Сделки с заинтересованностью и крупные сделки являются наиболее важными гражданскими сделками, совершаемыми юридическими лицами в процессе хозяйственной деятельности. Нередко при заключении сделок руководство компании даже не предполагает, что она может являться крупной для данного юридического лица или сделкой с заинтересованностью, а, значит, требует особо порядка её оформления и совершения во избежание их оспаривания в дальнейшем. Более того, заключаемая обществом сделка может являться одновременно как крупной сделкой, так и сделкой с заинтересованностью. Ввиду этого представляется актуальным в рамках данной стать выделить основные критерии отнесения сделок к крупным или сделкам с заинтересованностью, а также определить порядок их совершения, основания и риск их оспаривания.
Отдельно хотелось бы отметить, что в данной статье исследуемые вопросы будут раскрываться на примере обществ с ограниченной ответственностью, поскольку именно эта организационно-правовая форма на сегодняшний день является наиболее часто применяемой юридическими лицами. При этом зачастую прослеживается сходность в подходе законодателя к установлению порядка совершения такого рода сделок для обществ с ограниченной ответственностью и для акционерных обществ.
Понятие заинтересованности означает заинтересованность конкретного лица в определении условий сделки, выборе контрагента и т. п., обусловленную его личным материальным или иным интересом, не совпадающим с интересами большинства участников (акционеров) и (или) общества в целом. Необходимость обеспечения баланса интересов участников корпоративных правоотношений предусматривает установление защиты «незаинтересованных» в совершенной сделке лиц, которыми могут оказаться все остальные участники (акционеры) и само общество.
В ст. 45 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «Об обществах с ограниченной ответственностью» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024) (далее — «ФЗ об ООО») сказано, что сделкой с заинтересованностью признается сделка, в совершении которой имеется заинтересованность члена совета директоров (наблюдательного совета) общества, единоличного исполнительного органа, члена коллегиального исполнительного органа общества или лица, являющегося контролирующим лицом общества, либо лица, имеющего право давать обществу обязательные для него указания. Также раскрывается понятие контролирующего лица — это лицо, которое имеет возможность прямо или косвенно распоряжаться более 50 % голосов в высшем органе управления либо имеет право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган. При этом законодатель отметил, что у указанных выше лиц имеется заинтересованность, если они, их супруги, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные и (или) подконтрольные им лица (подконтрольные организации) являются стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке; контролирующим лицом юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке, занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке, а также должности в органах управления управляющей организации такого юридического лица.
Сходным образом данные правоотношения урегулированы для акционерных обществ в ст. 81 Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «Об акционерных обществах» (далее — ФЗ «Об акционерных обществах»).
Таким образом, если сделка ввиду соответствия данным критериям является сделкой с заинтересованностью, то её заключение требует соблюдения ряда условий. В частности, сделки с заинтересованностью должны совершаться по рыночной стоимости — это основная цель, которую преследует законодатель при установлении специального правового режима, применяемого к таким сделкам.
Говоря о специальной процедуре, которая должна быть соблюдена при заключении сделок с заинтересованностью, стоит отметить, что на сегодняшний день такая сделка не требует обязательного предварительного согласия на её совершение. Законодатель установил уведомительный порядок совершения данных сделок — общество обязано уведомлять о совершении сделки с заинтересованностью незаинтересованных участников общества (и незаинтересованных членов совета директоров при наличии совета директоров в обществе). При этом порядок уведомления аналогичен порядку извещения участников общества о проведении общего собрания участников общества. Также законодателем указано, что уведомление должно быть направлено не позднее, чем за 15 дней до совершения сделки и оговорено, какая информация должна содержаться в такого рода уведомлении — должны быть все существенные условия сделки: указаны лицо (лица), являющееся ее стороной, выгодоприобретателем, цена, предмет сделки и иные ее существенные условия или порядок их определения, а также лицо (лица), имеющее заинтересованность в совершении сделки, основания, по которым лицо (каждое из лиц), имеющее заинтересованность в совершении сделки, является таковым. Отдельно указано, что уставом общества может быть предусмотрен иной порядок уведомления о совершении сделок с заинтересованностью.
Еще раз хотелось бы отдельно обратить внимание на то, что обязанность уведомления о совершении такого рода сделок законодатель возложил на само общество. В то время, как ранее обязанность извещать о заинтересованности лежала только на самих заинтересованных лицах.
Диспозитивность регулирования порядка извещения о заключении сделок с заинтересованностью требует от хозяйственных обществ внимания к следующим вопросам: следует ли предусмотреть уставом общества особый порядок извещения о предполагаемой сделке с заинтересованностью, включая срок извещения. Как представляется, решение обществом данных вопросов является очень важным, поскольку позволяет регулировать соблюдение интересов всех лиц корпоративных правоотношений. Более того, срок, установленный законодателем для извещения о заключении такого рода сделок, является достаточно длительным и может препятствовать оперативной хозяйственной деятельности общества, что также должно приниматься во внимание при урегулировании данных вопросов в уставе.
Отменив в свое время обязательность наличия предварительного согласия на совершение сделки с заинтересованностью, законодатель в некоторой мере уравновесил это, установив обязанность для лиц, которые потенциально признаны заинтересованными, сообщать обществу:
– о подконтрольных им юридических лицах;
– о юридических лицах, в которых они занимают должности в органах управления;
– о наличии у них родственников, указанных в абзаце втором пункта 1 настоящей статьи, и о подконтрольных указанным родственникам лицах (подконтрольных организациях) (при наличии таких сведений);
– об известных им совершаемых или предполагаемых сделках, в совершении которых они могут быть признаны заинтересованными.
Также законодательно установлена обязанность предоставления при подготовке годового собрания отчета о заключенных обществом в отчетном году сделках, в совершении которых имеется заинтересованность. Отчет должен быть предварительно утвержден лицом, обладающим правом независимо от других лиц осуществлять полномочия единоличного исполнительного органа общества (в случае, если полномочия единоличного исполнительного органа осуществляют несколько лиц совместно, — всеми такими лицами), а также советом директоров (наблюдательным советом) общества и ревизионной комиссией (ревизором) общества в случае, если их создание предусмотрено уставом общества.
При этом, несмотря на то, что обязанность в получении предварительного согласия на совершение сделки с заинтересованностью отсутствует, а отсутствие такого согласия не является само по себе основанием для признания сделки недействительной, возможность получения такого согласия законодателем всё же предусмотрена (по требованию единоличного исполнительного органа, члена коллегиального исполнительного органа общества, члена совета директоров (наблюдательного совета) общества или участников (участника), доли которых в совокупности составляют не менее чем один процент уставного капитала общества).
Отдельно хотелось бы обратить внимание на то, что в п.7 ст. 45 ФЗ «Об ООО» приведёт достаточно широкий перечень случаев, по которым правовой режим, установленный для сделок с заинтересованностью, не применяется. Стоит отметить, что, внеся изменения в нормативные акты, законодатель значительно расширил перечень оснований освобождения от применения режима, установленного для совершения сделок с заинтересованностью. Такая тенденция является позитивной для правореализационной деятельности, поскольку позволяет освободить руководящие органы хозяйственных обществ от необходимости соблюдать перечень выше означенных процедур в отношении сделок, совершаемых в процессе обычной хозяйственной деятельности и на незначительную сумму.
Следует подчеркнуть диспозитивный характер регулирования совершения сделок с заинтересованностью в обществах с ограниченной ответственностью: уставом ООО может быть установлен отличный от установленного законом порядок одобрения таких сделок либо предусмотрено, что положения закона о сделках с заинтересованностью не применяются к этому обществу. Такие положения могут быть предусмотрены уставом общества при его учреждении или внесении изменений в его устав по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно (п. 9 ст. 45 ФЗ «Об ООО»). В целом можно отметить, что законодатель стремится к упрощению процедуры согласования несущественных по сумме и значению сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и на предоставление участникам обществ с ограниченной ответственностью (а также акционерам) значительной свободы в определении порядка согласования таких сделок или даже исключении необходимости их согласования.
Отмечая критерий несущественности сделок по сумме, а также понятие обычной хозяйственной деятельности общества, представляется целесообразным перейти к рассмотрению сущности крупных сделок как еще одного вида сделок, требующих особого порядка их совершения.
Понятие «крупной сделки» для российского права не новое. Изначально, данное понятие давалось в ФЗ «Об ООО» и ФЗ «Об акционерных обществах». Позднее было закреплено в ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников», в ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Так, в ст. 46 ФЗ «Об ООО» дается определение крупной сделки как сделки (несколько взаимосвязанных сделок), выходящей за пределы обычной хозяйственной деятельности и при этом:
– связанной с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества (в том числе заем, кредит, залог, поручительство) цена или балансовая стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату;
– предусматривающей обязанность общества передать имущество во временное владение и (или) пользование либо предоставить третьему лицу право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации на условиях лицензии, если их балансовая стоимость составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату.
При этом, как указывается в Информационном письме ФКЦБ России от 16.10.2001 N ИК-07/7003 «О балансовой стоимости активов хозяйственного общества», под балансовой стоимостью активов общества в целях признания сделки в качестве крупной сделки следует понимать валюту баланса общества, то есть сумму оборотных и внеоборотных активов по данным бухгалтерского баланса общества.
Также стоит обратить внимание, что на сегодняшний день законодатель вынес отдельным пунктом возможность отнесения договоров аренды к крупным сделкам. Рассмотрим вопрос отнесения сделки к крупной сделке на примере договора аренды. Из буквального содержания вышеприведенных правовых норм следует, что для квалификации договора аренды в качестве крупной сделки принимается во внимание балансовая стоимость передаваемого в аренду имущества, которая сопоставляется с балансовой стоимостью активов общества. Такой критерий используется для квалификации договора аренды в качестве крупной сделки для арендодателя, предоставляющего арендуемое имущество во временное владение и (или) пользование. Для арендатора же квалификация договора аренды в качестве крупной сделки зависит от всех платежей, подлежащих выплате в течение года по такому договору (арендные платежи, плата за электроэнергию и коммунальные ресурсы, обеспечительный платеж и др.). Сделка будет являться крупной, если сумма платежей за период действия договора (в отношении договора, заключенного на неопределенный срок, — за один год; в случае если размер платежа варьируется на протяжении действия такого договора, учитывается наибольшая сумма платежей за один год) составляет более 25 процентов балансовой стоимости активов общества (п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 27 «Об оспаривании крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность»).
Помимо стоимостного критерия отнесения сделок к крупным сделкам, как было отмечено выше, законодатель выделает качественный критерий –обычная хозяйственная деятельность общества. Под сделками, совершаемыми в процессе обычной хозяйственной деятельности, понимаются сделки, заключаемые при осуществлении деятельности соответствующим обществом либо иными организациями, осуществляющими аналогичные виды деятельности. При этом не имеет значения, совершались ли такие сделки данным обществом ранее, если такие сделки не приводят к прекращению деятельности общества или изменению ее вида либо существенному изменению ее масштабов (п. 4 ст. 78 ФЗ «Об АО» и п. 8 ст. 46 ФЗ «Об ООО»). Указанный качественный критерий должен иметь место на момент совершения сделки, а последующее наступление таких последствий само по себе не свидетельствует о том, что их причиной стала соответствующая сделка и что такая сделка выходила за пределы обычной хозяйственной деятельности (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 27).
Например, заключение договора аренды будет обычной хозяйственной деятельностью для общества, которое занимается передачей объектов коммерческой недвижимости в аренду. В подобных случаях крупные сделки могут не одобряться по правилам ст. 78 ФЗ «Об АО» и ст. 46 ФЗ «Об ООО», однако, полагаю, при наличии каких-либо сомнений по этому поводу участник гражданского оборота должен настаивать на получении корпоративного одобрения договора аренды.
В правовых нормах законодатель четко закрепил необходимость оформления согласия на совершение крупной сделки.
Закон различает порядок одобрения крупной сделки для АО и ООО. Так, для одобрения крупной сделки в АО необходимо организовать и провести собрание акционеров или получить решение единственного акционера. Для акционера/собрания акционеров совет директоров, а при его отсутствии — единоличный исполнительный орган должны подготовить заключение о крупной сделке (п. 2 ст. 78 ФЗ «Об АО»). Случаи, когда крупные сделки в АО не подлежат одобрению, установлены п. 3 ст. 78 ФЗ «Об АО».
В ООО крупные сделки одобряются на общем собрании участников, а если в обществе образован совет директоров и к его компетенции по уставу отнесены вопросы одобрения крупных сделок, то требуется решение указанного органа управления. Совет директоров может одобрять крупные сделки, стоимость которых составляет от 25 % до 50 % от балансовой стоимости активов общества на последнюю отчетную дату.
Для ООО допускается оформление решения о согласии на совершение ряда аналогичных сделок, в том числе с отлагательными условиями, с установлением возможных параметров и альтернативных условий. Такое решение может иметь указанный в нем определенный срок действия, а по умолчанию оно действует в течение года, если иной срок не следует из существа и условий сделок или обстоятельств, в которых давалось согласие (п. 3 ст. 46 ФЗ «Об ООО»). Случаи, когда крупные сделки в ООО не подлежат одобрению, установлены п. 7 ст. 46 ФЗ «Об ООО».
Также в рамках данной статьи хотелось бы рассмотреть установленный порядок оспаривания сделок с заинтересованностью и крупных сделок. Так, срок исковой давности по требованиям о признании крупных сделок и сделок с заинтересованностью недействительными и применении последствий их недействительности исчисляется по правилам пункта 2 статьи 181 ГК РФ и составляет один год. При этом, срок исковой давности по требованию о признании крупной сделки или сделки с заинтересованностью недействительной в случае его пропуска восстановлению не подлежит.
Также законодатель четко указывает, кто может выступать истцом по таким спорам — общества, члена совета директоров (наблюдательного совета) общества или его участников (участника), обладающих не менее чем одним процентом общего числа голосов участников общества.
Как установлено в п. 1 ст. 84 ФЗ «Об АО» и п. 6 ст. 45 ФЗ «Об ООО», сделка может быть признана недействительной, если она совершена в ущерб интересам общества и доказано, что другая сторона сделки знала или заведомо должна была знать о том, что сделка являлась для общества сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность и (или) о том, что согласие на ее совершение отсутствует. При этом отсутствие согласия на совершение сделки само по себе не является основанием для признания такой сделки недействительной.
В отличие от крупных сделок, при обжаловании которых не требуется доказывать причинение убытков или наступление иных неблагоприятных последствий, для признания недействительной сделки с заинтересованностью ущерб, причиненный интересам хозяйственного общества, должен быть доказан.
Законодатель презюмирует наличие ущерба интересам общества в результате совершения сделки, в которой имеется заинтересованность, при наличии совокупности следующих условий:
1) отсутствует согласие на совершение или последующее одобрение сделки;
2) лицу, обратившемуся с иском о признании сделки недействительной, не была по его требованию предоставлена информация, касающаяся сделки, в том числе документы или иные сведения, подтверждающие, что сделка не нарушает интересы общества (и что она в том числе совершена на условиях, существенно не отличающихся от рыночных).
Презумпция ущерба интересам общества, очевидно, призвана стимулировать управомоченные органы общества на надлежащее осуществление возложенных на них обязанностей по предоставлению информации о сделке с заинтересованностью.
Интересным и важным с практической точки зрения является вопрос о возможности последующего согласования сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.
Если применительно к крупным сделкам возможность их последующего одобрения предусмотрена самими законами (например, в ФЗ «Об АО» возможность последующего одобрения крупной сделки следует из самого названия его ст. 79) и основанием для отказа в удовлетворении требований о признании крупной сделки недействительной, в частности, является доказательство последующего одобрения сделки (п. 6.1 ст. 79 ФЗ «Об АО», п. 5 ст. 46 ФЗ «Об ООО»), то применительно к сделкам с заинтересованностью такая определенность отсутствует.
В заключение данной статьи хотелось бы отменить, что представляется целесообразным воспользоваться правом, предусмотренным законодательно, и указать порядок и условия заключения и получения согласия на заключение сделок с заинтересованностью и крупных сделок в уставе, чтобы заранее предусмотреть соблюдение интересов всех сторон корпоративных отношений. Также, на мой взгляд, в обязательном порядке необходимо анализировать сделки общества на момент их заключения на предмет соответствия крупным сделкам и сделкам с заинтересованностью с целью избежания дальнейшего признания их недействительными.
Литература:
- Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «Об обществах с ограниченной ответственностью» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)
- Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «Об акционерных обществах»
- Загребаева, Е. В. Правовое регулирование сделок, совершаемых юридическими лицами в особом порядке: специальность 5.1.3. «Частно-правовые (цивилистические) наук»: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Загребаева Екатерина Владимировна; Федеральное государственное научно-исследовательское учреждение «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации». — Москва, 2023. — 32 c. — Текст: непосредственный.
- под ред. Шиткиной И. «Научно-практический комментарий к Федеральному закону об обществах с ограниченной ответственностью» / том 2. —: Статут, 2021.
- Пленум ВС: крупные сделки и сделки с заинтересованностью по-новому. — Текст: электронный // vsrf: [сайт]. — URL: https://www.vsrf.ru/press_center/mass_media/26957/?ysclid=m0zgn6xzhv182662902 (дата обращения: 12.09.2024).Бычков, А. И. При каких условиях аренда признается крупной сделкой? / А. И. Бычков. — Текст: электронный // Консультант Плюс: [сайт]. — URL: https://online.consultant.ru/riv/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=483145&dst=428&rnd=AnjaAOU6ikgPRP201#rDorAOUWirBGM2Fk (дата обращения: 12.09.2024).
- Компетенция общего собрания участников ООО или акционеров. — Текст: электронный // Консультант Плюс: [сайт]. — URL: https://online.consultant.ru/riv/cgi/online.cgi?BASENODE=32851–1&req=doc&cacheid=8416C5B87866EF1FCAE93538582C6108&mode=backrefs&rnd=kLJqtw&base=LAW&n=481694#OqPuAOUGN14wtnau (дата обращения: 12.09.2024)
- Загребаева, Е. В. Определение подхода правового регулирования к выявлению качественного критерия крупной сделки // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2022. № 7. — С. 105–108.
- Загребаева, Е. В. Определение единого подхода к выявлению сделки с заинтересованностью // International Law Journal. 2022. Том 5. № 5. — С. 9–13.
- Загребаева, Е. В. Сделки, совершаемые юридическими лицами в особом порядке: определение единого подхода // Право и экономика. 2021. № 7. — С. 46– 51.
- Загребаева, Е. В. Контроль условий сделок, совершаемых юридическими лицами в особом порядке // Юрист. 2021. № 8. — С. 15–20.
- Загребаева, Е. В. К вопросу о лицах, заинтересованных в совершении сделок // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2021. № 2. — С. 50–55