В данной статье автор анализирует взаимодействие государства с политическими партиями. Также рассматриваются механизмы государственно-партийного сотрудничества. Выделяются типы взаимодействия политических партий и государства, опираясь на виды государственной власти.
Ключевые слова: государственная власть, политические партии, сотрудничество.
В настоящее время государство выступает центральным звеном политической системы общества, так как выступает главным инструментом реализации задач политической системы, обеспечивает единство ее компонентов и выполняет важнейшие политические функции.
Вместе с государством в политическую систему общества входят и политические партии, являющиеся общественными организациями граждан, созданных с целью их участия в политической жизни общества через формирование и выражение политической воли.
Политические партии — это вторичные организации по отношению к государству. Под политической партией следует понимать общественное объединение граждан, создаваемых на добровольной основе, целью которого является участие в политической жизни общества с помощью формирования и выражения политической воли граждан, а именно участие в выборах, представление интересов в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Институт политических партий в РФ находится в процессе динамичного развития и реформирования. Вопрос взаимодействия государства и политических партий особенно важен для современной России и всегда актуален.
В 1993 г. Конституцией были закреплены принцип плюрализма и многопартийности, что поставило РФ на путь развития демократического и правового государства, наивысшей ценностью которого выступает человек, его права и свободы. Для реализации данных принципов необходимо владеть сведениями об общественных настроениях и потребностях, которые можно проследить через политические партии, созданные для участия граждан в политической жизни страны, представления их интересов в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Органы власти и политические партии взаимно заинтересованы в сотрудничестве, что является дополнительной гарантией реализации прав граждан на участие в управлении государством. Однако на законодательном уровне, а именно в ФЗ «О политических партиях», не регламентируются конкретные направления и способы взаимодействия государства и партий. Данный факт создает некоторые трудности в этой области.
Отсутствие законодательного закрепления не исключает практический опыт, через который все-таки можно вынести несколько механизмов государственно-партийного сотрудничества [1]:
- Привлечение представителей политических партий в работу временных рабочих органов по разработке проектов нормативно-правовых, договорных актов и программных документов.
- Заключение соглашений по вопросам взаимодействия. Предметов данных соглашением выступает обязательства государства проводить консультирование с партиями относительно решения того или иного вопроса. Взамен на это партиями гарантируется поддержка и содействие органам власти.
- Инициирование принятия нормативно-правового акта. Политические партии вправе продвинуть тот или иной законопроект через своих представителей в Государственной Думе, но законодательной инициативой не обладают.
- При помощи «круглых столов», общественных советов, палат и т. д. политические партии участвуют в процессе выработки решений государственными органами и органами местного самоуправления.
Примечательно, что после принятия закона о политических партиях произошли значительные изменения, касающиеся требования по общей численности членов партий, необходимых для регистрации и участия в выборах. Первоначальный порог насчитывал порог 10 тысяч членов, далее был повышен до 50 тысяч. Последствием данных изменений стал уход малых политических партий [2].
Также выделяются типы взаимодействия политических партий и государства, опираясь на виды государственной власти. Таким образом, политические партии и законодательная власть имеют наиболее тесную связь. При том, что у политических партий есть представительство в данном органе власти, они прямо влияют на законотворческий процесс.
Что касается исполнительной власти, ее сотрудничество с политическими партиями происходит посредством создания временных рабочих органов, в которых политические партии могут участвовать; разработки проектов и программ развития какой-либо отрасли; кадрового пополнения органов исполнительной власти лучшими членами партии и т. д.
Взаимодействие политических партий и судебных органов власти происходит, когда требуются решения вопросов, касающихся: отказа в государственной регистрации, приостановления деятельности, ликвидации партии.
Следует иметь ввиду, что вышеуказанные типы взаимодействия государства и политических партий возникают на федеральном, региональном и муниципальном уровнях государственной власти, государственно-партийное сотрудничество происходит во всех сферах общественной жизни: политической, экономической и социально-культурной [3].
В действующей на данный момент Государственной думе РФ представлено 5 политических партий: Единая Россия — численность 321 человек; Коммунистическая партия РФ — численность 57 человек; Справедливая Россия — за Правду — численность 28 человек; Либерально-демократическая партия России — численность 23 человека; Новые люди — численность 15 человек.
Подводя итог о взаимодействии государства и политических партий в РФ, можно сказать, что между государством и политическими партиями в России существует тесная взаимосвязь, которая характеризуется активным участием политических партий в разработке государственной политики. Это обуславливает наличие высокой общественной поддержки деятельности правительства.
Литература:
- Колодина А. А. Взаимодействие государства и политических партий на примере Калужского региона // Российское образование сегодня: проблемы и перспективы. — 2017. — № 3 (16). — С. 26.
- Подоляк А. А. Проблемы взаимодействия политических партий и государства в России на современном этапе // Актуальные проблемы правового регулирования деятельности общественных объединений: российский и зарубежный опыт. — 2016. — С. 176.
- Иванчина Е. В. Особенности взаимодействия государства и политических партий в Российской Федерации // Вестник современных исследований. — 2018. — № 6.3 (21). — С. 232.