Современные методы и приемы визуализации информации в образовательной практике ДОО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №37 (536) сентябрь 2024 г.

Дата публикации: 16.09.2024

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Картина, И. Е. Современные методы и приемы визуализации информации в образовательной практике ДОО / И. Е. Картина, И. В. Бондарь. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 37 (536). — С. 167-168. — URL: https://moluch.ru/archive/536/117632/ (дата обращения: 16.11.2024).



Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. Современные педагоги должны идти в ногу со временем, постоянно совершенствоваться, много читать, изучать, а это значит быть в тренде. В современном мире обойтись без новшеств не как нельзя, не вникая в образовательные тренды, в новые интерактивные технологии.

Для того чтобы нам идти в ногу со временем и качественно выполнять свою работу, педагоги нашего детского сада используют одну из эффективных технологий активизации обучения — метод визуализации. Что же такое визуализация? — это наглядный способ представления любой информации, которая лучше усваивается детьми, если есть опора на зрительный образ.

Существует большое разнообразие традиционных способов визуализации занятия: схемы, таблицы, рисунки, фрагменты кинофильмов и т. д.

В современном мире появилось колоссальное количество современных методов визуализации информации, которые помогают соответствовать современным требованиям, многие педагоги в своей работе давно используют, такой методы передачи информации, как лэпбук и коллаж.

Лэпбук — интересное многофункциональное пособие, ставшее необычайно востребованным у педагогов, родителей и дошкольников. Это самодельная интерактивная папка с множеством: кармашков; вкладышей; окошек; вставками, которые в свою очередь помогает организовать информацию по изучаемой теме и лучше систематизировать материал, сделать его понятным и доступным каждому ребенку (особенно если ваш ребенок «визуал»). Взрослым «визуалам» такая форма обучения тоже понравится.

Лэпбук помогает быстро и эффективно закрепить изученное в занимательно-игровой форме. За счет наглядной привлекательности лэпбука обучение происходит непроизвольно, а подключая ребенка к созданию лэпбука, вы помогаете ребенку сделать первые шаги к формированию навыка самостоятельно собирать и организовывать информацию.

Прием коллажирования способствует накоплению опыта построения зрительных логических опор, создает предпосылки для развития абстрактного мышления, а также навыков самостоятельной работы воспитанников. Ведь коллаж — это особый вид сообщения, в котором разнородные компоненты образуют одно визуальное, структурное, смысловое целое. Оно развивает умение собирать, систематизировать и обобщать информацию, необходимую для изготовления коллажа.

Для облегчения передачи информации человеку помогают знаки, которые называются пиктограммы, они отображают важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления, на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.

В современном мире пиктограммы встречаются на каждом шагу, это дорожные знаки, разные обозначения, ярлыки на одежде и т. д.

Мы с вами часто пользуемся пиктограммами, в переписках используя смайлики, иногда даже заменяем ими слова, ведь человеку легче воспринимать изображение, чем текст.

В работе педагога с детьми пиктограммы встречаются часто, они является актуальным помощником для передачи важной информации, это алгоритмы одевания, умывания, правила группы, сервировка стола и т. д.

Многие дети с ОВЗ практически не умеют общаться и обращаться к окружающим с просьбами, с жалобами, с желаниями поделиться впечатлениями. Процесс коммуникации и общения является достаточно сложным и абстрактным, и поэтому дети затрудняются приобрести и понять данные навыки, так же, как и другие абстрактные понятия. Пиктограмм помогает ребенку правильно вымыть руки; сходить в туалет, способствует формированию самостоятельности у детей, развитию мышления и зрительного восприятия, уточняет представления детей об одежде, назначении вещей, учит запоминать последовательность одевания на прогулку.

С развитием компьютерных технологий визуализация приобретает новые методы и способы передачи информации. Вы наверняка уже не раз встречались в жизни или в сети интернет с облаком слов или тегов.

Чаще всего облако тэгов представляют собой отдельные слова, которые объединены одной лексической темой. Использовать облако тэгов можно как в течении всего образовательного события, так и в закреплении изучаемых лексических тем. Для создания тэгов, педагогу нужно всего лишь сделать заготовки из слогов, где дети самостоятельно могут собирать и подбирать нужные понятия по лексической теме, размещая их на листе бумаге в понравившейся им форме. А на слайде представлен список программ, с помощью которых можно легко создавать облако-тегов. Они просты в использовании, вам только нужно вписать главное слово, сервис вам сам отобразит облако в разных формах, будь, то облако, или цветок.

Самый уникальный, простой и полюбившийся все деткам метод запоминания информации, является ментальная карта или интеллект карта, с помощью которого развиваются творческое мышление, речевые способности детей, она позволяет выделять, обобщать и систематизировать главное. Рисовать их может как взрослый, так и ребенок. Например, нужно дать детям знания по определенной теме. Сначала спрашиваем, что он сам об этом думает, приглашаем его порассуждать. И наводящими вопросами подводим к тому, чтобы он сам находил ответ. Составление ментальной карты начинаем с того, что в центре располагаем центральный образ, дальше задаем вопросы на определенную тему и от центрального образа, рисуем «отростки», которые и будут раскрывать главную тему. В заключение наводим красоту: подрисовываем картинки, используем разные цвета, делаем разной формы ветви. Данный метод можно использовать в любом образовательной деятельности и режимном моменте.

В настоящий момент очень много разнообразных технологии, которые помогают педагогам самовыражаться, находить новые методы и приемы в работе с детьми. Работая с данными методами визуализации, вы можете легко перестраивать повседневные дела в вашей группе в более увлекательную историю, разнообразить образовательную деятельность, придумать интересные групповые сборы, а также они могут служить качественным продуктом вашего реализованного проекта.

Литература:

  1. Бондарь, И. Современные методы и приемы визуализации информации в образовательной практике ДОО / И. Бондарь. — Текст : электронный // Маам.ру : [сайт]. — URL: https://www.maam.ru/detskijsad/-sovremenye-metody-i-priemy-vizualizaci-informaci-v-obrazovatelnoi-praktike-do.html (дата обращения: 16.09.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, ментальная карта, метод визуализации, образовательная деятельность, педагог, современный мир, центральный образ.


Задать вопрос