В данной статье раскрывается значимость художественной литературы на уроках истории при изучении исторических событий, связь литературы и с историей, перечисляются стадии восприятия художественной литературы, приводятся примеры художественных произведений.
Ключевые слова: художественная литература, ценностное отношение, историческое событие.
В современном мире чтение художественной литературы утратило свою уникальную ценность. Оно, как правило, заменяется просмотром фильма или прослушиванием аудиокниги. Современные дети проводят большую часть времени перед мониторами, но виртуальный мир не позволяет осмыслить, воспринять, пережить и запомнить прочитанную книгу.
Художественная литература служит как средство развития человеческих качеств (доброта, сочувствие, ответственность, уважительное отношение к другим, смелость и др.), способствует развитию воображения, представления, критического мышления, расширяет кругозор, формирует личный и нравственный опыт.
Также художественная литература формирует историческое сознание, мировоззрение. Используя на уроках истории художественную литературу, у обучающихся складывается полноценная картина исторического прошлого, потому что именно художественные произведения служат основным источником описания сведений конкретного исторического события [1, с. 46].
На основе вышеизложенного, очевидно, что художественная литература взаимосвязана с историей. Потому как литература обращена к истории, хранит в себе её память, а история в свою очередь находит отражение в художественных произведениях.
Художественный образ исторических событий, описываемых с помощью метафор, эпитетов влияет на восприятие обучающихся несравненно действеннее, понятнее и доступнее, чем научные работы. Историческое событие одновременно является носителем культурно-исторической памяти и личностно-биографического воспоминания, синтез исторического и бытового в эмоциональном восприятии и переживании оказывает более эффективное воздействие на обучающихся [2, с. 93].
Таким образом, использование художественной литературы на уроках истории имеет воспитательное значение, обогащает историческое сознание человека, наполняет его достойным содержанием, способствует формированию ценностного отношения к историческим событиям.
Например, «Никифорова О. И. выделяет в развитии восприятия художественного произведения три стадии:
— непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе — работа воображения);
— понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление);
— влияние художественной литературы на обучающегося (через чувства и сознание)» [3, с. 708].
При подготовке к уроку истории обучающийся обращается к художественному произведению, которое красочно описывает историческое событие, посредством, выражает внутреннюю инициативность, становится как бы соучастником описываемых событий. Тем самым обучающийся запоминает основные действия персонажей исторического события и с легкостью производит их на уроке.
Воспринимая художественное литературное произведение, обучающиеся, переживая за участников события, могут дать сознательную оценку их поступкам, используя в своих рассуждениях истории, которые они наблюдали. Они активно могут включаться в беседу, защищать или поругать героев событий. Сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета и сравнивать события, изображенные в произведении, помогают обучающимся понять, что каждое событие уникально, имеет свою предысторию, персонаж события имеет свои чувства, мысли, переживания [5].
В школьной практике используют такие художественные произведения, как «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Песнь о Роланде», «Слово о полку Игореве», «Полтава», «Медный всадник», «Капитанская дочка» А. С. Пушкина, «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя, «Тихий Дон» М. А. Шолохова, отрывки из романа «Война и мир» Л. Н. Толстого и др. [4, с. 99].
Таким образом, привлекаемые на уроках истории художественные образы усиливают познавательную направленность преподавания, дают учителю возможность довести до сознания учащихся идейное содержание темы в доступном конкретном виде, способствуя более прочному закреплению в памяти учащихся изучаемого исторического события.
Литература:
1. Боровкова, О. В. Проблемы определения исторического события / О. В. Боровкова // Вестник Томского государственного университета. — 2013. — № 375. — С. 46–50.
2. Коник, О. Г. Особенности художественно-эстетического восприятия детей дошкольного возраста / О. Г. Коник // Проблемы современного педагогического образования. — 2019. — С 91–94.
3. Любаев, А. В. Восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста / А. В. Любаев // Молодой ученый. — 2015. — № 21 (101). — С. 707–709.
4. Шоган, В. В. Методика преподавания истории в школе: новая технология личностно-ориентированного исторического образования: учебное пособие / В. В. Шоган. — Ростов-на-Дону, 2007. — 475 с.
5. Шоган, В. В. Методика обучения истории. Художественные образы на уроках истории: учебное пособие для вузов / В. В. Шоган, Е. В. Сторожакова. — [Электронный ресурс]. — URL: https://urait.ru/bcode/447788 (дата обращения: 16.09.2024).