywords: border crossings, railroad bridge, cargo turnover.
Введение. Развитие контейнеризации с каждым днём набирает всё больше оборотов и становится ключевым трендом в транспортной отрасли. В ведущих транспортных компаниях сегодня на счету более 30 тысяч транспортных решений, но лимитирующим направлением остается восточный полигон.
Ежегодно в направлении Москва-Китай направляется более 400 тысяч TEU различных номенклатур грузов. Китай является одним из главных торговых партнеров России, что позволяет удерживать на высоком уровне объемы контейнерных перевозок и показывает необходимость модернизировать прилегающую инфраструктуру на всем пути следования.
На сегодняшний день существует множество автомобильных и железнодорожных пунктов пропуска, контейнерных терминалов, проводящих перегрузку интермодальных транспортных единиц при смене ширины колеи. Но даже при существующем сегодня грузопотоке, можно увеличить товарооборот. Для выполнения этой задачи необходимо построение новых пунктов пропуска.
Поистине уникальным в своем роде пограничным переходом стал маршрут по железнодорожному мосту Нижнеленинское — Тунцзян, пересекающему реку Амур. Этот мост представляет собой важное транспортное сооружение, ключевое для проекта международного транспортного коридора «Приморье-1». Его строительство, начавшееся в 2016 году и завершившееся в 2019 году, связывает российский город Нижнеленинское в Еврейской автономной области с китайским городом Тунцзян в провинции Хэйлунцзян. Идея возведения данного моста зародилась в XIX веке, однако лишь в XXI веке удалось ее реализовать. Проект моста разработан институтом «Ленгипротранс», при участии российской компании «СК Мост» и китайской компании China Railway 20 Bureau Group Co., Ltd.
Длина моста составляет 7194 м из них 329 метров на российской стороне, а остальная часть — на китайской. Высота над расчетным судоходным уровнем составляет 15 м. Пролёты моста двух типов: ферма — над руслом, и балочная конструкция над поймой реки. Уникальность моста заключается в однопутной, но совмещённой колее как под российский (1520 мм), так и под китайский (1435 мм) стандарт. Поезда имеют способность поочередно проезжать как с российской, так и с китайской стороны.
Затраты на строительство железнодорожного моста Нижнеленинское — Тунцзян оцениваются в общей сумме примерно в 70 миллиардов рублей (приблизительно 1 миллиард долларов США). Финансирование данного проекта осуществлялось путем частичного покрытия из федерального бюджета России, а также при участии китайской стороны. В частности, российская сторона выделила на строительство моста более 50 миллиардов рублей, в то время как китайская сторона внесла свой вклад в размере более 10 миллиардов рублей.
Оценка окупаемости железнодорожного моста Нижнеленинское — Тунцзян показывает, что он окупится в течение 10–15 лет. Этот показатель обусловлен ускоренным развитием торгово-экономических отношений между Россией и Китаем, а также повышением объема грузоперевозок по международному транспортному коридору «Приморье-1». Прогнозируется, что мост будет активно использоваться для перевозки более 20 миллионов тонн грузов ежегодно. Это существенно увеличит объем торговли между двумя странами, что в свою очередь способствует стимулированию экономического роста и развитию региона в целом.
Строительство железнодорожного моста Нижнеленинское — Тунцзян представляет собой не только важный этап в развитии транспортной инфраструктуры, но и открывает новые перспективы для экономического роста на Дальнем Востоке России. Одним из ключевых проектов, связанных с последующим развитием этого моста, является строительство контейнерного терминала в порту Зарубино, который расположен в непосредственной близости от российского города Пограничный.
Контейнерный терминал в порту Зарубино предполагает создание современных складских комплексов, оборудованных контейнерными площадками и железнодорожными путями, обеспечивающими удобство и эффективность грузоперевозок. Оценочная общая стоимость проекта составляет примерно 35 миллиардов рублей (примерно 500 миллионов долларов США).
Реализация данного проекта будет способствовать не только укреплению транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке, но и увеличению объема грузоперевозок, что в свою очередь содействует созданию новых рабочих мест и стимулирует экономический рост региона. Кроме того, строительство контейнерного терминала в порту Зарубино означает увеличение возможностей для грузовых перевозок через данный порт, что, в свою очередь, способствует расширению международной торговли и укреплению позиций региона на мировом рынке.
Проект строительства контейнерного терминала в порту Зарубино находится на стадии разработки, однако ожидается, что его строительство начнется в ближайшие годы. После завершения строительства терминал сможет обрабатывать до 500 тысяч TEU (twenty-foot equivalent unit) контейнеров в год.
Заключение. Ключевая задача моста и терминала — увеличение пропускной способности маршрутов между двумя странами почти в два раза. Сегодня через мост в Китай экспортируется железная руда, уголь, минеральные удобрения, лес. Но также планируется запустить по мосту и контейнерные поезда.
Переход существенно повысит грузооборот и конкурентоспособность российских производителей и экспортеров — расстояние транспортировки до конечного потребителя сократится примерно на 700 км по сравнению с другими действующими железнодорожными маршрутами. Данная особенность позволит скорректировать основной фактор, влияющий на стоимость перевозки для клиента, а именно значительно уменьшить время груза в пути.
Литература:
- У ж/д моста через Амур построят грузовой терминал на 380 тыс. контейнеров // ТАСС URL: https://tass.ru/ekonomika/19460611 (дата обращения: 04.09.2024).
- Строительство моста Россия — КНР в ЕАО под угрозой срыва: рабочие бастуют // URL: https://regnum.ru/news/2403270 (дата обращения: 04.09.2024).