В данной статье авторы анализируют характеристику деятельности высшего должного лица субъекта Российской Федерации. Также рассматривается значение в установлении основ правового статуса должностных лиц. Поднимается вопрос о необходимости принятии нового федерального закона.
Ключевые слова: должностное лицо субъекта РФ, исполнительная власть, высшее должностное лицо.
Современная система управления государством очень сложна. Она образуется таким образом, что делится на 3 ветви власти: исполнительную, законодательную и судебную. Наша огромная страна очень сложна в управлении и поэтому каждому субъекту нужен тот, кто будет возглавлять каждую из этих ветвей именно внутри субъекта. Так, особую и важную роль в системе исполнительной ветви власти в субъектах Российской Федерации занимает высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации. От них зависит весь механизм управления в нашей огромной стране, они обеспечивают стабильность и устойчивость действующего законодательства, а также являются официальными представителями данного субъекта.
Российская система управления постоянно испытывает процесс формирования и изменения для того, чтобы общество было устойчиво и эффективно к любым изменениям. Она представляет собой модель взвешенного взаимодействия, взаимной ответственности и взаимного контроля главных органов государственной власти, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и непосредственно граждан Российской Федерации.
Должность главы субъекта является постоянно действующим, следит за надлежащим исполнением нормативно-правовых актов, как федерального значения, так и на уровне субъекта.
Само словосочетание «высшее должностное лицо субъекта федерации» свидетельствует о его особом положении в системе органов власти субъекта РФ (и не только исполнительных). Вместе с тем конституционно-правовой статус главы субъекта РФ имеет двойственную природу — с одной стороны, он возглавляет систему органов власти субъекта РФ, а с другой, является звеном в единой системе исполнительной власти в Российской Федерации в целом (ч.2 статьи 77 Конституции РФ). Следовательно, конституционно-правовая ответственность глав субъектов федерации является одним из важнейших аспектов таких фундаментальных (для федерации вообще, и в частности для Российской Федерации) вопросов, как уровень централизации государства, характер взаимоотношений между федеральным центром и субъектами федерации, федеральное вмешательство в деятельность органов власти субъектов Российской Федерации и пр.
Высшее должностное лицо в данном случае является лицом, представляющим субъект Российской Федерации и возглавляющее его исполнительную ветвь власти. В разных субъектах Российской Федерации наименование данной должности может быть разным. Это устанавливается Конституцией субъекта или уставом субъекта Российской Федерации и зависит от исторических, национальных и иных обычаев и традиций данного субъекта. Так, например, в республиках высшие должностные лица представлены президентом (за исключением республики Хакассии — там её возглавляет председатель правительства республики), в краях, областях, автономной области, автономных округах — губернатором или главой администрации; в городах федерального значения — мэром.
В соответствии с частью 1 статьи 73 Устава Томской области, высшим должностным лицом Томской области является Губернатор [1].
Существенное значения в установлении основ правового статуса должностных лиц было заложено Конституцией Российской Федерации 1993 года, но данные положения чётко не прописывали правовой статус высших должностных лиц субъектов Российской Федерации. Поэтому в 2021 году был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» № 414-ФЗ тут были закреплены основы деятельности и правового статуса высшего должностного лица субъекта Российской Федерации [2].
Также правовой статус высших должностных лиц закрепляется в нормативно-правовых актах субъектов — это могут быть Конституции или уставы субъекта Российской Федерации, например, в Томской области данные положения прописаны в Уставе Томской области.
По мнению некоторых юристов существует необходимость в разработке и принятии федерального закона «Об общих принципах правового статуса высшего должностного лица субъекта Российской Федерации», в котором необходимо:
— установить сроки наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ;
— закрепить положение о том, что высшее должностное лицо субъекта РФ может наделяться полномочиями, замещать эту должность не более чем два срока подряд;
— уточнить полномочия высшего должностного лица как руководителя высшего органа исполнительной власти субъекта Федерации;
— закрепить механизм взаимодействия высшего должностного лица субъекта РФ, как с федеральными, так и региональными органами исполнительной власти;
— четко определить конкретных должностных лиц, которые временно могут замещать высшее должностное лицо субъекта РФ;
— установить исчерпывающий перечень оснований для отрешения от должности высшего должностного лица субъекта РФ [3].
Исходя из вышеизложенного, можно прийти к выводу, что в механизме государственной власти субъекта глава объединяет и направляет работу министерств, государственных комитетов, департаментов, управлений и других подведомственных ему органов, которые руководят порученными им отраслями управления или осуществляют межотраслевое управление. Они несут ответственность за состояние и развитие порученных им сфер и отраслей управления.
Литература:
- Устав (Основной Закон) Томской области (с изменениями на 5 ноября 2020 года) от 26 июля 1995 года № 136 // Официальный интернет-портал Администрации Томской области
- Федеральный закон от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» // СПС «Гарант» (дата обращения: 16.09.2024)
- Кирсанов А. Е. Правовые основы законодательных полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации // Законодательство и экономика. — М.: Андреевский издательский дом, 2011. — № 9. — С. 5–12.