Ключевые слова: государственные учреждения, имущество, государственное имущество, имущественная основа, юридические аспекты, бюджетные организации, публично-правовой статус.
Актуальность проблемы определения публично-правового статуса государственных учреждений обусловлена тем, что государственные учреждения являются своеобразным инструментом реализации государственной политики как основной функции современного государства.
Государственные учреждения являются субъектами административно-правовых отношений. Продуктивная деятельность государственных учреждений невозможна без четкого определения их прав, обязанностей и ответственности в сфере публичного управления.
Обеспечение устойчивого экономического роста, укрепление государственного, культурно-ценностного и экономического суверенитета, решение демографической проблемы, повышение уровня жизни населения и иные национальные цели, поставленные перед РФ на период до 2030 г. и на перспективу до 2036 г. невозможно достичь без эффективного функционирования государственных учреждений — элементов государственного механизма, не являющихся государственными органами.
Для эффективного государственного управления чрезвычайно важно правильное оперирование категориями, а также знание доктринальных основ.
В связи с этим проблема определения публично-правового статуса государственных учреждений становится значимой.
В юридической науке под учреждением понимается юридическое лицо, создаваемое учредителями (индивидуально или коллективно) в целях решения каких-либо задач некоммерческого характера, для чего обособляют часть своего имущества и передают создаваемому учреждению по соответствующему целевому назначению.
Исследователи в сфере бюджетного и финансового права, разрабатывая определение понятия «государственное учреждение», акцентируются на особенностях финансирования данных организаций.
Исходя из этого, дается следующее определение государственному учреждению: это некоммерческая организация, созданная РФ или ее субъектом в целях реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти в сферах управления, науки, образования, здравоохранения, культуры и др., предоставления государственных услуг населению, финансирование выполнения государственных заданий которыми осуществляется из бюджетных фондов бюджетной системы РФ и из внебюджетных источников.
Определение государственного учреждения дано в ряде нормативных правовых актов.
Так, нормы ст. 9.1 ФЗ «О некоммерческих организациях» трактуют государственное учреждение (наряду с муниципальным, согласно модели единства публичной власти) как некоммерческая организация (то есть не подразумевающая получение прибыли как основную цель своей деятельности), созданная Российской Федерацией и (или) ее субъектом от имени Российской Федерации, с учетом федерального законодательства о той или иной федеральной территории. Государственное (федерального и регионального уровня) учреждение характеризуется наличием печати с полным наименованием данного государственного учреждения на русском языке.
Государственные учреждения — это организации, созданные в целях выполнения публичных функций, имеющих государственное значение. Они отличаются от частных субъектов тем, что их деятельность регулируется преимущественно публичным правом, а также тем, что они действуют от имени государства или в его интересах. [4]
Государственные учреждения в современной России представляют собой организационно-правовые формы, созданные для выполнения определенных государственных функций, обеспечения государственных нужд, выполнения государственных заданий и предоставления услуг гражданам. В соответствии с российским законодательством, государственные учреждения могут быть созданы федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления
Под правовым статусом понимается установленный нормами права комплекс прав, обязанностей и ответственности лица — физического или юридического. Публично-правовой статус государственного учреждения имеете отношение к сфере административной (управленческой), связанной с деятельностью органов исполнительной власти, создающих соответствующие учреждения.
Среди мнений исследователей относительно сущности административо-правового статуса организаций в целом и государственных учреждений в частности, выделяются следующие:
1) это совокупность прав и обязанностей, реализуемых учреждениями в процессе осуществления управленческих административно-правовых отношений, складывающихся в основном во взаимоотношениях государственных учреждений с созданными ими органами исполнительной власти; [2]
2) это комплекс прав и обязанностей организаций, реализуемых ими исключительно в сфере государственного управления как исполнительно-распорядительной деятельности государства (В. М. Манохин);
3) административно-правовой статус организации, в том числе — государственного учреждения, включает в себя не весь объем прав и обязанностей, закрепленных за ним законодательством, но только те из них, которые необходимы организации (государственному учреждению) для взаимодействия с органами исполнительной власти на государственном и региональном уровне (В. В. Аржанов). [1]
В целом можно сформулировать следующее определение административно-правового статуса учреждения: это часть закрепленных законодательством прав и обязанностей учреждения, которых необходимо и достаточно для административных правоотношений как отношений по поводу как исполнительно-распорядительной деятельности государства на федеральном и региональном уровне между государственным учреждением, органами исполнительной власти (особенно — создавшим это учреждение), заявителями госуслуг, предоставляемых данным учреждением, и иными заинтересованными лицами.
Таким образом, административно-правовой статус, которые еще может определяться как публично-правовой, есть часть правового статуса учреждения.
Государственные учреждения обладают родовой специальной правосубъектностью, выражающейся в том, что они обладают правами и обязанностями, соответствующими именно целям деятельности таких учреждений, причем таким целям, которые четко прописаны в учредительных документах данного юридического лица.
Чтобы та или иная организация была отнесена к числу государственных учреждений, она должна обладать рядом признаков, благодаря которым она получает определенный специальный статус публичного учреждения:
1) быть только унитарной некоммерческой организацией;
2) созданное РФ или ее субъектами;
3) решать задачи, следующие из общественного интереса;
4) создавать социальные ценности непроизводственного характера;
5) оказывать от имени государства (его федеральных и региональных органов) публичных и социальных услуг неограниченному кругу субъектов соответствующих правоотношений;
6) иметь имущество, закрепленное на праве оперативного управления и праве бессрочного пользования;
7) преследовать в качестве цели своего создания выполнение государственных услуг и работ, реализацию функций и полномочий, представленных соответствующим федеральным или региональным органом в пределах назначения того или иного учреждения;
8) располагать полномочиями осуществлять управленческие, социальные, культурные некоммерческие функции;
9) получать финансирование на выполнение государственных заданий по бюджетной смете или путем получения субсидий из соответствующего бюджета. [3]
Публично-правовой статус государственных учреждений обладает рядом особенностей, которые отличают их от частноправовых субъектов:
- государственные учреждения создаются на основании актов государственных органов;
- финансирование из государственного бюджета;
- государственные учреждения обладают специальной правоспособностью, то есть могут осуществлять только те действия, которые предусмотрены их уставом или положением.
- государственные учреждения несут ответственность перед обществом за выполнение своих функций.
Правовой статус, проявляющийся в публичной, то есть общественной сфере, у разных государственных учреждений имеют различия. Причинами являются специфические черты прав и обязанностей казенных, бюджетных, автономных учреждений.
Таким образом, государственные учреждения играют важную роль в системе публичного управления. Данные учреждения являются инструментом государства для реализации публичных интересов, выполнения социальных программ и обеспечения стабильного функционирования общественных институтов.
Литература:
- Аржанов, В. В. Понятие административно-правового статуса организации / В. В. Аржанов //Правовая политика и правовая жизнь. — 2023. — № 4. — С.22–29.
- Козырев, М. С. Государственные учреждения как субъект публичного управления / М. С. Козырев //Economic Consultant. ‒ 2016. ‒ № 12. ‒ С.37–45.
- Ломаев, О. Ю. Гражданская правоспособность и дееспособность юридических лиц / О. Ю. Ломаев //Инновационная наука. ‒ 2016. ‒ № 6. ‒ С.24–32. ‒ Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ (Дата обращения: 27.07.2024).
- Маланичева, Е. О. Правовой статус организаций // Е. О. Маланичева, К. Д. Юрьева, В. А. Густап // Economics. — 2016. — № 12. — С. 90–98.