Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста средствами технологий «Утренний и вечерний круг» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №38 (537) сентябрь 2024 г.

Дата публикации: 18.09.2024

Статья просмотрена: 32 раза

Библиографическое описание:

Галишина, С. В. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста средствами технологий «Утренний и вечерний круг» / С. В. Галишина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 38 (537). — С. 230-232. — URL: https://moluch.ru/archive/537/117729/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье автор исследует и применяет на практике технологии «Утренний и вечерний круг» как средство формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: технология, вечерний круг, утренний круг, коммуникация, коммуникативное развитие, общение, социально-коммуникативные навыки.

Общение обладает колоссальным значением в формировании и развитии человеческой психики, в возникновении осмысленного, культурного поведения. Для ребенка дошкольного возраста это является наиболее актуальным, ведь общение — это одно из основных условий развития ребенка, формирования личности, его индивидуализации и социализации, как говорится в трудах Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, М. И. Лисиной, Т. А. Репиной, Е. В. Субботского, С. Г. Якобсона и др. [1] «Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей…»

Во многих научных исследованиях подчеркивается, что критерием коммуникативной зрелости ребенка представлены не столько количественные показатели, как например, рост словарного запаса, сколько умение правильно, полно и точно, согласно коммуникативной ситуации и общепринятыми нормам общения, сформулировать свою мысль, выстроить высказывание, доступное и понятное для собеседника.

Исследователи отмечали, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию ребенка, влияют на общий уровень его деятельности, а их отсутствие затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности.

Значение сформированных коммуникативных навыков оказывается наиболее очевидным, когда ребенок начинает обучение в школе, когда неразвитость элементарных навыков препятствует общению ребенка со сверстниками и взрослыми, портит результат обучения.

Несмотря на внимание, которое уделяется данному вопросу, в настоящее время продолжается поиск эффективных средств, методов, приемов, технологий, направленных на коммуникативное развитие детей дошкольного возраста. Так как основная цель развития коммуникативных навыков — это развитие коммуникативной компетентности, направленности на сверстника, расширение и обогащение опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками, то на первый план должны выходить технологии, которые отвечают всем этим требованиям.

Актуальность коммуникативного развития подтверждается принятыми образовательными стандартами, в которых социально-коммуникативное развитие отнесено к основным направлениям развития дошкольника и направлено, в том числе, на овладение детьми дошкольного возраста способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми и сверстниками.

В связи с этим перед дошкольным образованием стоит важная задача, связанная с организацией условий в детском саду, которые бы удовлетворяли потребности ребенка в развитии и способствовали его позитивной социализации и развитию коммуникативных навыков.

На основании вышеизложенного, мы воспитатели детского сада № 277 пришли к выводу, что эффективно реализовать содержание этой области помогает технология групповой сбор «Утренний круг» и «Вечерний круг».

Групповой сбор можно рассматривать как инструмент, создающий условия для позитивного и образовательного роста детей. Он проходит в атмосфере естественного социального и эмоционального взаимодействия с сверстниками и взрослыми, где взрослый выступает наравне с детьми. Основная задача таких сборов заключается в развитии навыков самосознания и взаимопонимания, а также для установления эмоционального контакта как всей группы в целом, так и каждого её члена индивидуально. Чтобы начался процесс обучения и развития, дети должны иметь интерес к тому, что они делают, слышат, видят.

Технология круга в дошкольном образовании впервые была предложена известным педагогом Марией Монтессори, а позже была использована и другими педагогами. Так, например, в методическое обеспечение Примерной общеобразовательной программы Н. Е. Вераксы [2] «От рождения до школы» включено методическое пособие Гришаевой Н. П. [3] «Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации». Одно из направлений этих технологий предполагает внедрение и апробацию «Утреннего сбора» в образовательный процесс ДОУ.

Похожая же технология «Детский совет», разработанная авторским коллективом программы дошкольного образования «Вдохновение», адаптированная Л. В. Свирской [4] для работы с дошкольниками.

Общая cущность этих технологий предполагает взаимодействие, объединение детей и взроcлых вокруг событий и совместных дел, обеcпечивая им позицию полноправныx cубъектов этой деятельности и cоcтоит:

– в формировании уважения и интереса к каждому участнику группы, учитывая его индивидуальные черты;

– в способности распознавать и осмыслять свое и чужое эмоциональное состояние, а также корректировать его с помощью слов;

– в улучшении навыков и культуры общения, включая приветствия и комплименты;

– в создании положительного эмоционального фона, будь то позитивное или деловое настроение;

– в развитии речевых и коммуникативных навыков: умении высказывать собственное мнение, аргументировать его;

– в умении выбирать из личного опыта наиболее значимые и интересные события, кратко и последовательно их излагать, а также внимательно слушать сверстников и конструктивно реагировать на их мнения;

– в развитии способности самостоятельно выбирать и планировать свою деятельность, а также договариваться о совместной работе с другими, что способствует формированию у детей ключевых компетенций.

Как форма организации детского коллектива в начале дня использование «Круга», включает в себя обязательное приветствие друг друга и педагога, пальчиковые игры, музыкальные минутки. «Круг» — это групповая беседа с детьми, точнее — самих детей при минимальном вмешательстве педагога. Темы для обсуждений могут быть самые разнообразные: смены сезонов, семейные будни и праздники, разучивание коротких песенок и т. д.

Преимущества реализации этой технологии таковы, что можно заключить следующее:

– Технология утреннего и вечернего круга, внедряемая в образовательный процесс группы может стать незаменимым фактором, способствующим сплочению детского коллектива, формированию детского сообщества.

– Технология позволяет педагогам решать различные задачи, в том числе и обучающие, диагностические, коммуникативные

– Технология позволяет включать в процесс детей с различными психофизиологическими особенностями, детей застенчивых, малообщительных.

По мнению таких педагогов, как Гришаева Н. П., Свирская Л. В. технология утреннего и вечернего круга является эффективным средством формирования социальных компетенций дошкольников. Рассмотрим подробнее утренний и вечерний круги.

Утренний круг — принятая в мировой практике форма работы, позволяющая достигнуть баланса инициатив взрослых и детей, развить у детей способность управлять своей свободой и выбирать содержание своего обучения; поддержка разнообразия детей и детства.

Технологически групповой сбор «Утренний круг» прост в проведении, легко воспринимается взрослыми и детьми любого возраста, значительно меняет характер взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса и закладывает основу для других позитивных изменений. Групповой сбор мотивирует детей к инициативной, активной самостоятельной деятельности, обращаясь к таким человеческим потребностям, как чувствовать себя значимым, управлять собой, своим временем, действительностью, отношениями с другими людьми, радоваться, веселиться и развиваться.

Вечерний круг проводится в форме рефлексии — обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня. Вечерний круг помогает детям научиться осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников. Дети учатся справедливости, взаимному уважению, умению слушать и понимать друг друга. В теплое время года вечерний круг можно проводить на улице.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что технология «Утреннего и вечернего круга» может стать хорошим помощником, способствующим объединению детей, налаживанию дружеских доверительных отношений со сверстниками, формированию дружного коллектива и является эффективным средством формирования социально-коммуникативных навыков у дошкольников.

Литература:

  1. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребёнка. Педагогика 2015–214 с.
  2. Веракса, Н. Е. ООП ДО «От рождения до школы». / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: МОЗАИКА — СИНТЕЗ, 2016. — 368 с.
  3. Гришаева, Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации, изд-во «ВЕНТАНА- ГРАФ»,2015. — 184 с
  4. Свирская Л. В. Детский совет: методические рекомендации для педагогов М.: Издательство «Национальное образование», 2015. 5.
Основные термины (генерируются автоматически): вечерний круг, ребенок, групповой сбор, дошкольный возраст, дошкольное образование, навык, сверстник, детский коллектив, детский сад, коммуникативное развитие.


Ключевые слова

коммуникация, технология, общение, социально-коммуникативные навыки, вечерний круг, утренний круг, коммуникативное развитие

Похожие статьи

Формирование коммуникативных навыков у подростков во внеурочное время

В статье автор представляет направления работы во внеурочное время с подростками по формированию коммуникативных навыков.

Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста

В статье автор представляет опыт работы по развитию коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в рамках реализации психолого-педагогического проекта.

Пути и способы формирования коммуникативной компетенции учащихся педагогического колледжа

В статье автор определяет эффективные пути, методы и приёмы формирования коммуникативной компетенции будущих педагогов.

Развитие коммуникативных умений обучающихся с использованием интерактивных технологий на уроках физической географии

Статья посвящена изучению влияния интерактивных технологий на развитие коммуникативных умений обучающихся на уроках физической географии. В материале рассматривается как интерактивные технологии могут оказывать влияние на образовательный процесс, вза...

Развитие коммуникативных умений младших школьников посредством игры во внеурочной деятельности

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования рекомендовано применение системно-деятельностного подхода, как в урочное время, так и во внеурочной деятельности, что подразумевает развитие личности младших школьн...

Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

В статье представлено определение понятия театрализованной игры и результаты исследования формирования коммуникативных навыков детей посредством театрально-игровой деятельности.

Игра как метод формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста

В статье представлена актуальность и важность формирования межличностных отношений у младших школьников, определения основных понятий по проблеме, теоретически обоснована эффективность использования игры для оптимизации коммуникативных умений детей м...

Возрастные особенности развития коммуникативных навыков у младших школьников

В статье рассматриваются психологические и педагогические стороны особенностей развития навыков общения у детей младшего школьного возраста, проблема развития коммуникативных навыков.

Использование ИКТ на уроках технологии как инновационный метод обучения

В статье рассматривается значение использования информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе. В частности, описываются возможности ИКТ как средства повышения эффективности школьного образования в процессе преподавания технологи...

ИК-технологии как инструмент деятельности современного педагога

Статья посвящена вопросу применения современным педагогом информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе, с целью повышения качества образования, эффективного развития практических навыков, знаний и интеллектуальных способ...

Похожие статьи

Формирование коммуникативных навыков у подростков во внеурочное время

В статье автор представляет направления работы во внеурочное время с подростками по формированию коммуникативных навыков.

Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста

В статье автор представляет опыт работы по развитию коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в рамках реализации психолого-педагогического проекта.

Пути и способы формирования коммуникативной компетенции учащихся педагогического колледжа

В статье автор определяет эффективные пути, методы и приёмы формирования коммуникативной компетенции будущих педагогов.

Развитие коммуникативных умений обучающихся с использованием интерактивных технологий на уроках физической географии

Статья посвящена изучению влияния интерактивных технологий на развитие коммуникативных умений обучающихся на уроках физической географии. В материале рассматривается как интерактивные технологии могут оказывать влияние на образовательный процесс, вза...

Развитие коммуникативных умений младших школьников посредством игры во внеурочной деятельности

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования рекомендовано применение системно-деятельностного подхода, как в урочное время, так и во внеурочной деятельности, что подразумевает развитие личности младших школьн...

Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

В статье представлено определение понятия театрализованной игры и результаты исследования формирования коммуникативных навыков детей посредством театрально-игровой деятельности.

Игра как метод формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста

В статье представлена актуальность и важность формирования межличностных отношений у младших школьников, определения основных понятий по проблеме, теоретически обоснована эффективность использования игры для оптимизации коммуникативных умений детей м...

Возрастные особенности развития коммуникативных навыков у младших школьников

В статье рассматриваются психологические и педагогические стороны особенностей развития навыков общения у детей младшего школьного возраста, проблема развития коммуникативных навыков.

Использование ИКТ на уроках технологии как инновационный метод обучения

В статье рассматривается значение использования информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе. В частности, описываются возможности ИКТ как средства повышения эффективности школьного образования в процессе преподавания технологи...

ИК-технологии как инструмент деятельности современного педагога

Статья посвящена вопросу применения современным педагогом информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе, с целью повышения качества образования, эффективного развития практических навыков, знаний и интеллектуальных способ...

Задать вопрос