В статье автор исследует вопросы развития института полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации по применению чрезвычайных мер по защите населения в условиях проведения специальной военной операции на современном этапе в Российской Федерации
Ключевые слова: полномочия высших должностных лиц, чрезвычайные меры, специальная военная операция
В феврале 2022 года началось проведение специальной военной операции, которая потребовала серьезных изменений в части вопросов, касающихся обеспечения безопасности, как на территориях приграничных к зоне проведения операции субъектов Российской Федерации, так и непосредственно новых территорий, которые вошли в состав России.
В приграничных территориях резко обострились проблемы терроризма, обстрелов мирных граждан, разрушение гражданской и критической инфраструктуры. В конце 2023 — начале 2024 года начались активные обстрелы Белгородской области, которые стали уносить все больше жизней гражданских. В августе 2024 года отряды ВСУ атаковали приграничье Курской области, захватив часть территории Российской Федерации [4].
Вышеуказанные события привели к принятию мер реагирования, которые были соразмерны угрозам для жизни и здоровья граждан России, целостности их имущества. Важно отметить, что для своевременного и полноценного реагирования на указанные военные и гуманитарные угрозы, а также потребность в форсированном социально-экономическом развитии России в условиях специальной военной операции дополнительные полномочия были закреплены, в первую очередь, за высшими должностными лицами субъекта РФ.
Указанные полномочия можно сгруппировать в соответствии с введенными уровнями реагирования:
— военное положение;
— контртеррористическая операция;
— средний уровень реагирования;
— режим повышенной готовности;
— уровень базовой готовности [3].
Наивысший уровень полномочий и реагирования на возникшие угрозы вводится в соответствии с военным положением, которое в соответствии с Федеральным конституционным законом от 30.01.2002 № 1-ФКЗ (ред. от 02.11.2023 № 8-ФКЗ) «О военном положении» [1] было введено на территории четырёх новых субъектов Российской Федерации: Донецкая и Луганская Народные Республики, Запорожская и Херсонская области. Военное положение было введено на территории данных субъектов России в октябре 2022 года и действует в настоящее время.
В рамках объявленного военного положения на высших должностных лиц возлагаются следующие дополнительные обязанности:
1) организация производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) для государственных нужд, обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, специальных формирований и для нужд населения;
2) организация снабжения (при необходимости нормированного) населения продовольственными и непродовольственными товарами и медицинского обслуживания населения;
3) регулирование деятельности организаций промышленности, торговли, общественного питания, бытового обслуживания и коммунального хозяйства;
4) оповещение через средства массовой информации населения территории, на которой введено военное положение, о порядке применения мер, предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом;
5) оказание содействия федеральным органам исполнительной власти и органам военного управления.
Важно отметить, что детально полномочия высшего должностного лица в части обеспечения военного положения вообще не отражены в федеральном законодательстве и сведены к содействия федеральным органам власти, например, в части введения отдельных запретов и ограничений (комендантский час, ограничения на передвижение транспортных средств и т. д.).
Кроме того, важно отметить, что главы регионов, в которых введено военное положение могут проводить мобилизационные мероприятия в социально-экономической сфере, проводить дополнительные мероприятия по гражданской обороне важных объектов на территории региона. Вопросы организации территориальной обороны, вооруженного ополчения, иных военизированных формирований, в том числе для защиты границы не входит в компетенцию высших должностных лиц субъекта.
Вторым актуальным режимом, который был введен в ряде приграничных регионов стал режим контртеррористической операции (далее — КТО). По результатам регулярных пересечений границы войсками Украины, регулярным обстрелам, которые производились по приграничным территориям было принято решение ввести на территории Брянской, Курской и Белгородской областей режим КТО [5].
В соответствии с Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 10.07.2023 N 287-ФЗ) «О противодействии терроризму» правовой режим КТО вводится в целях пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства [2].
Как отмечается в указанном законе, высшее должностное лицо координирует деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений. Реальные правомочия по проведению КТО сосредоточены в руках оперативного штаба, который возглавляется должностным лицом в сфере безопасности того или иного субъекта, иное лицо, которое назначено принявшим решение провести КТО.
Военное положение и режим контртеррористической операции фактически высшие статусы реагирования, которые возможны в субъектах России при проведении военных действий, борьбы с терроризмом, однако в целях усиления работы органов власти на местах на территории нашего государства, в связи с проведением СВО установлены три дополнительных уровня реагирования: средний, повышенной готовности и базовый.
Так, например, на территориях на которых введен средний уровень реагирования, высшие должностные лица могут координировать работу воинских частей и привлекать добровольцев среди граждан для охраны общественного порядка. Однако. указанная работа всё равно осуществляется в тесной координации с силовыми структурами, а не самостоятельно высшими должностными лицами. Данные факты обусловлены как наличием специальных знаний у представителей силовых структур и вооруженных сил, так и должной инфраструктуры.
В связи с вышеизложенным считаем необходимым продолжить совершенствование работы по защите безопасности и внести отдельные изменения в законодательство и подзаконные акты органов исполнительной власти в части следующих действий:
— создать оперативный штаб территориальной обороны, который будет координировать работу всех силовых и гражданских структур в целях обеспечения безопасности, борьбы с беспилотными средствами, диверсиями, в сфере информационной безопасности и т. д.;
— создать необходимую организационную и нормативную правовую основу для осуществления мониторинга нужд вооруженных сил и территориальной обороны. Данные полномочия позволят более мягко проводить «мобилизацию экономики» и провести анализ располагаемых ресурсов и возможностей их использования в субъектах.
Частично указанные меры предприняты в рамках проведения КТО на приграничных территориях, однако полномочия высших должностных лиц в части обеспечения безопасности и содействия военным и специализированным структурам все еще нельзя признать достаточными для полноценного обеспечения безопасности и реализации прав человека, в силу чего их необходимо развивать и совершенствовать, как в части социально-экономических полномочий, так и с точки зрения защиты жизни, здоровья, имущества граждан.
Литература:
- Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении» (ред. от 02.11.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 февраля 2002 г. № 5 ст. 375
- Федеральный закон от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (ред. от 10.07.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 марта 2006 г. № 11 ст. 1146
- Указ Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. N 757 «О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. N 756» (ред. от 25.08.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации 24 октября 2022 г. № 43 ст. 7382
- Замглавы МО РФ Фомин: атака ВСУ на Курскую область дала СВО «новое измерение». — URL: https://www.1tv.ru/news/2024–09–13/486043-zamglavy_mo_rf_fomin_ataka_vsu_na_kurskuyu_oblast_dala_svo_novoe_izmerenie
- Режим КТО вводится в Белгородской, Брянской и Курской областях. — URL: https://www.interfax.ru/russia/975946