Подготовка старших школьников к сдаче норм ВФСК ГТО в испытании по выбору «стрельба» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №38 (537) сентябрь 2024 г.

Дата публикации: 18.09.2024

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Разинкова, Я. Н. Подготовка старших школьников к сдаче норм ВФСК ГТО в испытании по выбору «стрельба» / Я. Н. Разинкова, Д. В. Пешиков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 38 (537). — С. 272-275. — URL: https://moluch.ru/archive/537/117620/ (дата обращения: 20.12.2024).



Актуальность исследования заключается в том, что в стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2023 года особо подчеркивается, что результатом ее внедрения должно быть повышение эффективности Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) как инструмента вовлечения населения в регулярные занятия физической культурой и спортом.

Для достижения желаемых результатов необходимо разработать эффективную систему физического воспитания населения в соответствии с текущими реалиями. В качестве системообразующего компонента можно использовать Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс (ВФСК), в котором долгосрочной и масштабной программой является ГТО.

Для успешной сдачи норм ВФСК ГТО в испытании по выбору стрельба старшим школьникам необходимы навыки стрельбы и знание правил безопасности. Поэтому в работе предлагается следующая методическая подготовка:

  1. Теоретическая подготовка:

— Ознакомление с правилами безопасности при обращении с оружием.

— Изучение устройства и основных частей оружия, которое будет использоваться при испытании.

— Ознакомление с правилами исполнения различных видов стрельб.

— Основы теории стрельбы: цель, дистанция, позиция, дыхание и т. д.

  1. Практическая подготовка:

— Обучение правильной стрельбе на стенде или в специализированном учебном центре.

— Проведение тренировочных стрельб для отработки навыков.

— Организация симуляторной стрельбы, чтобы практиковаться в условиях, максимально приближенных к реальной стрельбе.

  1. Определение индивидуального уровня подготовки каждого школьника:

— Проведение проверочных испытаний для определения начального уровня подготовки.

— Корректировка методической подготовки школьников в зависимости от результатов проведенных проверок.

  1. Организация проведения испытаний:

— Подробное описание правил и условий проведения испытаний.

— Обеспечение соответствующего оборудования и инвентаря на месте проведения испытаний.

— Организация предварительных тренировочных сессий для подготовки школьников к испытаниям.

Важным моментом является постоянный мониторинг и оценка результатов учащихся, а также корректировка методической подготовки в случае необходимости. Знание правил и техники стрельбы является ключом к успешной сдаче норм ВФСК ГТО в испытании по выбору стрельба.

Эксперимент проводился на базе МБОУ Лицей № 6 г. Воронеж. В нашем эксперименте испытуемыми были ученики 10 «А» (экспериментальная группа) и «Б» (контрольная группа) классов в количестве 32 человек. Цель проведения эксперимента заключалась в том, чтобы проверить эффективность разработанной нами методики по проведению занятий физкультуры с использованием средств допризывной подготовки для индивидуализации физической подготовленности старшеклассников к выполнению норм комплекса ВФСК ГТО.

Исходное тестирование проводилось в начале семестра (сентябрь). Анализ результатов (таблица 1) свидетельствовал, что к эксперименту были привлечены статистически однородные группы испытуемых, имеющих по большинству показателей «низкий» уровень физической подготовленности.

Таблица 1

Физическая подготовленность старшеклассников контрольной и экспериментальной групп до эксперимента.

Вид испытания (теста)

Группа

(КГ и ЭГ)

Результат

m±x

1

Бег на 100 м (с)

КГ

17,4±1,8

ЭГ

17,3±1,6

2

Подтягивание из виса лежа на высокой перекладине (количество раз)

КГ

13,8±3,3

ЭГ

14,1±3,6

3

Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи — см)

КГ

8,2±3,5

ЭГ

7,9±3,1

4

Кросс на 5 км по пересеченной местности (мин, с)

КГ

9,1±2,2

ЭГ

9,0±2,2

5

Стрельба из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку, дистанция 10 м (очки): из пневматической винтовки с открытым прицелом

КГ

32,7±3,2

ЭГ

38,9±1,8

6

Поднимание туловища из положения лежа на спине (количество раз за 1 минуту)

КГ

35,7±2,2

ЭГ

34,9±2,8

Таблица 2

Физическая подготовленность старшеклассников контрольной и экспериментальной групп в конце эксперимента.

Вид испытания (теста)

Группа

(КГ и ЭГ)

Результат

m±x

1

Бег на 100 м (с)

КГ

17,4±1,8

ЭГ

17,3±1,6

2

Подтягивание из виса на высокой перекладине (количество раз)

КГ

13,8±3,3

ЭГ

14,1±3,6

3

Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи — см)

КГ

8,2±3,5

ЭГ

7,9±3,1

4

Кросс на 5 км по пересеченной местности (мин, с)

КГ

9,1±2,2

ЭГ

9,0±2,2

5

Стрельба из положения сидя с опорой локтей о стол, дистанция 10 м (очки): из пневматической винтовки с открытым прицелом

КГ

35,7±2,2

ЭГ

34,9±2,8

6

Поднимание туловища из положения лежа на спине (количество раз за 1 минуту)

КГ

35,7±2,2

ЭГ

34,9±2,8

Для анализа полученных данных и более наглядного сравнения прироста в показателях КГ и ЭГ до и после эксперимента все данные были занесены в сводную таблицу.

Таблица 3

Сравнение показателей в КГ и ЭГ до и после эксперимента.

Вид испытания (теста)

Группа

(КГ и ЭГ)

Результат до проведения эксперимента

m±x

Результат после проведения эксперимента

m±x

1

Бег на 100 м (с)

КГ

17,4±1,8

17,1±1,2

ЭГ

17,5±1,6

16,9±1,1

2

Подтягивание из виса лежа на высокой перекладине (количество раз)

КГ

13,8±3,3

14,7±3,1

ЭГ

14,1±3,6

17,5±2,4

3

Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи — см)

КГ

8,2±3,5

10,2±2,5

ЭГ

8,1±3,1

15,6±1,3

4

Кросс на 5 км по пересеченной местности (мин, с)

КГ

9,1±2,2

8,9±1,2

ЭГ

9,2±2,2

8,1±0,5

5

Стрельба из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол, дистанция 10 м (очки): из пневматической винтовки с открытым прицелом

КГ

168,5±12,4

170,5±8,5

ЭГ

171,2±11,8

180,2±9,8

6

Поднимание туловища из положения лежа на спине (количество раз за 1 минуту)

КГ

35,7±2,2

38,7±1,3

ЭГ

34,9±2,8

45,6±1,8

Сравнительный анализ результатов предварительного и итогового тестирования показал положительный прирост в показателях физической подготовленности, что подтверждает положительная динамика средних показателей в обеих группах, однако в экспериментальной группе произошли более значимые улучшения в показателях.

Так, в тестировании бег на 100 м(с) в КГ результат улучшился с 17,4 секунды до 17,1 секунды, что составляет прирост в 0,3 секунды (1,7 %). В то время как в ЭГ результат улучшился с 17,5 секунды до 16,9 секунды, что составляет прирост в показателях 0,5 секунды (3,4 %). Наглядно динамика изменений показателей представлена на рисунке 1.

Динамика изменений показателей в тесте «Бег на 100 м»

Рис. 1. Динамика изменений показателей в тесте «Бег на 100 м»

Подтягивание из виса на высокой перекладине (количество раз). В КГ результат улучшился с 13,8 раз до 14,7 раз, что составляет прирост в 0,9 раза (6,5 %). В то время как в ЭГ результат улучшился с 14,1 раз до 17,5 раз, что составляет прирост в показателях на 3,4 раза (24,1 %). Наглядно динамика изменений показателей представлена на рисунке 2.

Динамика изменений показателей в тесте «Подтягивание из виса на высокой перекладине»

Рис. 2. Динамика изменений показателей в тесте «Подтягивание из виса на высокой перекладине»

Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи — см). В КГ результат улучшился с 8,2 см. до 10,2см., что составляет прирост в (24,3 %). В то время как в ЭГ результат улучшился с 8,1 см. до 15,6 см., что составляет прирост в показателях (92,5 %). Наглядно динамика изменений показателей представлена на рисунке 3.

Динамика изменений показателей в тесте «Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье»

Рис. 3. Динамика изменений показателей в тесте «Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье»

Кросс на 5 км. (бег по пересечённой местности) (мин,с). В КГ результат улучшился с 9,1 секунды до 8,9 секунды, что составляет прирост в (2,1 %). В то время как в ЭГ результат улучшился с 9,2 секунды до 8,1секунды, что составляет прирост в показателях 1,1 секунды (11,9 %). Наглядно динамика изменений показателей представлена на рисунке 4.

Динамика изменений показателей в тесте «Кросс на 5 км по пересечённой местности (мин,с)»

Рис. 4. Динамика изменений показателей в тесте «Кросс на 5 км по пересечённой местности (мин,с)»

Стрельба из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол, дистанция 10 м (очки): из пневматической винтовки с открытым прицелом. В КГ средний результат остался 25 очков, а ЭГ результат улучшился со средних показателей в 26 очков до 33, что составляет прирост в показателях 7 очков (21 %).

Таким образом, анализ полученных данные в ходе проведения эксперимента позволяет подтвердить эффективность разработанной экспериментальной методики с применением средств допризывной подготовки с помощью занятий физической культурой в школе.

В экспериментальной группе достоверно улучшились все исследуемые показатели, что даёт основание предполагать, что учащиеся смогут не только успешнее подойти к выполнению норм комплекса ГТО, но и укрепить свое здоровье, повысить работоспособность и поднять уровень физической подготовки для поступления в военные вузы.

Литература:

  1. Березин, А.В. Методика физического воспитания учащихся 10–11 классов: пособие для учителя / А. В. Березин, А. А. Зданевич, Б. Д. Ионов и др. / под ред. В. И. Ляха. — Москва: Просвещение, 2001. — 125 с.
  2. Волков, Б. С. Психология подростка: учебное пособие / Б. С. Волков. ‒ Москва: Академический проект, 2017. ‒ 240 с.
  3. Гачечиладзе, Я. В. Физическая подготовка стрелка-спортсмена / Я. В. Гачечиладзе, В. А. Орлов. — Москва: ДОСААФ, 1984. — 109 с.
  4. Дворкин, А. Д. Стрельба из пневматических винтовок / А. Д. Дворкин. — Москва: ДОСААФ, 1986. — 112 с.
  5. Золотарев, И. Пулевая стрельба: учеб.-методич. пособие / И. Зотлотарев, В. С. Лисин. — Москва: Изд-во «Стрелковый Союз России», 2010. — 313 с.
  6. Кузнецов, В. С. Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО: учебное пособие для общеобразовательных организаций / В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. — Москва: Просвещение, 2016. — 127 с.
  7. Методические рекомендации по поддержке деятельности работников физической культуры, педагогических работников, студентов образовательных организаций высшего образования и волонтеров, связанной с поэтапным внедрением ВФСК ГТО в субъектах Российской Федерации. — URL: www.minsport.gov.ru/metodisheskierekomendacii.doc (дата обращения: 16.04.2023).
  8. Постановление Правительства РФ от 11.06.2014 № 540 (ред. от 17.01.2023) «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)». — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164253/ (дата обращения: 16.04.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): динамик изменений показателей, высокая перекладина, гимнастическая скамья, пересеченная местность, экспериментальная группа, опора локтей, открытый прицел, пневматическая винтовка, секунд до, уровень скамьи.


Похожие статьи

Методическая разработка «Дневник спортсмена» по подготовке ребенка 6–7 лет к сдаче норм ГТО

Подготовка старших дошкольников к сдаче норм ГТО I ступени

Интегрированный физкультурно-речевой праздник «Навстречу Олимпиаде» для детей подготовительной группы с ЗПР

План-сценарий проведения педагогического квеста «Функциональная грамотность»

Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе подготовки к сдаче норм ГТО

Спортивно-интеллектуальное мероприятие по правилам дорожного движения для воспитанников подготовительных групп

Внеклассное мероприятие по информатике «Информационная грамотность молодежи»

Конспект познавательного занятия по ПДД в средней группе на тему «Наш город и его транспорт»

Подготовка и проведение регионального конкурса профессионального мастерства «Абилимпикс»

Подготовка к олимпиаде по физике в дистанционном формате для классов проекта «Математическая вертикаль»

Похожие статьи

Методическая разработка «Дневник спортсмена» по подготовке ребенка 6–7 лет к сдаче норм ГТО

Подготовка старших дошкольников к сдаче норм ГТО I ступени

Интегрированный физкультурно-речевой праздник «Навстречу Олимпиаде» для детей подготовительной группы с ЗПР

План-сценарий проведения педагогического квеста «Функциональная грамотность»

Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе подготовки к сдаче норм ГТО

Спортивно-интеллектуальное мероприятие по правилам дорожного движения для воспитанников подготовительных групп

Внеклассное мероприятие по информатике «Информационная грамотность молодежи»

Конспект познавательного занятия по ПДД в средней группе на тему «Наш город и его транспорт»

Подготовка и проведение регионального конкурса профессионального мастерства «Абилимпикс»

Подготовка к олимпиаде по физике в дистанционном формате для классов проекта «Математическая вертикаль»

Задать вопрос