Использование мультимодальных арт-практик в работе семейных лагерей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №38 (537) сентябрь 2024 г.

Дата публикации: 21.09.2024

Статья просмотрена: 2 раза

Библиографическое описание:

Капридова, Е. А. Использование мультимодальных арт-практик в работе семейных лагерей / Е. А. Капридова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 38 (537). — С. 213-217. — URL: https://moluch.ru/archive/537/117709/ (дата обращения: 16.10.2024).



Мультимодальный подход в арт-терапии — это комплексная методология, сочетающая в себе недирективные направления арт-терапии. Главная цель арт-технологий — активизировать ресурсы человека или группы через творческую деятельность. Работая над созданием арт-объектов, мы обучаемся, развиваемся, исцеляемся, получаем новую информацию и опыт. Мультимодальная терапия творчеством — это подход, где все виды и формы искусства становятся инструментами для поиска ответов «что происходит и как с этим быть», а также для поиска оптимальных и эффективных шагов для изменений в жизни.

«Если войти в творческий процесс даже тогда, когда испытываешь усталость, скуку или застой, можно пробудить этот поток в своем теле, разуме, духе. По мере того, как мы позволяем себе танцевать, рисовать, петь, писать и импровизировать, не заботясь о том, что получится в результате, мы стимулируем свою по-детски непосредственную энергию, огромные ресурсы которой закупориваем в себе, боясь непринятия и осуждения. Творчество — источник динамичной энергии, к которому в любой момент может прикоснуться каждый». [4]

Цикл занятий «Путешествие в страну Души» с элементами мультимодальных арт-практик был разработан для работы со взрослыми в рамках семейного лагеря. Семейный лагерь — особая форма организации отдыха родителей и детей, где большое внимание уделяется взаимодействию между членами одной семьи и другими семьями, созданию мотивационной и поддерживающей среды, пространства для общения и совместного творчества. Жизнь лагеря имеет свой ритм, наполняется играми, мастер-классами, походами, экскурсиями.

Основной темой смен лагеря стал поиск вдохновения, творчества, подъема жизненных сил. Лагерь проходил в Абхазии — стране с живописными ландшафтами, практически нетронутой природой, которую сами абхазы именуют Апсны или «страна души». Этот образ стал символическим и дал название циклу занятий: физическое путешествие в другую страну и одновременно путешествие в страну собственной Души, а также стал стержневой идеей для занятий в рамках «Женского клуба» лагеря.

В основу цикла занятий легла притча о шамане, который в ответ на жалобы об унынии и угнетенном состоянии в первую очередь спрашивал людей: когда вы перестали танцевать? Когда вы перестали петь? Когда вас перестали приводить в восторг чьи-то истории? Когда вы перестали находить покой в сладкой обители тишины? [5]

«Переставая танцевать, петь, очаровываться историями или находить покой в тишине, мы теряем души. Танец, пение, рассказывание историй и тишина — это четыре вселенских способа исцеления».[3]

Занятия были призваны соединить нас со своей внутренней природой, с окружающим миром и другими людьми через танцедвигательную импровизацию, рассказывание и слушание историй, а также рисование и создание символических арт-объектов из природных материалов.

На первой встрече состоялось знакомство участниц клуба, погружение в тему цикла занятий. Для этого использовались упражнения для знакомства, общение в парах, работа с метафорическими картами. Участницы размышляли над вопросами, которые им было бы интересно исследовать в процессе встреч. Точками исследования стали грани женственности, жизненного баланса, источники ресурса женщины.

Темой второй встречи стало продолжение символического путешествия к себе. Основой занятия стало арт-упражнение «Карта внутренней страны» [2]. Участницы создавали Карту внутренней страны, ее ландшафт, прокладывали свой путь по территории страны, намечали основные цели на пути. Второй частью упражнения был рассказ о собственном путешествии по внутренней стране, которым участницы делились в парах. Важной часть упражнения было соотнесение метафорического опыта путешествия и реальной жизни. Участники искали ответы на вопросы и делились своими открытиями:

— Где находится ваша цель? В какой зоне? Определите, как вы идете к цели?

— Похоже ли передвижение по стране на то, что происходит в вашей жизни сейчас?

— Что ценного и важного для вас в стране? Как это можно реализовать в жизни?

— Что вам помогает на вашем пути к цели? Достаточно ли ресурсов? Если не хватает, то чего?

— Чему научило вас собственное путешествие и путешествие партнера?

Следующая встреча была посвящена движению и работе с телом, укреплению контакта с собой и другими, изучению собственной проявленности в движении, пробуждению энергии, укреплению внимания и осознанности, получению удовольствия от движения, ритма, музыки. Для занятия использовались элементы танцедвигательной терапии. Занятие включало в себя разогревающие упражнения для тела, растяжки и основную часть, посвященную собственно танцевальной импровизации и взаимодействию с другими участниками. Для упражнений использовались ткани, ленты. Завершал занятие шеринг, где участницы делились своим опытом и состоянием.

Очередное занятие было построено на работе с образами и рисованием и посвящено теме энергообмена, взаимодействия с миром. Участники работали с метафорическими картами, выбирая карты для вопросов: что я даю миру? Что я получаю от мира? Обсуждение этих тем велось в парах. Основная часть занятия была построена на упражнении «Гуляя по прекрасной земле». [1] Участницы группы представляли себя на прогулке по прекрасной земле, месту воображаемому или реальному, затем создавали один или несколько рисунков с изображением рук и ног, чтобы поблагодарить себя и мир за возможность идти, действовать, касаться различных предметов и пользоваться ими, давать и брать, творить. Рисунки затем размещались на общем полотне бумаги, которое символизировало землю и отпечатки наших следов на ней, то, что мы оставляем после себя в мире. Эта групповая работа символизировала установления контакта со своим телом и окружающим пространством.

На последнем занятии участники создавали «Амулет женской силы», Для создания амулета использовались предметы окружающей среды, найденные на морском берегу — ветки необычной формы, раковины, камушки, веревки, перья, ленты. Участники выбирали любой вариант создания амулета, использовали разные варианты соединения его элементов, ориентируясь как на различные образцы оберегов разных народов (например, «ловец снов»), так и создавая свои собственные формы. Округлые формы нередко отражают медитативный опыт, ощущение потока гармонизирующей, объединяющей энергии.

Соединение различных элементов амулета символизировало обретение силы. Участники размышляли о том, что значит для них каждый элемент, о каком опыте жизни в лагере им напоминает, какое значение для них имеет, какие чувства, состояния, настроения каждый вкладывает в создание собственного Амулета силы.

Литература:

1. Беверли Корт, Копытин А. И. Техники ландшафтной арт-терапии. — М., Когито-Центр, 2013.

2. Зинкевич-Евстигнеева Татьяна, Кудзилов Дмитрий. «Карта сказочной страны». Журнал «Школьный психолог», № 45/2003. https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200304509&ysclid=m0whmp0uup638756207.

  1. Рот Габриэлла, Лоудон Джон. В поисках экстаза. Целительный путь неукрощенного духа.- Когито-Центр, 2016 г.
  2. Роджерс Натали. Творческая связь. Исцеляющая сила экспрессивных искусств. — М., Манн, Иванов и Фербер, 2015.
  3. Вероника Смит. 5 ритмов: как танец исцеляет нашу психику. https://yogajournal.ru/conscious/other/5-ritmov-kak-tanets-istselyaet-nashu-psikhiku_494_335/
Основные термины (генерируются автоматически): внутренняя страна, цикл занятий, мир, прекрасная земля, семейный лагерь, собственное путешествие, упражнение, участник.


Задать вопрос