В представленной работе рассмотрены основные подходы для грамотной организации закупочной деятельности в организации, с целью повышения конкурентоспособности, снижению рисков и издержек. По результатам исследования, выявлены наилучшие методы закупа, основные принципы позиционирования ассортимента, а также основные математическое подходы для расчёта оптимального размера заказа.
Ключевые слова: рыночная экономика, спрос, конкурентоспособность, закупки, поставки, продажи, ассортимент, оборот, продукция, хранение, метод Парето, метод ABC, запас, заказ.
В условиях современной рыночной экономики, где на данный момент наблюдается глобализация рынков [1], высокая конкуренция, растущий спрос потребителей, появляется необходимость повышения конкурентоспособности предприятия.
Существенным вкладом в успешное функционирование предприятия является грамотное управление закупочной деятельностью, помогая предоставить реализуемую продукцию в нужном количестве, качестве и в точные сроки. Это в свою очередь сокращает издержки компании, обеспечивает высокий уровень сервиса и минимизирует вероятность дефицита товара [2].
Цель: собрать информацию о методах, подходах и расчётах для осуществления закупочной деятельности в организациях.
Первым шагом, необходимо определиться по каким методам закупа будут производиться расчеты, для этого в таблице 1 представлен сравнительный анализ методов закупа.
Таблица 1
Методы закупки [1]
Методы закупки |
Достоинства |
Недостатки |
Ежемесячные (ежедневные) закупки |
Своевременные поставки, снижаются затраты на хранение |
Повышаются затраты на оформление заказов, риск возникновения дефицита товара, дорогостоящие товары с меньшим спросом не приобретаются. |
Оптовые закупки |
Гарантированные поставки всего размера заказа, скидки при большом объёме приобретаемой партии |
Потребность в большом складском помещении, замедляется оборачиваемость капитала, возможен риск переизбытка товара |
Закупки по мере необходимости |
Заказ партии приобретаемых товаров осуществляется только в случаи необходимости |
Увеличивается количество мелких заказав, в следствии чего увеличиваются издержки на оформление заказов, возникает высокий риск дефицита |
Регулярные |
Снижаются издержки на хранение товаров и их оформление, многие товары приобретаются по оптовым ценам |
Возможен риск дефицита товаров стоимость заказа и хранения которых высокая |
Исходя из представленного анализа методов осуществления закупа, можно выделить наилучших методы для каждой организации, исходя из ее показателей продаж. Если организация с небольшим оборотом товара, то лучшие методы — ежемесячные и регулярные, если компания с большим оборотом товара, например, сетевые продуктовые магазины, то наилучшим методом будет оптовые закупки.
Правильный выбор метода гарантировано повысит эффективность работы организации, поможет сократить издержки на оформление заказов и их хранение, а также уменьшит риск дефицита товара.
Немаловажным аспектом осуществления закупочной деятельности является выделение позиций ассортимента, приносящих основную часть прибыли организации.
Существует правило Парето (20/80), которое широко известно в экономике, согласно которому лишь 20 процентов от всего количества объектов, дает примерно 80 процентов результатов. Вклад остальных 80 процентов продукции составляет лишь 20 процентов общего результата [3].
Метод АВС в свою очередь отличается от метода Парето, как минимум тем, что делит ассортиментный ряд организации на 3 неравные части, что в свою очередь позволяет более глубоко и точно разделить ассортимент организации.
В таблице 2 представлено среднестатистическое процентное соотношение групп А, В, С.
Таблица 2
Процентное соотношение групп А, В, С [12].
Группа |
Доля в количестве объектов управления, % |
Доля в результате, % |
А |
20 |
80 |
В |
30 |
15 |
С |
50 |
5 |
Основная суть анализа АВС заключается в том, чтобы выделить наиболее значимые товары, с точки зрения обозначенной цели, из всего списка товаров [4]. Таких товаров, как правило, немного, но именно данные ассортиментные позиции позволяют организации добиваться поставленных целей, поэтому все внимание и силы нужно направить именно на них.
Главный вопрос при осуществлении деятельности по управлению запасами: Какой должна быть величина запаса на складе, чтобы минимизировать издержки и обеспечить достойный уровень обслуживания клиентов?
Дело в том, что запас на складе играет роль буфера для организации, смягчающего удары. Подобные удары организации могут нанести нестабильность поставок или их задержек, сильная вариация спроса на товары [5].
1 метод расчёта оптимального размера заказа при фиксированном времени между заказами;
На основе отчетов по продажам, сформированных за много лет работы, организация выявила некоторые тенденции спроса по месяцам. На основе этого оптимальный размер нового заказа необходимо считать по формуле:
Q= D*I, где
Q — Оптимальный размер заказа;
D — Спрос за предыдущий месяц;
i — Коэффициент месяца для заказа;
У данного способа есть как свои плюсы, так и минусы.
К плюсам относится то, что сокращаются издержки на хранение, так как товар лежит на складе в меньшем количестве.
К недостаткам же данного способа относится то, что повышается риск дефицита (если спрос повысился), либо же переизбытка (если спрос понизился), постоянное оформление заказов и как следствие увеличение затрат на их оформление.
2 метод расчёта оптимального размера заказа, при фиксированном размере заказа;
Данный метод рассчитывается на основе продаж за прошлые года по формуле:
Q= , где
Q — Оптимальный размер заказа.
S –Стоимость оформления нового заказа.
D — Спрос за предыдущий год.
H — Издержки на хранение.
Для осуществления нового заказа нужно рассчитать точку пере заказа по формуле:
ROP = d*L, где
ROP — Точка пере заказа.
d — Ежедневный спрос.
L — Время выполнения заказа, доставка и т. п.
Оформлять новый заказ нужно в том случае, когда остаток на складе будет равен точке пере заказа.
Таким образом, в данной статье были рассмотрены основные подходы к осуществлению закупочной деятельностью, проанализированы методы выделения позиций ассортимента, приносящих основную часть прибыли организации, а также рассмотрены основные формулы для проведения расчётов оптимального размера заказа. Полученные знания помогут грамотно управлять закупками в организации, снизят издержки, риски дефицита/переизбытка товара, сделают компанию конкурентоспособной в рамках современной рыночной экономики.
Литература:
- Кошкин А. А. Экономические факторы глобализации рынка и конкуренции: Вестник науки, 2019. –URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskie-faktory-globalizatsii-rynka-i-konkurentsii
- Ежель О. В. Стратегический анализ затрат торгового предприятия как основа для создания преимуществ на рынке: Вестник ГГТУ им. П. О. Сухого, 2001. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskiy-analiz-zatrat-torgovogo-predpriyatiya-kak-osnova-dlya-sozdaniya-preimuschestv-na-rynke.
- Кох Р. Закон Парето или Принцип 80/20: электронная публикация: Р.Кох — 2006. — Текст: электронный. // Центр гуманитарных технологий. — URL: https://gtmarket.ru/library/articles/481
- Макаренко И. В. ABC-XYZ-анализ как инструмент оптимизации производственных запасов в организации / И. В. Макаренко // Труды БГТУ. № 7. Экономика и управление. — 2014. — № 7(171). — С. 178–181. — ISSN 1683–0377. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/294335
- Зайцев М. Г. Методы оптимизации управления и принятия решений: примеры, задачи, кейсы, учебное пособие: М. Г. Зайцев, С. Е. Варюхин — Москва: «ДЕЛО», 2008. — 664с. — Текст
[1] Таблица 1 – составлено автором