В статье автор исследует правовое регулирование информационного сопровождения деятельности органов внутренних дел.
Ключевые слова: массовая информация, взаимодействие, органы внутренних дел.
Согласно ст. 8 Федерального закона «О полиции» полиция осуществляет свою деятельность на основе принципов открытости и публичности, но лишь «в той мере в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации» [1]. Реализация органами внутренних дел (далее — ОВД) указанных принципов на практике осуществляется в первую очередь посредством информирования о своей деятельности через средства массовой информации (далее — СМИ), информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, а также путем предоставления сведений по официальным запросам и проведения мероприятий для журналистов. ОВД всегда проводили активную работу по налаживанию взаимодействия со СМИ, но наибольшую актуальность данное направление работы приобрело в период развития современных коммуникационных технологий. Своё стремительное развитие коммуникационные технологии начали в начале 2000-х гг., создав необходимость преобразования не только административно-правовых норм, регулирующих предоставление информации, взаимодействие со СМИ, но и применения новых коммуникационных подходов при информационном сопровождении деятельности ОВД.
Именно в этот период в ОВД начинают образовываться подразделения, отвечающие за взаимодействие со СМИ. К сожалению, эффективность работы данных подразделений на начальном этапе не давала ожидаемого от них результата. И связано это было в первую очередь с использованием устаревших технологий взаимодействия не только со СМИ, но и с другими субъектами общественности, так как с развитием коммуникационных технологий СМИ хоть и сохранили лидирующую позицию по охвату аудитории, но при этом перестали быть единственным источником информации для граждан. В этих условиях в ОВД начинают активно использовать возможности информационно-телекоммуникационной сети Интернет: появляются унифицированные сайты территориальных органов и федеральный сайт ведомства, создаются официальные аккаунты в социальных сетях. Всё это позволяет поддерживать положительный образ сотрудника ОВД и осуществлять работу по освещению деятельности полиции, учитывая потребность современного общества в доступной, актуальной и достоверной информации. Однако активная популяризация деятельности ОВД посредством современных технологий и методов породила проблему правового регулирования доступа и порядка предоставления информации о деятельности ОВД.
Так, помимо Федерального закона «О полиции», утверждающего принципы, на основе которых сотрудники ОВД осуществляют свою деятельность, в Российской Федерации был принят Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», согласно которому «доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться следующими способами:
1) обнародование (опубликование) государственными органами, органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации;
2) размещение государственными органами, органами местного самоуправления и подведомственными организациями в сети «Интернет» информации;
3) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведенных для этих целей местах;
4) ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды;
5) присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления, а также на заседаниях коллегиальных органов государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления;
6) предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
7) другими способами, предусмотренными законами и (или) иными нормативными правовыми актами, а в отношении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления — также муниципальными правовыми актами» [2]. Также данный Федеральный закон регламентирует формы предоставления информации: в устной форме и в форме документированной информации, в том числе в форме электронного документа.
Приказом МВД России «Об утверждении порядка организации работы по обеспечению доступа к информации о деятельности МВД России» были определены права и обязанности должностных лиц, уполномоченных распространять информацию о деятельности ОВД. Кроме того, данный приказ утверждает способы обеспечения доступа к информации о деятельности ОВД, а также перечень информации, предоставляемой в устной форме по телефону. Согласно Порядку «должностными лицами, уполномоченными на предоставление информации, сообщается в устной форме следующая информация:
1) адрес официального интернет-сайта МВД России;
2) почтовый адрес МВД России для направления письменных запросов информации;
3) почтовый адрес Приемной МВД России (почтовые адреса общественных приемных территориальных органов МВД России), порядок записи пользователей информацией на личный прием должностными лицами МВД России;
4) абонентские номера «телефонов доверия», входящих в систему «горячей линии МВД России» по приему и учету сообщений граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства о преступлениях и иных правонарушениях, совершенных сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации.
Иные вопросы, связанные с предоставлением информации, рассматриваются уполномоченными должностными лицами МВД России только на основании соответствующего запроса, поступившего в письменном или электронном виде» [3].
Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» не только дает определение основным правовым понятиям, используемых в отношении массовой информации, но и регламентирует отношения СМИ с гражданами и организациями: права граждан на получение достоверных сведений через СМИ, право редакций на запрос информации, как в устной, так и в письменной форме, право на отказ и отсрочку со стороны организаций, в отношении которых направлен запрос, в предоставлении запрашиваемой информации, а также порядок уведомления представителя в указанных случаях. Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» затрагивает правовое регулирование очень актуальной проблемы — проблемы защиты информации, установления ограничений в интересах физических, юридических лиц и государства.
Таким нормативно-правовым актом, регулирующим ограничения доступа к информации, является Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Данный Закон также регулирует отношения в части поиска, получения, передачи, производства и распространения информации, применения информационных технологий и обеспечения защиты информации. К нормативно-правовой базе, регулирующей защиту информации относиться также Закон Российской Федерации «О государственной тайне», который устанавливает перечень сведений, составляющих государственную тайну, и определяет порядок доступа к ней.
Информационное сопровождение деятельности ОВД осуществляется на основе правового регулирования и затрагивает различные аспекты деятельности ведомства, при этом особое внимание уделяется защите информации, а также установлению ограничений в интересах физических, юридических лиц и государства. С учетом специфики деятельности ОВД законодательное регулирование данной сферы имеет первостепенное значение, а динамичное развитие новых коммуникационных технологий обуславливает необходимость проводить своевременную актуализацию и конкретизацию нормативно-правовых актов. На сегодняшний день можно сделать вывод о том, что правовое регулирование информационного обеспечения деятельности ОВД не только защищает интересы самого правоохранительного органа с учетом особенности его деятельности, но и позволяет реализовывать на практике утвержденные Федеральным законом «О полиции» принципы открытости и публичности, учитывая потребность современного общества в легком и быстром способе получения достоверной информации.
Литература:
- О полиции [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 06.02.2020). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/ (дата обращения 08.09.2024).
- Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ (последняя редакция). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_84602/ (дата обращения: 08.09.2024).
- Об утверждении Порядка организации работы по обеспечению доступа к информации о деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]: Приказ МВД России от 27.10.2015 № 1010 (ред. от 11.01.2018). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_189264/ (дата обращения 12.09.2024).
- О средствах массовой информации [Электронный ресурс]: закон РФ от 27.12.1991 № 2124–1 (ред. от 01.03.2020). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/ (дата обращения 12.09.2024).